Святитель Савва, архиепископ Сербский

Январь 24th 2011 -

Вскорѣ болгарскій царь, принявъ благословеніе святаго Саввы, выѣхалъ изъ города ради охоты; между тѣмъ святый Савва тяжко заболѣлъ и чувствовалъ приближеніе кончины.

Онъ собралъ около себя своихъ учениковъ и спутниковъ и сдѣлалъ предсмертныя распоряженія. Во время своего путешешествія по Востоку онъ собралъ множество святынь и драгоцѣнныхъ вещей для своего отечества: святыхъ мощей, сосудовъ, книгъ, ризъ и иной утвари церковной; многое изъ сихъ предметовъ онъ получилъ въ даръ, многое пріобрѣлъ покупкою. Всѣ сіи сокровища онъ распредѣлилъ точно, что куда слѣдуетъ отдать, и послалъ впередъ себя въ отечество.

Между тѣмъ болѣзнь усиливалась. Въ одинъ субботній вечеръ Савва призвалъ своихъ учениковъ и велѣлъ имъ почить на нѣкоторое время, потому что потомъ предстоитъ имъ бодрствовать болѣе. Въ полуночи святый Савва исполнился особенной духовной радости и въ горячей молитвѣ ко Господу ждалъ своей кончины, которая засимъ вскорѣ и послѣдовала въ присутствіи его учениковъ.

Благоговѣйно обрядивъ тѣло почившаго, ученики стали заботиться о погребеніи. Немедленно послано было извѣщеніе царю болгарскому, который приказалъ патріарху болгарскому Іоакиму торжественно похоронить святаго Савву въ храмѣ сорока мучениковъ въ Терновѣ, что и было исполнено со славою и честію. Царь приказалъ по случаю погребенія сербскаго архіепископа раздать изъ своей казны большую сумму золота нищимъ и убогимъ. Самъ святый Савва предъ смертію своею завѣщалъ такъ же вклады и вещами и казною на свое погребеніе и поминовеніе въ храмъ сорока мучениковъ.

Спустя немного лѣтъ по преставленіи святаго Саввы, преемникъ его, архіепископъ сербскій Арсеній, и сербскій краль Владиславъ рѣшили перенести прахъ покойнаго перваго сербскаго архіепископа изъ Тернова въ отечество. Краль отправилъ посольство къ тестю съ просьбою о разрѣшеніи перенести останки почившаго пастыря. Но болгарскій царь Іоаннъ, патріархъ и народъ никакъ не хотѣли отпустить и для нихъ драгоцѣнный гробъ. Они отвѣчали, что если бы гробъ оставался въ небреженіи, то сербы могли бы требовать перенесенія праха, между тѣмъ гробница находится въ главномъ храмѣ, богато украшена и окружена всяческимъ попеченіемъ.

Владиславъ отправилъ второе посольство, но и оно не имѣло успѣха. Тогда онъ рѣшилъ отправиться къ тестю лично, въ сопровожденіи вельможъ и епископовъ. Но и личное прошеніе Владислава сначала не могло склонить болгарскаго царя на отпускъ тѣла святаго Саввы. Какъ ни ласково, ни почтительно царь Іоаннъ принялъ своего зятя, онъ все-таки не хотѣлъ разстаться съ дорогимъ и для болгаръ гробомъ. Только ниспосланное свыше ночное видѣніе царю Іоанну заставило его не противиться просьбѣ сербскаго краля и народа. Царь Іоаннъ послѣ видѣнія уразумѣлъ, что здѣсь воля Божія, а не человѣческая.

Торжественно совершено было перенесеніе праха святаго Саввы. Когда, готовясь къ подъему и перенесенію, открыли гробъ, то обрѣли тѣло нетлѣннымъ. Приспособивъ все тщательно къ далекому путешествію, послѣ молебствія, подняли святыя мощи и пустились въ путь. Краль Владиславъ дивился, какъ все скоро и благопріятно устроилось, ибо царь болгарскій, поощренный видѣніемъ, хотя и рѣшился отпустить тѣло Саввы, но все еще не вполнѣ освободился отъ своего неудовольствія.

Но вскорѣ, послѣ унесенія мощей, одинъ разслабленный чернецъ, по имени Неофитъ, прилегъ на деревянныхъ доскахъ, которыя были при гробѣ святаго Саввы; прикосновеніе къ симъ древамъ принесло ему внезапное исцѣленіе. Сіе чудо принесло великую радость болгарскому народу: чудотворная сила святаго Саввы сохранилась на мѣстѣ его погребенія и по унесеніи его святыхъ мощей. И послѣ совершалось много чудесъ на мѣстѣ, гдѣ стоялъ гробъ святаго Саввы въ храмѣ сорока мучениковъ.

Когда шествіе со святыми мощами приблизилось къ предѣламъ Сербіи, архіепископъ Арсеній, съ епископами и прочимъ духовенствомъ, равно какъ бояре и множество народа вышли въ срѣтеніе, воспѣвая духовныя пѣснопѣнія съ духовною радостію и веселіемъ.

Съ чувствомъ глубокой радости и утѣшенія всѣ лобызали нетлѣнныя мощи святаго Саввы и торжественно принесли ихъ въ монастырь Милешево, только что построенный сербскимъ кралемъ Владиславомъ, какъ его задушбина. Здѣсь былъ уже уготованъ Владиславомъ честный гробъ для положенія мощей святаго Саввы, къ которымъ стало стекаться множество народа со всѣхъ концевъ сербской земли.

Немного времени спустя было явленіе святаго Саввы одному изъ учениковъ его; святый Савва объявилъ, что съ того времени, какъ Господь взялъ его отъ міра земнаго, ему не надлежитъ жить во гробѣ, а лежать въ церкви на видѣніе всѣмъ.

Тогда вновь вынули мощи его изъ земли и положили въ деревянномъ ковчегѣ и поставили посреди великой церкви.

Святый Савва при своей долгой святой жизни совершилъ много благихъ дѣлъ и для отдѣльныхъ людей, и главнымъ образомъ для своего отечества Сербіи, укрѣпивъ въ немъ вѣру и благочестіе, создавъ церковную іерархію и правильное церковное управленіе, давъ примѣръ и образецъ подвижничества. Всѣ свои завѣты онъ предалъ въ своихъ немалочисленныхъ письменныхъ трудахъ.

И люди, жившіе съ нимъ въ одно время, и во всѣ послѣдующія времена, не только одни сербы, но и всѣ православные чтили и чтятъ сего святаго, великаго благодѣтеля и покровителя земли сербской и всего православія.

Примѣчанія:

1. Житіе св. Саввы было написано ученикомъ его, Хиландарскимъ инокомъ Дометіаномъ. Оно положено въ основаніе настоящаго изложенія. Издано Даничичемъ въ книгѣ: «Живот светога Симеуна и светога Саве. У Београду. 1865». Есть другое житіе неизвѣстнаго автора, написанное, однако, вскорѣ послѣ Дометіанова житія и содержащее нѣкоторыя дополнительныя свѣдѣнія. Издано тѣмъ же Даничичемъ въ 1860 г. Оно здѣсь также принято во вниманіе, равно какъ и Дометіаново житіе святаго Симеона.
2. Исаакъ Ангелъ царствовалъ съ 1185 по 1195 годъ.
3. Алексѣй Ангелъ царствовалъ съ 1195 по 1203 годъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
Январь. Книга пятая. М. Синодальная Типографія, 1904

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментарии закрыты.