Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский и Енисейский
Сентябрь 30th 2010 -
Память 18 сентбря/ 1 октября
Родился 17 февраля 1885 (село Норваш Цивильского уезда Казанской губернии) в семье псаломщика Якова Васильевича Скворцова, в семье было одиннадцать детей: трое сыновей и восемь дочерей.
Александр был самым младшим. Один из братьев Александра служил священником в Казанской епархии. Первоначальное образование Александр получил в Чебоксарском духовном училище, позже окончил Казанскую духовную семинарию. Еще в юности он чувствовал призвание к иноческой жизни и, учась в семинарии, имел намерение вступить в число братии одного из отдаленных монастырей. Но его духовник посоветовал будущему Святителю отложить на время это благое намерение и поступить в Духовную академию.
22 марта 1907, на первом курсе академии, был пострижен в мантию с именем Амфилохий.
С 1908 — иеродиакон. В 1909 был командирован в Астраханскую калмыцкую степь для изучения калмыцкого языка и деятельности в Православной миссии среди калмыков. Активно участвовал в миссионерских съездах, на которых обсуждались вопросы перевода Священного Писания и богослужебных текстов на калмыцкий язык. Результатом изучения этих материалов явилась его работа «Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия».
В 1910 г. рукоположен во иеромонаха.
Казанскую духовную академию о.Амфилохий окончил в 1910 со степенью кандидата богословия.
В 1910—1911 слушал лекции на восточном факультете Санкт-Петербургского университета, чтобы изучить монгольский язык до свободного понимания священных рукописей ламаизма. В 1911—1912 — професорский стипендиат Казанской духовной академии.
С 1911 — и. д. доцента Казанской духовной академии по кафедре монгольского языка, истории и обличения памаизма...
3 апреля 1912 года указом Св. Синода он был командирован на один год в Монголию для изучения тибетского языка и тибетской литературы, касающейся ламаизма. 23 марта 1913 г. по ходатайству Совета Академии и по прошению о. Амфилохия ему была продлена командировка в Монголию еще на один год с обязательством по возвращении из нее прослужить в профессорской должности в академии не менее пяти лет.
По возвращении из Монголии в 1914 г. продолжил преподавание, одновременно был помощником директора историко-этнографического музея в Казани, которому преподнёс в дар коллекцию предметов буддистского и ламаистского культов (более ста предметов).
3 ноября 1914 года в храме Казанской Духовной академии состоялось исключительно редкое для Казани торжество — крещение трех китайцев, которые обратились благодаря проповеди иеромонаха Амфилохия. В 1915 году за отличную и усердную службу он был награжден наперсным крестом. О. Амфилохий был одним из талантливейших проповедников, именно поэтому ему чаще других поручали говорить проповеди во время богослужений в кафедральном соборе города Казани.
Октябрьский переворот произвел на отца Амфилохия огромное впечатление. Он сразу понял суть и масштабы происходящих событий. То, что пропагандировала новая власть, было настолько новым и необычным, настолько не связанным со всем историческим прошлым России и с православием и противным ему, что не могло не привести Россию к полному перевороту и большому несчастью. Идеология социализма, как ее увидел отец Амфилохий, была такова, что при ней религия новыми властями должна быть неминуемо искоренена. Для него было ясно, что наступает новая эра в истории православной России. Осознание этого поставило перед ним вопрос и о его собственной дальнейшей судьбе. Естественным было понимание того, что всякая ученая и миссионерская деятельность будет прекращена. Для него остались лишь личный подвиг и молитва о себе и народе.
В 1918 году иеромонах Амфилохий уехал в Успенский мужской монастырь, находившийся в то время неподалеку от Красноярска, где пробыл до февраля 1919 года, а затем вместе с пятью монахами переезжает на озеро Тиберкуль в Минусинском уезде, где ими был основан скит, в котором они подвизались два года.
В 1921—1922 служил в храме в селе Белый Яр. В сентябре 1922 года правящий епископ Енисейский — Зосима (Сидоровский) — признал обновленческое «Высшее Церковное Управление». Того же он ожидал и от о.Амфилохия, но он отказался и, покинув своего архиерея, жил при женском монастыре на Матуре. Здесь он познакомился с монахиней Варварой (Цивилевой), которая стала его духовной дочерью и сопровождала его впоследствии во всех переездах — и когда он был на свободе, и когда в узах.
После того как обновленцам стало известно место проживания отца Амфилохия, который пользовался большим авторитетом среди православных, он, во избежание преследований, ушел вместе с некоторыми монахами и монахинями в тайгу, где они основали скит.
В октябре 1923 г. о.Амфилохий с монахами был арестован ОГПУ, но вскоре освобождён из-за отсутствия улик для обвинения.
В июне 1924 становится настоятелем Минусинской кладбищенской церкви (где был православный архиерей), вёл борьбу против обновлечества. Обновленцы обратились в ОГПУ, и отец Амфилохий был арестован, но затем освобожден за отсутствием обвинительного материала.
В феврале 1925 года он был вызван в Москву для хиротонии в сан епископа. 8 марта 1925 года в Москве Патриархом Тихоном был хиротонисан во епископа Красноярского и Енисейского. В апреле того же года владыка прибыл в Красноярск. В 1925 году он в ответ на предложение обновленческого архиепископа образовать общую комиссию для примирения и совместного участия в Соборе 1925 г., послал ему резко отрицательное письмо, где заявил: «наше соединение с Вами возможно только тогда, когда Вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние».
13 июля 1926 был арестован за продолжение борьбы с обновленчеством. Находился в тюрьме в Красноярске, затем был приговорен к трём годам заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). В Соловецкий лагерь на свидание к владыке приехала монахиня Варвара, которая после свидания осталась жить вблизи лагеря, помогая епископу посылками и передачами. Освобождён в апреле 1928, причём въезд в Красноярск ему был запрещён.
В 1928 был назначен епископом Донским и Новочеркасским, но власти запретили ему въезд на территорию епархии. Тогда был назначен епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии. Именно в это время в его окружении начались разногласия по поводу Декларации митр. Сергия (Страгородского). Еп. Амфилохий не признал ее и предложил митрополиту Сергию поминать власти по следующей формуле: «Еще молимся о стране нашей и о властех ея, да обратит Господь их к истинному познанию святыя веры и обратит их на путь покаяния». Такая позиция была неприемлема ни для большевиков, ни для Сергия, поэтому епископ Амфилохий был уволен на покой. Святитель находился в оппозиции митрополиту Сергию, позже примкнул к «даниловцам».
Pages: 1 2