Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский и Енисейский
Сентябрь 30th 2010 -
С июля 1928 жил в селе Анжуль Таштыпского района Хакасии, где в то время жили монахини закрытого в 1926 г. Матурского женского монастыря. Возглавил образовавшийся в селе небольшой монастырь, служил в домашней церкви, проводил душеспасительные беседы и разъяснял современное положение Церкви.
В апреле 1931 был арестован вместе со священником и монахинями и заключён в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии. Обвинён в создании нелегального монастыря и в том, что местные крестьяне «под влиянием религиозной агитации» отказались вступать в колхозы, выполнить задание по лесозаготовкам и сенозаготовкам. На допросе заявил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Объясняю, что агитации не проводил, но не отрицаю, что я выражаю несочувствие к советской власти».
16 ноября 1931 был приговорен к пяти годам заключения в ИТЛ (монахини были высланы на пять лет в Восточную Сибирь). Находился в Сиблаге: в Мариинске (1931—1932), Осиновском отделении Сиблага (с 1932). 12 декабря 1932 заключён в Шушталепскую штрафную командировку, а затем переведен в Елбанскую штрафную группу, работал в шахтах на добыче угля. В этих местах было очень голодно, поэтому заключенные порой довольствовались только картофельными очистками. Епископа поместили среди осужденных по бытовым статьям и уголовников. В лагере процветало воровство. Но Владыка, несмотря на тяжелые условия заключения, не унывал, часто беседовал с заключенными, и его беседы привели к тому, что в их бараке воровство прекратилось, некоторые из заключенных обратились к Богу и стали усердно молиться.
28 апреля 1933 еп. Амфилохий арестован в лагере по обвинению в контрреволюционной деятельности, в организации антисоветской группы и в намерении бежать из лагеря. На допросе показал:
«Ранее при допросах я утверждал, что являюсь противником советской власти, и существующий строй моим убеждениям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа. Эти взгляды я высказывал своим духовным единомышленникам, бывшим вместе со мною в лагере. Влияние на лагерников я оказывал исключительно духовного характера, внушая лагерникам религиозное настроение — быть в личной лагерной жизни терпеливым, не роптать, быть покорными своей судьбе, усматривая во всем волю Божию».
Никаких доказательств существования антисоветской группы найдено не было. Поэтому 28 января 1934 Коллегия ОГПУ ограничилась тем, что постановила увеличить срок наказания епископу Амфилохию на один год; он был оправлен в ИТЛ в посёлок Яя Кемеровской области. Помогавшую ему м. Варвару после этого перестали преследовать, поскольку не нашли ничего преступного в ее действиях.
После окончания срока заключения в апреле 1937 освобождён не был. 4 июня против него было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации: «Учитывая, что у Скворцова кончается срок наказания и он из лагеря подлежит освобождению и что, будучи на воле, снова будет проводить контрреволюционную деятельность, заключенного Скворцова из лагеря не освобождать и немедленно приступить к следствию по его делу, предъявив ему обвинение».
Как и ранее, виновным себя не признал. Примечателен тот факт, что Святитель на всех допросах свидетельствовал о своем враждебном отношении к советской власти. В поисках улик следствие обратило внимание даже на то, что епископ хранил у себя деревянные дубовые дощечки, изъятые при обыске. Владыка показал, что «по освобождении из лагеря я хотел из этих дубовых плашек делать крестики и в трудный момент мог бы дать нуждающимся в них», после чего его обвинили в том, что по освобождении из лагеря он хотел «нелегально распространять крестики, этим существовать и нелегально вести религиозную пропаганду». Но Владыка отверг и это обвинение.
20 сентября 1937 Тройка УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила Святителя к расстрелу. Он был расстрелян 1 октября 1937.
Pages: 1 2