Святитель Савва, архиепископ Сербский
Январь 24th 2011 -
Много было и такихъ, которые приходили въ монастырь только потому, что слышали о необычныхъ знаменитыхъ подвижникахъ, желали посмотрѣть на нихъ. И всѣхъ таковыхъ Савва ублаготворялъ изъ своихъ средствъ; много было просителей и ни одинъ не оставался безъ удовлетворенія.
Святый Савва создалъ въ Ватопедскомъ монастырѣ палаты, одну съ именемъ своего отца Симеона, другую со своимъ именемъ; эти палаты остались навсегда въ память ихъ.
Все, что было при монастырѣ ветхаго и заброшеннаго, онъ обновилъ и возстановилъ.
Святый Савва, обозрѣвши на Аѳонѣ и въ его предѣлахъ многія метохіи, т. е. монастырскія земли, запустѣвшія и никѣмъ не воздѣлываемыя, разсудилъ пріобрѣсть для Ватопедскаго монастыря: испросивши разрѣшеніе византійскаго императора, онъ обстроилъ ихъ, населилъ и укрѣпилъ за принявшей его и его родителя обителью.
Между тѣмъ старецъ Симеонъ, поживши нѣкоторое время въ Ватопедѣ, рѣшилъ осуществить давнее свое желаніе — обозрѣть всю святую гору, поклониться святымъ церквамъ, посѣтить подвижниковъ и побесѣдовать.
Вмѣстѣ со святымъ Саввою они прежде всего отправились въ монастырь Карею, гдѣ пребывалъ протъ горы Аѳонской. Получивъ его благословевіе и поклонившись святынямъ, Симеонъ и Савва богато одарили монастырь и деньгами и особенно драгоцѣнными вещами: сосудами церковными и прочею утварью, облаченіями, покровами. За таковыя жертвы оба записаны были навсегда въ синодикъ, какъ вторые ктиторы монастыря, ибо первымъ ктиторомъ былъ греческій царь Михаилъ, создавшій храмъ во имя Пресвятой Богородицы въ благодарность за исцѣленіе отъ болѣзни.
Подобнымъ образомъ Симеонъ и Савва посѣтили лавру Иверской Пресвятой Богородицы, именуемой Портатисса, и великую лавру святаго Аѳанасія Аѳонскаго. И сіи обители были обогащены ихъ вкладами, и въ нихъ оба сербскіе благотворителя записаны были вторыми ктиторами.
Посѣщая монастыри и пустыни, дѣлая богатые вклады, Симеонъ и Савва одаряли вездѣ иноковъ и щедро раздавали милостыню всѣмъ нуждающимся.
Во время сего путешествія сербскіе иноки присматривали мѣсто, гдѣ они могли бы устроитъ свой монастырь. Но для сего нужно было разрѣшеніе греческаго царя. Случай испросить таковое вскорѣ представился.
Ватопедскому игумену встрѣтилась неотложная надобность отправиться въ Царьградъ къ императору по монастырскимъ дѣламъ. По совѣщаніи съ иноками игуменъ допросилъ Савву сходить въ Константинополь вмѣсто него. Савва охотно согласился.
Въ Константинополѣ онъ благосклонно былъ принятъ царемъ Алексѣемъ3, которому Стефанъ Неманя приходился сватомъ. Царь конечно давно зналъ о постриженіи Немани и о пребываніи его на Аѳонѣ, а потому подробно разспрашивалъ объ ихъ жизни.
Воздавъ Саввѣ большую честь, царь послалъ богатые дары и Симеону.
Царь благосклонно удовлетворилъ всѣ ходатайства Ватопедскаго монастыря. При этомъ случаѣ Савва обратился къ царю и съ личною просьбою: уступить ему и его отцу на Аѳонѣ запустѣлый небольшой монастырь, по имени Хиландарь. Царь охотно далъ на сіе согласіе, пожаловалъ монастырь со всѣми принадлежавшими ему метохіями и утвердилъ сіе грамотою.
Возвратившись на Аѳонъ, Савва съ радостію разсказалъ своему родителю о своемъ успѣхѣ. Получивъ во владѣніе свое Хиландарь, они присоединили его къ монастырю Ватопедскому, въ которомъ жили, и приступили къ его устроенію.
