Житие преподобной Досифеи затворницы Киевской, часть 1
Октябрь 7th 2012 -
Два митрополита — Киевский — Рафаил (Заборовский) и Белгородский — Антоний, нарочно прибывшие к этому дню, окруженные многочисленным духовенством всего города и его окрестностей, приветствовали венценосную путешественницу... Звон колоколов киевских сливался с неумолкаемыми кликами восторженных киевлян. Государыня была от души тронута такою радостною и осторженною встречею и, прослезившись, сказала в присутствии всех:
— Возлюби меня, Боже, в Царствии Твоем Небесном так, как я люблю народ сей благодарный и незлобивый...6
Императрица отправилась прямо в Лавру, где, после краткой литии в Великой церкви7, проследовала в приготовленные для нее архимандричьи кельи. В продолжение всего своего пребывания в Киеве державная поклонница неоднократно посещала Ближние и Дальние пещеры, бывала в Софийском соборе, Михайловском и Флоровском монастырях, а также и в других киевских храмах и святых местах. Плененная чудным местоположением Лавры, Государыня путешествовала также и по окрестностям ни с чем несравнимого в этом отношении Киева. Наслышавшись из рассказов окружавших ее лиц о живописной местности Киево-Китаевской пустыни, она до крайности заинтересовалась ею и пожелала немедленно посетить ее.
Прибыв туда со многими духовными и светскими чиновными особами и поклонившись святому месту, где жил некогда великий князь Андрей Боголюбский8, Государыня услышала о богоугодно жившем на Китаевской горе пещернике Досифее и пожелала видеть его. Для сей цели наскоро были сделаны деревянные колышки, которые прибиты были по всему подъему в гору и изобразили таким образом род ступенек. По ним-то Государыня , Елизавета Петровна и поднималась пешком на гору Китай.
Подошедши к пещере Досифеевой, она приказала вызвать обитавшего там отшельника.
С нескрываемым изумлением отворил Досифей от верстие своего пещерного жилища и, вышедши насвет Божий, узрел перед собою державную посетительницу. Не ведая, кто она, ночутьем угадывая, что перед ним стоит сама Императрица, окруженная блестящею свитой, Досифей поклонился ей до земли и низко по тупил свой взор.
— Давно ли спасаться стал, раб Божий? — ласково вопросила его Елизавета Петровна.
— С тех пор, Государыня, как душа моя стала на выкать вниманию... С тех пор началась моя духовная, внутренняя жизнь, которая не покидает меня даже доселе.
— Отчего же ты избрал такую печальную, суровую жизнь?
— “Печальны будете, — сказал нам Господь, — но печаль ваша в радость будет” (Ин. 16, 22). Ибо только узкие врата и тесный путь, Государыня, вводят человека в вечную жизнь Земля, на которой мыживем, суть страна нашегоизгнания,где мы должны обучаться скорбям, чтобы наследовать утраченное нами блаженство. И только претерпевый до конца, той спасен будет.
— Неужели же ты окреп в своем намерении? — сказала тогда благочестивая Императрица. — Неужели не раскаиваешься в том, что оставил утехи и сладости мира и не поддаешься иногда влечению сойти со креста? Императрица Елизавета Петровна
— Пускай крест мой тяжел, Государыня, пусть я в поту и крови падаю под ним, но я решил, во чтобы то ни стало, донести его до конца. Я знаю, что поприще мое усеяно колючими терниями, но я буду ползти по нему до изнеможения и никогда не соглашусь на постыдное бегство, чтобы не погибнуть с распятым по левую сторону креста Христова разбойником... Раненые до потери сил, или павшие в бою воины, ведь не лишаются своей доли чести между торжествующими, уцелевшими от ран победителями? Но без кровопролития нельзя праздновать и победы. Ибо всякий знает, что наше торжество не здесь, а за пределом нашей жизни, где и ожидает нас венец или осуждение...
— Слова твои, раб Божий, пришлись мне по сердцу. Вижу, что несмотря на твою молодость, Господь оделил тебя мудростью и житейским опытом. Если ты согласишься оставить свой затвор, чтобы послужить в тех делах, кои угодно будет мне для тебя предназначить, то я в будущем отличу тебя.
