Святитель Савва, архиепископ Сербский
Январь 24th 2011 -
Передъ своей кончиной старецъ завѣщалъ сыну своему Саввѣ со временемъ перенести его останки въ отечество Сербію, что потомъ и было исполнено.
Теперь преподобный Савва остался на Аѳонѣ опять одинъ и предавался духовнымъ подвигамъ, непрестанно воспоминая въ молитвахъ своего покойнаго родителя. Не разъ въ ночныхъ видѣніяхъ усопшій являлся Саввѣ, утѣшалъ его, открывалъ о своемъ пребываніи въ обителяхъ небесныхъ и предсказывалъ, что ему, Саввѣ, предстоитъ устроить дѣла вѣры и благочестія въ ихъ отечествѣ.
По прежнему, и еще съ большимъ усердіемъ, Савва предавался дѣламъ благотворительности. Непрестанно онъ раздавалъ милостыню убогимъ и нищимъ, помогалъ бѣднымъ, розыскивалъ нуждающихся подвижниковъ и поддерживалъ ихъ; онъ не могъ отказать ни въ какой просьбѣ о помощи въ дѣлѣ построенія или возобновленія и поддержанія церквей и монастырей, и не только на Аѳонѣ, но и въ другихъ, часто отдаленныхъ мѣстахъ. Иногда оскудѣвали его обыкновенныя средства, которыя разнообразно получались имъ изъ отечества. Но тогда являлась ему помощь свыше. Вотъ какое чудо совершилось съ святымь Саввою предстательствомъ Пресвятой Богородицы.
Не разъ святый Савва бывалъ въ Царьградѣ и по обычаю благотворилъ монастырямъ и церквамъ. Особенно же онъ питалъ любовь къ храму Пресвятой Богородицы Евергетиссы, или Благодательницы. Еще при жизни своего отца, онъ сдѣлалъ большой вкладъ на поминовеніе ихъ рода; — потомъ онъ вмѣстѣ съ родителемъ сталъ вносить ежегодный оброкъ въ пользу сего храма; наконецъ святый Савва на свой счетъ сдѣлалъ въ монастырѣ пристройку, чтобы имѣть себѣ мѣстопребываніе во время посѣщеній Царьграда. Въ одно изъ такихъ посѣщеній является къ нему одна благочестивая и благообразная женщина и говоритъ, что божественною волею ей повелѣно открыть Саввѣ, что на святой горѣ въ предѣлахъ владѣній Хиландарскаго монастыря въ двухъ мѣстахъ въ землѣ сокрыты сокровища, которыми онъ можетъ воспользоваться для своихъ надобностей. Жизнеописатель святаго Саввы высказываеть мнѣніе, что сіе откровеніе получено было Саввою отъ Самой Пресвятой Богородицы, но, по своему смиренію, онъ не явилъ этого. По возвращеніи въ святую гору преподобный Савва воспользовался полученнымъ указаніемъ и дѣйствительно открылъ сокровища въ двухъ мѣстахъ, но взялъ ихъ не ради своей корысти, а ради милостыни убогимъ и нищимъ и для поддержки святогорскихъ церквей и подвижниковъ.
Аѳонскіе монастыри, особенно приморскіе, часто безпокоили и раззоряли морскіе разбойники, или корсары. Разъ они захватили монастырь Каракаллъ, разграбили сокровища и плѣнили иноковъ, вмѣстѣ съ игуменомъ, для продажи хотя-бы въ рабство. Корсары привели плѣнниковъ къ лаврѣ св. Аѳанасія Аѳонскаго, разсчитывая на выкупъ. Лавріоты и выкупили ихъ у разбойниковъ, но подъ условіемъ лишенія монастыря Каракалла самостоятельности и подчиненія его, какъ метохіи, лаврѣ. Послѣ этого выкупленные игуменъ и братія были немилосердно удалены изъ Каракалла. Тогда они обратились къ неизмѣнному благотворителю Саввѣ, который, принявъ къ сердцу бѣдствія иноковъ, снова выкупилъ у лавры монастырь Каракаллъ со всѣми его правами, возвратилъ туда изгнанниковъ и, возстановивъ монастырь послѣ разбойническаго разрушенія, снабдилъ его всѣмъ необходимымъ для возобновленія богослуженія и мирной иноческой жизни.
Подобнымъ образомъ онъ возстановилъ запустѣвшій отъ разбойническихъ разореній монастырь св. сорока мучениковъ, именуемый Ксиропотамъ, богато украсилъ его живописью и снабдилъ всѣмъ необходимымъ. Святый Савва явился такимъ образомъ новымъ ктиторомъ монастыря и установилъ здѣсь навсегда поминовеніе своего державнаго рода.