Это пріобрѣтеніе удовлетворяло лично Симеона и Савву, но не удовлетворяло ихъ сербскихъ соотечественниковъ, во множествѣ притекавшихъ на Аѳонъ для поклоненія святынѣ. Одинъ изъ такихъ благочестивыхъ поклонниковъ обратился къ святому Саввѣ съ совѣтомъ объ устроеніи такого монастыря на Аѳонѣ, который былъ бы постояннымъ и независимымъ прибѣжищемъ для ихъ отечества и въ которомъ могли бы принимать постриженіе и подвизаться желающіе изъ Сербіи. Такой совѣтъ былъ по сердцу святому Саввѣ, горячо любившему свое отечество и пекшемуся о его пользахъ. Онъ сообщилъ о семъ и родителю своему старцу Симеону, который также одобрилъ это намѣреніе.
Савва обратился къ игумену Ватоподскаго монастыря объ уступкѣ имъ запустѣлаго мѣстечка для построенія келлій для сербовъ и для устройства для нихъ особаго монастыря. Но игуменъ, опасаясь ухода изъ Ватопеда такихъ благотворителей, — ни согласился на сію просьбу. Тогда Савва и Симеонъ обратились со своей просьбой къ проту горы Аѳонской и общему собору аѳонскихъ монастырей. Соборъ, во главѣ съ протомъ, охотно согласился удовлетворить просьбу и предложилъ выбирать любое свободное мѣсто для устроенія монастыря для сербовъ.
И вотъ престарѣлый Симеонъ вмѣстѣ съ Саввой снова отправляются путешествовать по Аѳону. Не имѣя возможности по старости лѣтъ ѣздить на конѣ, Симеонъ путешествовалъ на носилкахъ, укрѣпленныхъ между двухъ коней. Много они видѣди прекрасныхъ мѣстъ, но все-таки не нашли ничего лучше излюбленнаго ими Хиландаря. Когда они вернулись изъ путешествія и сообщали свою мысль Ватопедскому игумену, тотъ теперь согласился, боясь, чтобы не разгнѣвались царственные иноки и не оставили совсѣмъ Ватопедскаго монастыря.
Тогда святый Савва принялся за окончательное устроеніе монастыря. Прежде всего онъ возобновилъ и расширилъ древній главный храмъ Хиландарскій во имя Благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Вокругъ монастыря построилъ крѣпостную стѣну съ высокимъ пиргомъ, или башней. Внутри стѣнъ онъ воздвигъ обширныя палаты для жительства иноковъ. Желая расширить владѣнія монастыря, онъ испросилъ у прота и всѣхъ святогорцевъ разрѣшеніе присоединить къ Хиландарю мѣстечко Малею.
Великолѣпно украсивши всѣ зданія, святый Савва вмѣстѣ съ отцемъ своимъ Симеономъ перешелъ изъ Ватопеда на постоянное жительство въ Хиландарь и здѣсь стали оба подвизаться.
Желая болѣе обезпечить за собою и за Сербіей возсозданный монастырь, Савва, послѣ совѣта со своимъ родителемъ, снова отправился въ Царьградъ къ царю Алексѣю. Принятый благосклонно царемъ, онъ разсказалъ ему обо всемъ, что устроено было ими на Аѳонѣ, и просилъ вновь укрѣпить за ними и за ихъ отечествомъ Сербіей ихъ созданіе, а вмѣстѣ просилъ отъ царя и личнаго его участія въ семъ предпріятіи. Царь отнесся сочувственно, утвердилъ всѣ ихъ пріобрѣтенія и отъ себя пожаловалъ въ ихъ владѣніе свой царскій монастырь на Аѳонѣ, по имени Зигъ, и утвердилъ за ними грамотою. Хиландарь со всѣми присоединенными къ нему пріобрѣтеніями и пожалованіями причисленъ былъ къ монастырямъ царскимъ, ставропигіальнымъ, поставленъ былъ такимъ образомъ въ особое льготное положеніе на Аѳонѣ.
