Святитель Савва, архиепископ Сербский
Январь 24th 2011 -
Дѣятельность Саввы и слава о новомъ мѵроточивомъ чудотворцѣ Симеонѣ привлекали вниманіе къ Сербіи и окрестныхъ странъ. Въ тяжелыя тогдашнія времена многіе искали убѣжища у сербскаго великаго жупана Стефана и находили защиту. Чудотворная молитва святаго Саввы касалась и таковыхъ.
Къ великому жупану сербскому Стефану бѣжалъ подъ защиту болгарскій бояринъ Стрезъ, родственникъ царя болгарскаго Калояна, погибшаго при походѣ на Солунь во время занятія латинянами Царьграда. Новый болгарскій царь Борисъ (или Борилъ) требовалъ выдачи Стреза, какъ родственника прежняго царя. Стефанъ не только не выдалъ искавшаго защиты бѣглеца, но оказывалъ ему всякое покровительство и даже далъ во владѣніе городъ Просѣкъ, на рѣкѣ Вардарѣ, съ областью. Стрезъ оказался, однако, неблагодарнымъ и жестокимъ. Онъ мучилъ своихъ подданныхъ и, наконецъ, поднялъ возстаніе противъ Стефана. Должна была произойти кровавая битва. Святый Савва былъ глубоко огорченъ и употребилъ свои мѣры, чтобы предотвратить кровопролитіе. Онъ смѣло пошелъ въ лагерь Стреза и, что удивительно, былъ благосклонно принятъ этимъ жестокимъ владѣтелемъ, который встрѣчалъ его и зналъ при дворѣ Стефана. Савва всячески убѣждалъ его не проливать напрасной крови, отказаться отъ своего намѣренія, вспомнить благодѣянія Стефана и заключенный съ нимъ передъ святымъ Евангеліемъ въ церкви союзъ названнаго братства. Стрезъ оставался упорнымъ. Тогда Савва сказалъ, что между нимъ и Стефаномъ разсудитъ Богъ, и удалился. Ночью Савва обратился съ горячей ко Господу молитвой, чтобы Онъ направилъ оружіе неблагодарнаго Стреза противъ него самого. И въ ту же ночь къ Стрезу является неизвѣстный грозный юноша, взимаетъ оружіе Стреза и, поразивши его, исчезаетъ. Стрезъ издаетъ вопли и умоляетъ позвать къ нему Савву, считая поразившаго его посланцемъ Саввы. Но Савва удалился изъ лагеря, и его не нашли. Стрезъ скончался, а дружина его быстро разсѣялась; кровопролитіе было устранено.
Много дѣла полезнаго и благотворнаго было святому Саввѣ въ его отечествѣ, которое онъ горячо любилъ. Но сильна была его любовь къ святой горѣ, по которой онъ тосковалъ и непрестанно стремился туда возвратиться. Много разъ заявлялъ онъ о семъ своемъ желаніи брату Стефану, который съ горестью выслушивалъ эти заявленія и всячески старался удержать Савву при себѣ. Савва оставался, но потомъ опять обращался съ просьбами объ отпускѣ, наконецъ рѣшился окончательно. Съ грустію проводилъ его до греческихъ предѣловъ державный Стефанъ, не теряя, однако, надежды, что это удаленіе будетъ опять только временнымъ; сокрушались, провожая Савву, и всѣ его соотечественники.
Какъ грустны были проводы Саввы изъ Сербіи, такъ радостна была его встрѣча на Аѳонѣ не только иноками Хиландарскаго монастыря, но и всѣми святогорцами.
Съ новымъ усердіемъ Савва опять сталъ подвазаться на святой горѣ, предаваясь уединенію, молчанію и богомыслію. Но въ тоже время онъ продолжалъ и дѣла благотворительности, безъ чего никогда и нигдѣ онъ не могъ жить: снова онъ призиралъ убогихъ, подавалъ милостыню нищимъ, благотворилъ церквамъ и помогалъ подвижникамъ.