Изъ года въ годъ святый Савва устраивалъ въ Хиландарѣ торжественное поминовеніе своего родителя на день его кончины. Тогда собирались, по его приглашенію, иноки ото всѣхъ монастырей аѳонскихъ съ протомъ во главѣ. По откровенію свыше, благочестивый Савва зналъ, что родитель его за гробомъ пріобщился къ лику святыхъ и молилъ Господа о прославленіи его и предъ людьми на землѣ, надѣясь и вѣруя, что благочестивое желаніе его не останется тщетнымъ.
Наканунѣ одного изъ годичныхъ поминальныхъ празднествъ по старцѣ Симеонѣ, святый Савва послѣ вечерняго богослуженія обратился къ проту съ прошеніемъ на утро помолиться Господу при гробѣ Симеона о его прославленіи и вручилъ ему ключи отъ церкви, самъ же со своими сербскими сподвижниками удалился ддя утренняго богослуженія въ другую церковь въ пиргѣ, или башнѣ. Во время великаго славословія на утренѣ внезапно распространилось по храму необыкновенное благоуханіе, приведшее всѣхъ бывшихъ въ храмѣ въ сладостную духовную радость; и усмотрѣли тогда, что изсохшія кости старца Симеона изъ мраморнаго гроба источали благовонное мѵро. Сообщили о семъ служившему утреню проту, который поспѣшилъ сообщить о семъ святому Саввѣ. Съ великою радостію Савва поспѣшилъ со своими собратіями ко гробу старца Симеона и воочію увидѣлъ великую милость Божію, непостыдно оправдавшую его горячую вѣру. Со слезами умиленія онъ облобызалъ раку, чудесно источившую благодатное мѵро. Многіе больные или одержимые духами нечистыми получили исцѣленіе, помазуясь благовоннымъ мѵромъ и прикасаясь къ ракѣ мощей. Вслѣдствіе сихъ чудесъ соборъ аѳонскихъ иноковъ причислилъ новаго чудотворца къ лику прежнихъ святыхъ и положилъ праздновать ему вмѣстѣ съ святымъ Симеономъ Богопріимцемъ. Святому Саввѣ соборъ поручилъ составить стихиры и канонъ и описать чудотворенія, что и было имъ вскорѣ исполнено.
Три дня праздновали въ Хиландарѣ по случаю прославленія св. Симеона. Святый Савва приготовилъ обильную трапезу для всѣхъ собравшихся на торжество и отпустилъ, щедро всѣхъ одаривши.
Святый Савва подвизался уже довольныя лѣта, но все оставался простымъ инокомъ. Протъ святой горы Дометій, особенно чтившій и любившій Савву, давно убѣждалъ его принять священный санъ, но Савва, считая себя недостойнымъ, долго отказывался. Наконецъ, склоненный доводами Дометія, онъ рѣшился принять посвященіе сначала во діакона, а потомъ іерея, что и совершено было приглашеннымъ въ Хиландарь епископомъ ближняго города Іериссо Николаемъ, имѣвшимъ право поставлять на священство на Аѳонѣ.
Спустя нѣкоторое время святый Савва отправился по дѣламъ монастыря въ городъ Солунь, гдѣ остановился въ монастырѣ Филокалія, котораго онъ былъ благотворителемъ и считался ктиторомъ. Митрополитъ Солунскій Константій, много слышавшій о Саввѣ отъ епископа Іерисскаго Николая, послѣ неоднократныхъ бесѣдъ, призвалъ Савву служить въ каѳедральномъ храмѣ вмѣстѣ съ собою и епископами Николаемъ Іерисскимъ, Михаиломъ Кассандрскимъ и Димитріемъ Адрамитскимъ. Сіи іерархи соборнѣ благословили его носить набедренникъ и возвели въ санъ архимандрита. Съ этого новою честію возвратилея онъ въ Хиландарь.
Обо всемъ, что совершилось на Аѳонѣ, святый подробно сообщалъ своему державному брату, великому жупану Стефану, въ Сербію; послалъ и мѵро отъ гроба новоявленнаго чудотворца родителя ихъ и описаніе чудесъ и службу.
Съ великой радостью принималъ сіи посланія державный Стефанъ; радовалась съ нимъ вмѣстѣ и вся Сербія. Стефанъ горячо желалъ перенесенія мощей Симеона въ Сербію согласно и съ волей самого святопочившаго.
Во время бѣдствій, вызванныхъ междуусобной войной, поднятой противъ него братомъ Волканомъ, Стефанъ написалъ святому Саввѣ обширное посланіе, горячо убѣждая придти въ Сербію и перенести святыя мѵроточивыя мощи Симиона, съ глубокой вѣрой, что благодатная сила ихъ будетъ содѣйствовать умиротворенію отечества по ихъ молитвамъ.