Велика была радость святаго Саввы и его отца, старца Симеона, когда Савва вернулся съ такимъ успѣхомъ отъ царя и вручилъ грамоты царскія проту и собору святогорцевъ, которые теперь, согласно волѣ царя, передали монастырь Зигъ во владѣніе Хиландаря. Вскорѣ были сдѣланы и новыя пріобрѣтенія; купленъ былъ у собора старцевъ монастырь святыхъ исповѣдниковъ. Въ пользу Хиландаря пожаловано было основателями много метохій, или доходныхъ имѣній въ ихъ отечествѣ Сербіи.
Итакъ подъ общимъ именемъ Хиландаря объединено было до четырнадцати отдѣльныхъ монастырей и владѣній на Аѳонѣ, что, вмѣстѣ съ денежными вкладами, обезпечило вполнѣ безбѣдное жительство двумъ стамъ иноковъ изъ сербскаго народа. Чтобы обезпечить за Сербіей монастырь Хиландарскій и на будушее время, онъ переданъ былъ основателями въ вѣдѣніе великаго сербскаго жупана Стефана, старшаго сына Симеонова и брата святаго Саввы, какъ наслѣдственное владѣніе сербскихъ государей.
Такъ благополучно осуществились завѣтныя желанія св. Симеона и Саввы относительно созданія на Аѳонѣ монастыря для сербовъ. Обезпеченный матеріально и прославленный подвигами Симеона и Саввы, Хиландарь надолго сдѣлался средоточіемъ просвѣщенія христіанскаго не только для сербовъ, но и для другихъ православныхъ славянъ.
Монашескую жизнь въ Хиландарѣ святый Савва устроилъ по правиламъ монастырей общежительныхъ и написалъ свой уставъ, который оставилъ въ руководство и послѣдующимъ поколѣніямъ подвижниковъ.
На святой горѣ существовали не только общежительные монастыри, но и другіе различные образы подвижничества. Многіе иноки избирали для себя подвижничество скитское: собираясь по два и по три, иноки предавались подвигамъ молчанія и богомыслія.
Святый Савва, усердно изучая разные виды иноческаго подвижничества и стараясь себя испытать во всѣхъ оныхъ, восхотѣлъ подвизаться въ скитѣ. Скитническое подвижничество было особенно распространено около монастыря, носившаго наименованіе Карея. Здѣсь святый Савва купилъ мѣстечко и устроилъ въ немъ сихастарію, или «молчальничество», построилъ при ней церковь во имя св. Саввы Освященнаго, іерусалимскаго, для пребыванія при ней двоимъ или троимъ подвижникамъ. Въ сей сихастаріи онъ и самъ пожилъ нѣкоторое время въ подвитахъ молчанія и богомыслія и написалъ уставъ для подвижничества здѣсь; сей уставъ служилъ для руководства подвижникамъ и въ послѣдующія времена.
Между тѣмъ престарѣлый отецъ его Симеонъ приближался къ исходу изъ сей жизни. Преподобный Савва, постоянно имѣвшій неослабное попеченіе о своемъ родителѣ, не оставлялъ его передъ кончиной. Однажды цѣлую ночь Савва бодрствовалъ въ молитвѣ, предвидя кончину старца. Оставивъ у ложа отца одного изъ иноковъ, самъ отправился на утреннее богослуженіе. Вскорѣ онъ былъ позванъ къ отцу и увидѣлъ, что тотъ готовится къ кончинѣ. Савва снялъ отца съ одра и, въ знакъ великаго смиренія, положилъ его на полъ на рогожку и на ней перенесъ въ церковную припрату, или паперть. Здѣсь старецъ Симеонъ, пробудившись какъ-бы отъ сна, сталъ благословлять своего сына и собравшуюся вокругъ его братію Хиландарскаго монастыря. Въ это время послышался какой-то шумъ, и старецъ Симеонъ сталъ пѣть псаломъ: всякое дыханіе да хвалитъ Господа, съ начала до конца. Всѣ слышали ангельское пѣніе, а старецъ пѣлъ вмѣстѣ съ ангелами — и затѣмъ испустилъ духъ. Раздались рыданія о кончинѣ присноблаженнато брата. Святый Савва проливалъ слезы и радости и скорби вмѣстѣ: радости потому, что сподобился видѣть блаженную кончину старца, cкорби же — потому, что лишился своего родителя и сподвижника.
Послѣ торжественнаго отпѣванія тѣло усопшаго положено было въ мраморной ракѣ въ церкви Пресвятой Богородицы Хиландарской.