— Всемилостивейшая Царица! Ни злато, ни серебро не обогащает душу, но добродетель. Когда Господь позвал Петра, Иакова и Иоанна, они тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? А оттого, Государыня, что увидели более светлое, лучшее, большее. Таков и у нас закон в душе, что, вкусив лучшее, она отвращается и бросает худшее. Но утехи всех сортов удаляют человека от царствия. Ибо душа, порабощенная земными благами, не будет при частницею вечных благ. Кто же стяжал на земле Единого Бога, только тот и бывает несказанно богат, хотя бы земных благ и не имел совсем...
О многом после этого расспрашивала Императрица Досифея и после долгих разговоров узнав, наконец, что Досифей за рабство 9 до сего времени не пострижен, повелела немедленно постричь его в рясофор и даже сама на другой день изволила присутствовать при обряде пострижения. Имя Досифей пожелал оставить прежнее без изменения.
Такими неисповедимыми путями Промысла Божия исполнилось, наконец, пламенное желание инока Досифея и, потерявши всякую надежду на получение иноческого чина, он, к великому изумлению своему, получил его вдруг, неожиданно... Велик же Бог земли Русской, Который сказал: “Просите и дастся вам, толцыте и отверзется” (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9).
Расставаясь с Досифеем, Государыня вручила ему кошелек, наполненный золотом. Но молодой затворник, проводя Императрицу, золота в пещеру не внес, а положил его в глиняном черепке у дверей и, подражая этим преподобному Агапиту — безмездному врачу, который поступил так же с золотом великого князя Владимира Мономаха, полученным от него за исцеление князя от опасной болезни, — совсем перестал заботится о покинутом кошельке.Х
Между тем, через некоторое время пришел к Досифею из селения Пирогово один благочестивый крестьянин и, постучав в крошечное оконце, передал ему принесенную в подаяние пищу.
— А у меня была Самодержавная, — сказал ему Досифей, — и что-то мне дала...
— А что же такое она дала вам, батюшка?
— Не видел... Посмотри сам. Вон оно, в черепке лежит...
Крестьянин, подняв кошелек и увидев золото, чрезвычайно удивился.
— Батюшка! — воскликнул он. — Да тут червонцы!.. Посмотрите, как много положено!.. Возьмите же их...
Но Досифей, с улыбкою отвергнув его предложение, наотрез отказался принять принадлежащие ему деньги.
— Делай с ними, что Бог тебе на душу положит... А мне они не нужны.
Тогда удивленный крестьянин немедленно отнес кошелек в Киево-Печерскую Лавру и представил духовному собору. И вот, с общего совета соборных старцев и с согласия монаха Досифея, решено было на эти деньги выстроить в селении Пирогове церковь. И приступив к работам, в скором времени возвели там вместо малой, обветшалой, деревянной церкви, новую, большую, также деревянную церковь с приличным иконостасом и приобрели для оной серебряный потир. Церковь эта недавно сгорела. На место ее возведена новая, каменная, находящаяся там ныне. В то же самое посещение Китаевской пустыни Государыня Императрица изволила пожаловать братии сей пустыни 1000 рублей... Кроме этого, во время своего пребывания в Киеве, Императрица лично присутствовала при закладке живописной Андреевской церкви, воздвигнутой по ее повелению, по чертежам знаменитого архитектора графа Растрелли. А на возведение ее, в 1749 году, всемилостивейше было ею пожаловано 20.000 рублей. 12 сентября Государыня Императрица Елисавета Петровна, напутствуемая благословениями духовенства и пожеланиями народа, отбыла из Киева.