Святый Савва не замедлилъ исполнить просьбу брата и вмѣстѣ завѣщаніе своего отца. Поднявъ св. мощи, онъ понесъ ихъ въ Сербію въ сопровожденіи многихъ аѳонскихъ подвижниковъ. Не доходя еще границъ Сербіи, онъ предупредилъ брата о приближеніи св. мощей. Стефанъ въ сопровожденіи духовнаго клира, сановниковъ и народа вышелъ навстрѣчу. Велика была всеобщая радость при этой встрѣчѣ, когда видѣли возвращеніе въ отечество прославленныхъ мощей прежняго великаго жупана — отца и цвѣтущаго добродѣтелями сына его, архимандрита Савву. Стефанъ горячо облобызалъ мощи и обнялся съ братомъ послѣ столь долгой разлуки.
Св. мощи Симеона поставлены были въ построенномъ имъ Студеницкомъ монастырѣ, въ которомъ онъ принялъ и постриженіе, и обильно источали мѵро, чудесно исцѣлявшее недуги и вселявшее духовную радость во всѣхъ, съ вѣрою притекавшихъ.
Святый Савва, вмѣстѣ съ сопровождавшими его аѳонскими иноками, водворился такъ же въ Студеницкомъ монастырѣ ко всеобщей радости его соотечественниковъ.
Пребывая здѣсь, а также обходя обители, грады и веси, Савва постоянно поучалъ всѣхъ вѣрѣ и благочестію. Всѣ видѣли съ утѣшеніемъ, какъ водворяется въ отечествѣ миръ и тишина, какъ укрѣпляется вѣра и добрые нравы. Вражда между братьями утихла, и Волканъ покорился брату.
По обычаю, святый Савва раздавалъ милостыню, благотворилъ церквамъ, возобновлялъ ветхія и созидалъ новыя, какъ онъ дѣлалъ на Аѳонѣ, куда и теперь онъ горячо желалъ возвратиться, не смотря на видимое для всѣхъ благо, принесенное имъ въ отечество. Онъ не разъ обращался къ державному брату Стефану съ просьбой объ отпускѣ на святую гору; но Стефанъ горячо убѣждалъ брата остаться при немъ и послужить на пользу Церкви и вѣры. Онъ предложилъ святому Саввѣ принять игуменство въ Студеницкомъ монастырѣ, на что тотъ имѣлъ полное право, какъ уже посвященный въ санъ архимандрита. Послѣ нѣкотораго колебанія Савва согласился править дорогимъ для обоихъ братьевъ и всѣхъ Сербовъ монастыремъ, предаваясь неусыпной дѣятельности по созиданію храмовъ и насажденію всюду вѣры и благочестія.
Вмѣстѣ съ братомъ своимъ Стефаномъ святый Савва рѣшилъ основать новый Спасовъ монастырь Жичу (во славу Вознесенія Господня), который потомъ сдѣлался каѳедральнымъ монастыремъ сербской архіепископіи. Устраивая какъ сей, такъ и другіе монастыри, святый Савва вводилъ въ нихъ тѣ обычаи подвижничества, какіе онъ видѣлъ на Аѳонѣ: киновіи, лавры, сихастаріи. Желая, чтобы всюду въ его отечествѣ славилось имя Божіе, святый Савва старался создавать какъ можно болѣе церквей, а гдѣ этого достигнуть не удавалось, тамъ онъ водружалъ, по крайней мѣрѣ, святый крестъ, взирая на который всѣ помнили бы о Распятомъ.
Уже при жизни своей святый Савва сподобился дара чудотвореній. Такъ, однажды, въ Студеницкомъ монастырѣ онъ увидѣлъ разслабленнаго, который въ безпомощномъ состояніи просилъ при дорогѣ милостыни, воспѣвая псалмы Давидовы. Прослезился Савва о немощи человѣческой, перенесъ разслабленнаго въ храмъ предъ икону Спасову и вознесъ горячую молитву о болящемъ, помазалъ его мѵромъ отъ раки святаго Симеона и разрѣшилъ отъ грѣховъ. Разслабленный всталъ здравымъ. Вѣсть о семъ чудесномъ исцѣленіи разнеслась всюду, болящіе изъ разныхъ мѣстъ спѣшили въ Студеницкую обитель и прибѣгали къ молитвамъ святаго Саввы объ исцѣленіи. Савва молился, помазывалъ больныхъ мѵромъ отъ раки своего родителя, и больные получали исцѣленіе.