Такъ прошло нѣсколько лѣтъ. Въ Сербіи сожалѣли объ удаленіи Саввы и желали его возвращенія. Не разъ нисалъ къ нему объ этомъ братъ Стефанъ. Савва оставался, однако, непреклоннымъ. Но вотъ произошло такое событіе, которое заставило всѣхъ особенно желать возвращенія Саввы въ отечество: вдругъ прекратилось истеченіе мѵра отъ раки святаго Симеона. Всѣ увидѣли въ семъ гнѣвъ Божій и горячо желали молитвъ Саввы при гробѣ Симеона. Приведенный въ ужасъ, Стефанъ написалъ убѣдительное посланіе къ Саввѣ, умоляя его прибыть въ Сербію и, вмѣстѣ съ нимъ и со всѣмъ народомъ, помолиться у гроба мѵроточиваго старца Симеона о возвращеніи благодати мѵроточенія. Святый Савва внялъ этому моленію, но и на сей разъ лично самъ не отправился въ Сербію, а послалъ нѣкоего инока Иларія, вручивъ ему горячее молитвенное посланіе къ своему святопочившему родителю Симеону, которое должно было быть прочитано у гроба святаго въ присутствіи державнаго Стефана и народа послѣ богослуженія и молебна. Въ своемъ посланіи сынъ по естеству обращался къ Симеону — какъ отецъ къ духовному сыну, ибо таковымъ при жизни своей старецъ Симеонъ признавалъ Савву, склонившаго его оставить міръ и избрать иноческій путь ко спасенію. Инокъ Иларій исполнилъ все такъ, какъ указалъ Савва. Послѣ прочтенія посланія Саввы при ракѣ Симеона вдругъ по храму разнеслось благоуханіе и снова стало истекать отъ раки благодатное мѵро, приносившее тутъ же цѣленіе болящимъ. Всѣ горячо возблагодарили Господа Бога за великую Его милость и дивились духовной мощи подвижника Саввы. Это чудо принесло утѣшеніе и ободреніе всей Сербіи.
Въ тѣ времена совершились великія событія на православномъ востокѣ, который тяжко пострадалъ отъ латинянъ. Царствующій градъ Константинополь взятъ былъ въ 1204 году латинянами. Греческій царь и патріархъ должны были искать иного мѣста для того, чтобы стараться о возстановленіи раззореннаго царства и утвержденіи много пострадавшаго православія. Въ сосѣднихъ православныхъ державахъ Болгаріи и Сербіи были свои бѣды и нужды, и государи сербскіе и болгарскіе усердно старались отстоять и свою независимость въ эти тяжелыя времена, и чистое православіе.
Святый Савва лучше, чѣмъ кто либо изъ его славянскихъ современниковъ, зналъ положеніе дѣлъ, бѣды и нужды на православномъ востокѣ. Какъ въ благопріятные дни царства греческаго онъ нерѣдко бывалъ въ Царьградѣ и имѣлъ сношенія съ царями, такъ и теперь, во времена бѣдствій, онъ не прекратилъ сношеній съ греческимъ царемъ и патріархомъ. Царь Ѳеодоръ Ласкарисъ и патріархъ имѣли тогда мѣстопребываніе въ Малой Азіи, въ городѣ Никеѣ, прославленномъ бывшими въ немъ святыми вселенскими соборами первымъ и седьмымъ. У святаго Саввы не мало было надобностей явиться къ царю и патріарху какъ по дѣламъ своего Хиландарскаго аѳонскаго монастыря, такъ и по нуждамъ его отечества, Сербіи. Онъ рѣшился отправиться въ Никею.
Царь Ѳеодоръ Ласкарисъ находился въ близкихъ родственныхъ отношеніяхъ съ сербскимъ великимъ жупаномъ: сынъ Стефана, стало быть родной племянникъ святаго Саввы, былъ женатъ на дочери царя Ѳеодора Ласкариса. Сербскій царствующій домъ, начиная со Стефана Немани, въ это время уже прославленнаго святаго Симеона, и съ прежними государями былъ въ родствѣ и пользовался уваженіемъ съ ихъ стороны. Теперь же особенно близки стали отношенія между сербскимъ и греческимъ государями и по родственнымъ отношеніямъ, и по общимъ нуждамъ защиты свободы и православія отъ латинянъ. Не удивительно посему, что святый Савва принятъ былъ въ Никеѣ царемъ и патріархомъ не только благосклонно, но весьма радушно. Всѣ просьбы Саввы относительно дѣлъ Хиландарскаго монастыря были вполнѣ удовлетворены.
Но мысли и заботы святаго Саввы не ограничивались только Хиландарскимъ монастыремъ: они не менѣе устремлены были и на нужды и пользы отечества, на его независимость и самостоятельность государственную и церковную.
Мудрый Савва нашелъ, что теперь представилось благопріятное время для пріобрѣтенія для Сербіи церковной самостоятельности.
