Проповедь во вторник 15-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева
Сентябрь 19th 2011 -
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали очень важный отрывок из Священного Писания, из 6-й главы Евангелия от Марка, где повествуется о том, как Господь с учениками пришел в отечество Свое, в город Назарет. «И когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» С одной стороны, мы видим, что иудеи видят явные чудеса Господни, они понимают, что те слова, которые Господь говорит в Своих поучениях, это истина, это премудрость, но в то же самое время у них это вызывает возмущение: как же так, откуда, как Он это может делать? Ведь мы с детства знаем Его, мы с детства знаем Его родственников, и, как сказано, «соблазнялись о Нем». «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем». И дальше еще более интересная фраза: «и не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их».
Почему так, почему не просто «не сотворил», а «не мог сотворить»? Возникает вопрос: разве Господь не всемогущ? Конечно же, всемогущ. Почему же Он не мог сотворить чудес? Ведь именно это слово – «не мог» использовано. Один из ответов заключается в следующем. Бог хочет, чтобы мы обратились к Нему, чтобы мы поверили Ему. Но Он не хочет нас заставлять какой-то силой, каким-то чудом верить в Себя. Это очень важно. И если бы Господь употребил Свою Божественную силу и сотворил чудеса на глазах у всех вопреки неверию окружающих, Он бы, конечно, заставил людей верить в Себя, но это была бы не вера, вызванная любовью к Богу, это была бы вера, вызванная страхом. А эта вера Богу не нужна. Он хочет, чтобы мы полюбили Его, потому что Сам Он любит нас, братья и сестры. И поэтому некоторых больных Он все-таки исцелил, но многих чудес не мог сотворить. Причина – «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем».
Вы знаете, так получилось в жизни, что и мне доводилось сталкиваться с такими ситуациями лично, и среди моих близких были люди, которые, когда приезжали куда-нибудь за границу, их встречали как известных личностей, им предлагали деньги, работу, карьеру, но когда этот человек пытался вернуться сюда, в Россию, здесь он был просто никто. И обычно это очень горько и печально, что тебя зовут в чужую страну, тебя там ждут, но ты любишь свою страну, а когда приезжаешь сюда, ты просто никому не нужен, не востребован. Может быть, через какое-то время о тебе и будут говорить, как ты много мог бы сделать или даже как много ты сделал, вопреки всему окружающему. Но при жизни чаще всего происходит именно так. И мы видим, что это не только проблема нашей страны, это проблема извечная, эта проблема описана даже в Евангелии.
Как часто мы считаем, кто какие-то праведники, какие-то великие люди живут где-то далеко, за морем. И в православной среде такое бывает, когда люди бросают свои дела, работу, семью, уезжают куда-нибудь далеко, за моря, за озера, на какие-то острова, в какие-то далекие леса, ищут праведников-старцев, которые знают будущее, которые им предскажут, что нужно в жизни делать, примут за них все ответственные решения. И вот я знаю, что действительно есть люди, которые буквально всю жизнь свою посвящают таким странствованиям и считают, что чем дальше ты заберешься, тем более праведных людей ты найдешь. Я помню, когда были известные брожения на тему – принимать ИНН или не принимать, принимать новый паспорт или не принимать – по народу ходили всякие листовки, подписанные «афонскими старцами», «кавказскими старцами», без указания имен. Но почему так действовали эти листовки на души неокрепших христиан? Да потому, что там упоминались хоть и абстрактные, но зато далекие старцы, а раз они далекие, раз они с Афона или Кавказа, значит они самые что ни на есть праведные. И при этом, что удивительно, некоторые монахи с Афона, напротив, ездят в Россию в поисках святости. И здесь у нас, в России, можно встретить людей, которые с Кавказа приезжают в поисках праведников. И такое бывает. И вот ездят люди по всему свету и порой не замечают, что светильник, который они ищут, который Господь им послал, находится рядом с ними, а они его просто не замечают.
Так что будем, братья и сестры, более внимательны к тем, кто живет рядом с нами, чтобы нам не оказаться среди тех людей или, скажем так, подобными тем людям, о которых Господь сказал, удивляясь их неверию: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем». Будем же мы внимательны к тем, кто рядом с нами. Аминь.