Примечания:
1. Вознесенская обитель была основана в конце XIV в. на территории Московского Кремля, возле белокаменной башни Флоровских ворот (сер. XIV в.), на месте которой в 1491 г. воздвигли новую одноименную башню, в 1625 г. надстроенную и в 1658 г. Переименованную в Спасскую. В год кончины преп. Евфросинии ( 1407) состоялась закладка каменного престольного монастырского храма. До эпохи Петра I обитель являлась усыпальницей великих княгинь и цариц, в то время как Архангельский собор Кремля был местом упокоения великих князей и царей. Именно с Вознесенским монастырем связано название основанной в Москве в XVI в. знаменитой Новодевичьей обители, где тоже не раз принимали монашество представительницы великокняжеской и царкой семьи: при сопоставлении с кремлевским монастырем более молодая обитель явилась “Новой девичьей”. В 1929—1930 гг. Вознесенский монастырь, как и смежный с ним Чудов (основан в сер. XIV в.), были уничтожены советской властью. На месте обеих святынь в 1930—1934 гг. построили здание военной школы имени ВЦИК, которое позднее использовалось для Президиума Верховного Совета СССР, а в 1958 г. было реконструировано и переименовано в Кремлевский театр
2. Под мужскими именами несли монашеский подвиг не только вышеупомянутые преп. Мария Вифинская (VI в.) и преп. Евфросиния Александрийская (V в.), которая опасалась, чтобы отец не нашел ее в женском монастыре, не вернул домой и не выдал замуж. В историю Христовой Церкви вошли также имена преп. Аполлинарии (V в.), обрекшей себя на пустынничество, но получившей от ангела повеление идти в мужской монастырь с именем Дорофея, преп. Анны (VIII в.), чей поступок объясняют гонениями против инокинь в эпоху византийского императора Константина Копронима, препп. Матроны и Феодоры (V в.), оставивших своих мужей из любви к монашеству и не желавших быть обнаруженными в женских монастырях, препп. Евгении Римской (III в.) и Пелагии Антиохийской (V в.).
3. С 1722 г. в России действовало законоположение, разрешавшее мужчинам принимать монашеский постриг в возрасте не моложе 30 лет, а женщинам только с 50 до 60 лет. Исключения допускались не иначе, как с благословения Святейшего Синода. Лишь в Киеве и Левобережной Украине, присоединившихся к России в середине XVII в. на автономных правах, архиереи и настоятель Киево-Печерской Лавры имели право по своей воле совершать постриг в монашество.
4. Китай-гора образует восточный “борт” Китаевского урочища, лежащего в 12 км к югу от центра Киева. Оно представляет собою большой овраг, изогнутый в виде латинской буквы “S”, окруженный лесистыми холмами и открывающийся своим северным концом в долину Днепра. По дну урочища издавна протекал ручей, чье русло со временем было использовано для создания каскада живописных озер. Как установлено археологами XX в., в южной половине урочища, на мысу, омываемом теперь озерами с востока, в середине X в. построили небольшую крепость. Защищенная с северо-запада рвом и валом, а с остальных сторон — крутыми склонами урочища и водами ручья, она явилась ядром древнерусского поселения. В начале XI в. вместо нее воздвигли новую, более мощную, на более выгодном в стратегическом отношении и просторном месте — на Китай-горе, отделяющей урочище от долины Днепра и господствующей над окрестностями. А на месте первой крепости возник посад, достигший со временем огромных размеров. Именно со строительством в урочище крепостей и связывают сегодня название “Китаево”, поскольку в тюркском языке словом “китай” обозначается крепость или укрепление (отсюда, кстати — и название Китай-города в Москве, и целой страны, защищенной с севера Великой Китайской стеной). Крепость в Китаеве служила форпостом в системе укреплений на подступах к столице Руси, вынужденной при св. князе Владимире ( 1015) и его сыне Ярославе Мудром ( 1054) защищаться от южных соседей — печенегов. Большинство исследователей отождествляют древнерусское Китаево с г. Пересечнем, упоминаемым в летописях под 1154 и 1161 гг. При разорении Киева монголами (1240) крепость была сожжена, после чего посад постепенно пришел в упадок и не позднее XV в. прекратил существование. Впоследствии урочище приобрело пустынный вид, и сюда явились иноки, которые ископали в недрах Китай-горы пещеры и создали напротив нее, на месте первой крепостицы, наземный скит Киево-Печерской Лавры. Основание обители традиционно относят к XVII в. Документы свидетельствуют, что в 1716 г. здесь была возведена церковь преп. Сергия Радонежского.