Покончивъ съ дѣлами по Хиландарскому монастырю, святый Савва обратился къ царю Ѳеодору съ важной просьбой относительно сербской Церкви. Онъ краснорѣчиво и подробно изложилъ состояніе вѣры въ своемъ отечествѣ; указалъ на заботы и успѣхи въ дѣлѣ сохраненія и поддержанія чистоты православія въ тѣ трудныя времена, когда распространялась на православномъ востокѣ у южныхъ славянъ и грековъ нечестивая богомильская ересь, и когда какъ на грековъ, такъ и на славянъ православныхъ наступили съ запада латиняне. Но, чтобы эти заботы и успѣхи въ дѣлѣ вѣры были прочны, необходимо было, какъ доказывалъ Савва, имѣть Сербіи не одного епископа, поставляемагося царьградскимъ патріархомъ, какъ было доселѣ, а архіепископа, самостоятельнаго или автокефальнаго, который самъ учреждалъ бы епархіи и поставлялъ на нихъ епископовъ вмѣстѣ съ сербскимъ духовнымъ соборомъ. Такая важная просьба привела сначала въ смущеніе царя и патріарха. Но, послѣ размышленій и разсужденій, и царь и патріархъ признали, что, удовлетворивъ такую просьбу, они и Сербіи принесутъ, и для себя получатъ великую пользу: Сербія, получивъ самостоятельнаго архіепископа и учредивъ новыя епархіи, будетъ легче защищать и утверждать православіе и не поддастся на соблазны латинства, а вмѣстѣ возвысится среди сосѣднихъ государствъ; Греція, въ благодарность за это благодѣяніе, получитъ въ лицѣ сербскаго государя друга и союзника въ борьбѣ съ врагами имперіи.
Когда такимъ образомъ сей важный вопросъ въ основѣ былъ благопріятно для Сербіи рѣшенъ, святый Савва просилъ возвести въ санъ архіепископа сербскаго одного изъ сопутствовавшихъ ему старцевъ іеромонаховъ. Но ни царь, ни патріархъ не нашли возможнымъ поступить согласно предложенію Саввы: они сказали, что никого не желаютъ возводить въ сей высокій санъ, кромѣ самого просителя и ходатая. Такой оборотъ дѣла былъ для смиреннаго Саввы совершенно неожиданнымъ: онъ и не помышлялъ объ этомъ. Но воля царя и патріарха была непреклонна. По обычаю помолившись Господу Богу и внявъ убѣжденіямъ какъ царя съ патріархомъ, такъ и своихъ спутниковъ, Савва усмотрѣлъ въ семъ волю Божію и согласился. Царь распорядился дать изъ своей казны все необходимое для поставленія въ высокій санъ автокефальнаго архіепископа. И вотъ вселенскій патріархъ Германъ въ праздникъ Успенія Пресвятой Богородицы въ 1222 году рукоположилъ Савву въ архіепископа сербскаго въ присутствіи царя и вельможъ.
Обласканный, почтенный высокимъ саномъ и богато-одаренный царемъ и патріархомъ, Савва пошелъ въ обратный путь. Моремъ онъ достигъ святой горы Аѳонской. Вѣсть о возведеніи Саввы въ архіепископа предупредила его возвращеніе. Всѣ аѳонскіе подвижники отъ прота до послѣдняго отшельника старались и спѣшили получить благословеніе отъ новопоставленнаго и привѣтствовать его. Особенно велика радость была въ монастырѣ Хиландарскомъ, но вмѣстѣ и печаль: предстояло быть можетъ навсегда разстаться съ великимъ основателемъ обители и незамѣнимымъ руководителемъ иноковъ. Протъ и игумены всѣхъ важнѣйшихъ монастырей аѳонскихъ одинъ за другимъ просили Савву посѣтить ихъ обители, совершить архіерейское служеніе и рукоположить нѣкоторыхъ въ санъ діакона и іерея. Святый Савва со тщаніемъ исполнялъ сіи прошенія: его душѣ отрадно было вновь посѣтить обители, которыя онъ такъ чтилъ и любилъ, и помолиться въ нихъ.
Наставивъ въ послѣдній разъ братію своего Хиландарскаго монастыря жить по его уставамъ и завѣтамъ, святый Савва отправился въ отечество въ сопровожденіи немалаго числа иноковъ, своихъ учениковъ и сподвижниковъ, которыхъ онъ намѣревался поставить потомъ въ Сербіи на важныя духовныя должности. Грустилъ Савва, разставаясь съ столь любимой имъ святой горой, но утѣшался отъ сознанія высоты того служенія, на которое онъ шелъ въ свое отечество.
Свой путь съ Аѳона Савва держалъ на знаменитый городъ Солунь. Здѣсь онъ прежде всего поклонился мощамъ великомученика Димитрія мѵроточца, а затѣмъ отправился къ солунскому владыкѣ, митрополиту Константію, съ которымъ издавна находился въ любви и тѣсной дружбѣ. Съ симъ митрополитомъ Савва много бесѣдовалъ о трудныхъ дѣлахъ церковнаго управленія и искалъ у него совѣтовъ и указаній. Святый Савва пробылъ въ Солуни значительное время, живя въ своемъ монастырѣ Филокаліи, которому теперь онъ принесъ новые и богатые дары.
