Монастырь Зограф
Официальный представитель Зографской обители Зиновьев Георгий Александрович:
тел. +79254229555 с Viber
e-mail [email protected]
Зограф (болгарский, «зограф» — в переводе с греческого «живописец»). Как гласит предание, этот монастырь был основан в X в. тремя братьями-монахами родом из Охриды: Моисеем, Аароном и Иоанном. Между ними возникло несогласие по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Прп. Моисей предлагал построить ее во имя Пресвятой Богородицы, прп. Аарон — свт. Николая, а прп. Иоанн — вмч. Георгия. После долгих споров они заперли в храме иконную доску, покрытую левкасом, и встали на молитву. Утром, отперев храм, они с удивлением увидели, что на доске изобразилась икона вмч. Георгия, в честь которого и был освящен монастырь.
Так от чудотворного образа и обитель стала называться Зограф (т. е. «Живописец»). В момент совершения этого чуда в Сирии, в древнем Фануилевом монастыре, что возле Лидды – родины вмч. Георгия, – произошло следующее событие: прежде чем православной Сирии было суждено пасть под натиском варваров, на глазах у всей Фануилевой братии лик Георгия Победоносца, чудесным образом отделившись от доски, исчез. Игумену же было видение вмч. Георгия, который предупредил иноков о грядущей опасности и указал на новое место пребывания своего образа. Братия обители перешла на Святую Гору в Зограф.
Монастырь святого Георгия Зограф расположен на западном побережье Афона. Обитель окружена густым живописным лесом. Особое впечатление на паломников производит богатство и разнообразие архитектурных форм, которое можно встретить в Зографе.
На территории Зографа находится восемь параклисов. Рядом с одним из них, посвящённом святым Кириллу и Мефодию, расположен архондарик, украшенный портретами болгарских королей.
Зограф занимает девятое место в святогорской иерархии. С середины XIX века его населяют практически исключительно монахи болгарского происхождения. Интересно, что они не принимали участия в болгарской схизме – одностороннем отделении от Вселенской Патриархии. В средние века монастырь был двуязычным: в нём помимо болгар были насельники – греки, а службы совершались на обоих языках.
Первое письменное упоминание о монастыре под именем «Георгий Зограф» встречается в 972 году в Типиконе Иоанна Цимисхия.
В новый монастырь прибывало множество паломников, среди них даже византийский император Лев Мудрый и болгарский царь Иоанн. Но не все посетители были благочестивы: некий маловерный епископ, усомнившийся в том, что икона действительно нерукотворная, дерзнул пальцем коснуться лика великомученика. Дерзость была наказана – палец прирос к образу, так что часть его пришлось отрезать (и сегодня эту часть перста можно увидеть на чудотворном образе). Сия святая икона находится при колонне правого клироса. Она помещена в серебряный киот, изготовленный в 1837 году в Санкт-Петербурге.
В начале XVI века после пиратских разбоев и нашествия латинян монастырь был обновлён молдавским господарем Стефаном IV, который много сражался с турками. На одну из битв против Стефана собрались огромные полчища басурман, и христианский воевода устрашился. Но ему явился сам вмч. Георгий Победоносец, обещавший свою помощь и просивший обновить его обитель на Святой Горе. Турки потерпели сокрушительное поражение, а благодарный Стефан не только восстановил Зограф, но и послал туда образ, который почитается и поныне; он находится на северо-западной колонне храма.
Есть в Зографе и третий чудотворный образ вмч. Георгия, сам прибывший к Святой Горе из Аравии по морю (он укреплён на колонне близ левого клироса). В обители пребывает часть Животворящего Креста Господня, части мощей апп. Евангелиста Матфея и Андрея Первозванного, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца (а также капли его крови) и Прокопия, равноап. Марии Магдалины, свтт. Иакова Персянина и Поликарпа Смирнского, сщмчч. Игнатия Богоносца, Ферапонта, Климента, Антипы и Харалампия, мчч. Никиты, Нестора и Кирика, мцц. Матроны, Анастасии, Марины, прп. Феодосия, свт. Евтихия, патриарха Цареградского и других святых.
10 октября 1276 году монастырь был разорён еретиками-папистами и единомышленными с ними униатами. Этому предшествовало знаменательное событие. На расстоянии получаса ходьбы от Зографа подвизался в уединении старец. Однажды, стоя перед иконой, он читал акафист Божией Матери. Вдруг подвижник услышал голос, исходивший от образа:
Иди скорее, возвести братии, чтобы заперлись, потому что скоро на обитель нападут богопротивные латиняне, икону же Мою оставь здесь.
Старец поспешил в монастырь и вдруг увидел, что образ, оставленный им в келии, стоит над вратами обители. Когда он поведал о случившемся братии, игумен Фома посоветовал убоявшимся мучений удалиться из Зографа вместе со священными сосудами, сам же с оставшимися верными заперся в монастырской башне, взяв туда и икону Божией Матери.
Вскоре и в самом деле явились латиняне, сопровождаемые вооружёнными униатами.
И начался необычный богословский спор между монахами и латинскими священниками, сопровождавшими войско. Пришельцы добивались унии: единого богослужения и принятия латинских догматов. Последним аргументом католиков был костёр, разложенный под башней. А последним доводом афонских монахов стала готовность сгореть, но не отступить ни на йоту от истины.
Так приняли мученические венцы 22 зографских насельника и четверо мирян-послушников. Униаты также разграбили обитель и сожгли некоторые постройки и посевы. Замечательно и то, что среди обгоревших руин пирга была обретена та самая чудотворная Богородичная икона, нимало не пострадавшая от огня. Теперь она стоит в иконостасе одного из параклисов обители. Сожжённая башня стояла в монастырском дворе до 1873 года, пока не обветшала; на её месте установлен памятник. День памяти мучеников совершается 22 сентября.
В XIX веке Зограф пережил бурный расцвет, обитель в экономическом отношении на какое-то время стала одной из ведущих на Афоне. В 1801 году был построен соборный храм, а в 1850 году монастырь стал общежительным, каковым и остаётся до настоящего времени.
Особо почитается насельниками обители преподобный Косма Зографский. Своей подвижнической жизнью он стяжал дар прозорливости и чудотворения. Святой дружил с животными, во множестве приходившими в его келью. Вот и 22 сентября 1323 года, в день его блаженной кончины, проститься с преподобным пришло множество диких зверей.
Встреча святынь со Святой Горы Афон монастыря Зограф в Алчевске