5. В советское время, сильно пострадав от обвалов, Китаевские пещеры оказались почти полностью засыпаны. В 1990 г. их исследование и расчистку начал специализированный отдел Музея истории г. Киева “Киев подземный”. Дело возрождения святыни продолжила позднее братия Китаевской пустыни, также пережившей запустение и вновь открытой в 1992—1993 гг. В 1995 г. состоялось освящение вышеупомянутого подземного храма. Китаевские пещеры моложе аналогичных лаврских, но зато на многих участках сохранили ту обстановку, в которой совершала свой молитвенный подвиг преп. Досифея, а за семь столетий до нее, в Лавре — препп. Антоний и Феодосий Печерские: земляные своды, стены, пол, лежанки... Нынешние паломники задаются при посещении Китаевских пещер вопросом: какая из здешних подземных келий принадлежала преп. Досифее? Ответ дать довольно трудно: во-первых, даже специалистам, изучающим историю этих пещер, неизвестно полное число ископанных в Китаево подземелий, а во-вторых, как видно из рассказа о. Владимира Зноско, в XIX в. некоторые из пещер изменили свой вид. Все изложенное, впрочем, не должно повергать нас в скорбь. Ведь и в Лавре, подходя к раке преп. Антония, перегораживающей один из коридоров в Ближних пещерах, мы знаем, что мощи подвижника покоятся не в ней, а далее, в глубине поздемелья, и не явлены, согласно лаврскому преданию, по молитвам самого преподобного. Но от этого наша молитва к угоднику Божию не становится менее усердной
6. Отклоняясь от основной линии рассказа, автор уделяет место весьма подробному описанию визитов в Киев не только Императрицы Елизаветы Петровны, но и ее родителя Петра I. В настоящем издании эти подробности опущены. Следует, однако, вспомнить о том, что с Украиной Елизавету Петровну связывало одно черезвычайно важное обстоятельство: Императрица была супругой украинца, графа Алексея Григорьевича Розумовского. Он родился в казаческой семье в с. Лемеши на Черниговщине и обладал великолепным голосом. Однажды, находясь на клиросе храма в соседнем с. Чемер, Алексей Розум (такова была природная фамилия певчего) был замечен проезжавшим мимо столичным сановником, который и взял юношу в Санкт-Петербург, в придворную хоровую капеллу. Здесь на Алексея обратила внимание принцесса Елизавета. Между казаком и наследницей престола зародилось взаимное чувство любви, и в 1742 г. Елизавета, уже будучи Императрицей, тайно обвенчалась с Алексеем Розумом, получившим графский титул и обновленную фамилию Розумовского. Алексей Григорьевич привил своей венценосной супруге любовь к Украине. И если весь XVIII в. прошел для этого края как время сведения местной автономии в рамках Российской империи к нулю, то эпоха Елизаветы Петровны выглядела на данном фоне временем перерыва в реформах, направленных на ликвидацию украинской автономии. Было даже восстановлено упраздненное при Петре I гетманство. Гетманом Украины стал брат Алексея Розумовского Кирилл, которому при Екатерине II пришлось подать в отставку
7. Престольный храм Киево-Печерской Лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы.
8. В дореволюционное время было распространено мнение, будто название Китаевского урочища связано со св. князем Андреем Боголюбским ( 1174), якобы имевшим здесь загородную резиденцию. Поводом для этого служила так называемая “Грамота князя Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре”, укреплявшая за последней права на многие земельные владения. В документе князь именуется “Китай, названный во святом Крещении Андреем”. Оригинал грамоты был утрачен еще в средние века. Текст документа известен по списку конца XVI в., выполненному, однако, уже на языке своей, а не доним стоит сама Императрица, окруженная блестящеюсвитой, Досифей поклонился ей до земли и низко потупил свой взор. монгольской эпохи, т. е. с употреблением невозможных для Руси XII в. терминов и литературных оборотов. Это обстоятельство вызвало в XVIII-XIX вв. в среде церковных ученых сомнения в достоверности грамоты. Признавая, что князь Андрей мог в свое время подписать некий дарственный акт в пользу Лавры, они считали дошедший до нас текст не соответствующим оригиналу. Современная исследовательница данного вопроса И. Жиленко полагает, что в конце XVI в. лаврские иноки изменили текст документа в целях изложения его смысла на языке своего времени.
9. Т. е. из-за мнимой принадлежности к крепостным крестьянам.
kitaevo.kiev.ua