Просвѣщенный Савва посвятилъ проведенное здѣсь время книжному дѣлу: для управленія самостоятельною Церковію ему нужны были церковные и гражданскіе законы. Пріобрѣтеніемъ таковыхъ книгъ на греческомъ языкѣ, который Савва зналъ въ совершенствѣ, и переводомъ ихъ на славянскій языкъ, онъ и занялся. Плодомъ трудовъ его было появленіе въ свѣтъ на славянскомъ языкѣ Кормчей книги, которою потомъ воспользовались для церковнаго управленія не только Сербы, но Болгары и Русскіе.
Подготовившись, такимъ образомъ, къ своему высокому служенію, Савва пошелъ въ отечество, пославъ предварительно своему брату великому жупану сербскому Стефану посланіе, извѣщая обо всемъ происшедшемъ съ нимъ и о своемъ возвращеніи.
Стефанъ и вся Сербія возрадовались возвращенію Саввы въ санѣ архіепископа. Ему устроена была на границѣ Сербіи торжественная встрѣча, въ которой, однако, Стефанъ лично не могъ принять участія, такъ какъ былъ боленъ и лежалъ въ постели. Встрѣченный съ великою радостію вельможами и народомъ, Савва прибылъ къ брату и молитвою своею воздвигъ его отъ одра болѣзни, благословилъ и братски облобызалъ.
Тутъ же оба брата стали заботиться объ устроеніи церкви. Прежде заложенный монастырь Жичу они порѣшили скорѣе окончить и въ немъ основать архіепископскую каѳедру.
Повидавшись съ братомъ и принявъ необходимыя первоначальныя мѣры относительно церковныхъ дѣлъ, святый Савва отправился въ Студеницкій монастырь ко гробу своего родителя и братіи, которою онъ правилъ передъ своимъ путешествіемъ на востокъ, какъ архимандритъ.
Облобызавъ гробницу святаго Симеона, обильно источавшую цѣлебное мѵро, Савва занялся поученіемъ иноковъ и устроеніемъ церковныхъ дѣлъ.
Теперь, облеченный архіепископскою властію, онъ рѣшительнѣе сталъ продолжать дѣло насажденія въ Сербіи иноческаго подвижничества по образцамъ подвижничества аѳонскаго. Онъ вводилъ порядокъ и уставы касательно какъ общаго церковнаго богослуженія, такъ и келейнаго правила и всего поведенія иноческаго.
Уже ранѣе святымъ Саввою вмѣстѣ съ братомъ Стефаномъ было положено основаніе новому монастырю въ Жичѣ съ великою церковію Вознесенія Господня. Здѣсь рѣшено было угвердить сербскую архіепископскую каѳедру. Савва отправился сюда и приступилъ къ быстрому завершенію постройки и украшенія обители.
Самою первою и главною заботою святаго Саввы, ставшаго теперь архіепископомъ, было устроеніе сербской Церкви. Все пространство сербскихъ владѣній Савва раздѣлилъ на двѣнадцать епархій и поставилъ для нихъ епископовъ, избравъ достойныхъ лицъ, главнымъ образомъ изъ своихъ учениковъ и сподвижниковъ. Новопоставленныхъ епископовъ онъ научилъ, какъ слѣдуетъ править паствою, и вручилъ имъ книги законовъ для церковнаго управленія.
Спустя нѣкоторое время, Савва собралъ общій сербскій церковный соборъ изъ епископовъ, чернаго и бѣлаго духовенства и мірянъ для укрѣпленія истинной православной вѣры. Тогда въ Сербіи было много неустройствъ въ дѣлѣ вѣры: существовала и нечестивая ересь богомильская, были и остатки язычества, много было вообще разныхъ нестроеній и пороковъ среди христіанъ. На соборѣ святый Савва произнесъ обширное и краснорѣчивое поученіе объ утвержденіи православія. Изложено было вновь православное исповѣданіе вѣры, осуждены ереси и приняты мѣры къ искорененію разныхъ суевѣрій, нестроеній и пороковъ.
Между прочимъ, выяснилось, что много было жившихъ въ брачномъ сожительствѣ, но безъ церковнаго вѣнчанія; многіе такъ жили давно и имѣли уже дѣтей, даже взрослыхъ. Святый Савва изъ своихъ учениковъ избралъ достойныхъ, поставилъ ихъ протопопами и разослалъ по странѣ вѣнчать тѣхъ мужей и женъ, которые оставались безъ вѣнчанія, причемъ приказано было вмѣстѣ съ родителями вѣнчать и ихъ взрослыхъ дѣтей. Тѣмъ же протопопамъ поручено было искоренять и другіе недостатки въ духовной жизни страны.