Первый Спас
Август 15th 2016 -
14 августа православные христиане празднуют свято Маковея, которое в церковном календаре называется днем семи мучеников Маковеев — одно из самых поэтических и весьма уважаемых (в народе его еще называли первым Спасом, медовым Спасом или Спасом на воде). Именно поэтому до сих пор в украинских селах новый колодец святят именно на Маковея.
Кроме того, с этого торжества начинается один из самых строгих постов в году — Успенский, который закончится через две недели, 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. В старину считали, что этот пост — «осколок» Великого. Согласно легенде Господь заповедал людям говеть перед Пасхой девять недель, но святые отцы умоляли Всевышнего, чтобы он укоротил испытание. Якобы тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост. Между прочим, наши предки радовались возможности очистить свои души молитвой и усмирить плоть фруктово-овощным постом. Наверное, потому и называли эти две недели «Спасiвка-ласiвка».
Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня
Поученіе. Происхожденіе честныхъ древъ честнаго и животворящаго креcта.Уроки изъ праздн. событія: а) должно подражать нашимъ предкамъ въ вѣрѣ и благочестіи; б) какъ должно изображать крестное знаменіе?
Поученіе. Происхожденіе древъ честнаго и животворящаго креcта Господня. О силѣ крестнаго знаменія.
«Спасовка» — пост, который длится две недели. В этот день в церквях святят воду, цветы и мак. На Маковея приносят в церковь на освящение букет цветов, в котором обязательно присутствуют большие дозрелые головки мака. Такой букет называется «маковийчик» или «маковейка» и в нем могут быть и бархатцы, и георгины, и астры, и гвоздики, и барвинок, и рябина, а также разные травы.
Хозяйки жарили деруны, лепили вареники с капустой, картошкой и грибами, а также готовили коржики с маком —Макорженики
В России с четырнадцатого августа начинаются спасские праздники – освящения первых плодов нового урожая.
Так случилось со всеми церковными праздниками: народ поглощает церковную память, «о-язычивая» христианские праздники, а церковь воцерковляет языческие, искореняя славянскую мифологию. Но в полной мере ни то, ни другое не удалось, зато двустороннее движение с противоположной направленностью породило симбиоз – церковно-народные праздники, в котором мирно уживаются и христианство, и язычество.
Спасы относятся к числу таких смешанных полуязыческих-полуцерковных праздников, где к настоящему времени, судя по обилию текстов в Интернете, первое победило второе. Но вернемся к изначальной истории, в которой Спасы связаны не с народными традициями освящения плодов, а с конкретными историческими событиями.
В этом смысле Первый Спас — самый насыщенный, вобравший в себя несколько эпох и важных исторических событий. Самое важное из них, по которому он получил название Мокрого или Спаса-на-воде, связано с крещением Руси в 988 году князем Владимиром. Об этом сохранилась запись в хронографах XVI века.
В честь этого события Русская церковь постановила проводить каждый год первого августа (14 – по н.с.) крестные ходы на водные источники. В Киеве в этот день на месте, где сегодня находится Крещатик, собиралось множество народа: мужчины одевались в казацкую одежду, остальной люд — в одежду новую, не ношенную. И все вместе они шли на водный источник, где проходила служба малого освещения воды в воспоминание крещения.
Первый Спас, Медовый, особенно ждали девушки. Так, собираясь утром в церковь, они надевали лучшие вышиванки и вплетали в косы новые ленты. Затем из чабреца, полыни, мяты, головок мака и чорнобривцiв девчата составляли специальные праздничные букеты, называемые маковiйчиками. Цветы и мак освящали, «щоб цiлий рiк господарство квiтло». «Нехай в дворi у батька буде стiльки тварин, як у макiвцi зернин», — говорили девушки.
Кстати, глава семьи тоже шел в церковь не с пустыми руками. В честь праздника он нарезал свежие медовые соты и выкладывал их на большое блюдо. После литургии мужчины молились перед иконой Святых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов) и просили батюшку освятить мед. Часть сладкого лакомства оставляли в дар храму, им также угощали сирот, вдов и убогих.
Как только в храме заканчивался обряд освящения букетов и меда, люди вместе с батюшкой отправлялись кропить колодцы. В старину люди верили, что на Медовый Спас вода приобретает чудодейственную силу. Хозяева подворья ставили возле колодца два стола. На одном — хлеб, соль и зажженная свеча, это дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, — на помин душ спочилих.
Освятив воду, люди садились за праздничный стол. На Маковея трапеза была довольно скромной: без мясных, рыбных и молочных угощений. Ведь это первый день Успенского поста. Так, хозяйки готовили вареники с капустой, картошкой и грибами, а также жарили деруны и блинчики. Из сладкого к столу подавали шулики — пресные коржики, залитые водой с медом и перетертым маком. А горячительных напитков даже пробовать не разрешалось.
В старину во многих регионах Украины день Маковея считался девичьим и детским праздником. А потому после трапезы подростки и молодежь отправлялись на луг или в лес, чтобы играть и веселиться. Парубки подшучивали над девчатами, называя их макодзюбками или маковiйками.
На первый Спас запасались лекарственными травами. Наши предки верили, что в этот день растения становятся магическими. Существовало поверье: если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек с чистой душой — ребенок или девица.
Чтобы сделать своих детей сильными и здоровыми, мамы плели для малышей особые веночки из чабреца, льна, календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашiй (имя дочери) весiльну голову покрило». Кроме того, мамы прятали за образами головки освященного мака, чтобы, когда дочь пойдет под венец, насыпать зернышки-обереги ей в обувь — от злого глаза.
Икона «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня»
В Москве со времен царствования Алексея Михайловича, любившего всякие чины, этот день тоже проходил очень торжественно. Вечером, в канун первого августа по старому стилю, Государь въезжал в Симонов монастырь и участвовал в вечернем богослужении, а в сам праздник – на утренней службе.
Напротив монастыря на Москва-реке устраивалась Иордань, такая же, как на праздник Крещения. Туда после литургии под звон колоколов царь со своей свитой направлялся для участия в водосвятном молебне. После него он погружался в Москва-реку, потом прикладывался к кресту и подходил за благословением к патриарху.
Освященной водой кропились знамена и войска, а все желающие — омывались в источнике, а потом набирали воду для своих нужд. Поле этого начинались народные гуляния, от которых произошли знаменитые спасские ярмарки.
Такой размах праздник получил не сразу. Кроме крещения Руси, первого августа случились и другие знаменательные события: в этот день 1164 года произошли две битвы, в одной из которых одержал победу князь Боголюбский - над волжскими булгарами, а во второй – император византийский Мануил — над сарацинами.
В том и другом случае было знамение: от икон Божьей Матери и Спаса Всемилостивого, которые князь взял с собой, начали исходить яркие лучи, осенявшие русское войско. Такой же знак получил перед своей битвой и византийский император, взявший с собой Крест, от которого тоже исходили лучи.
Метки: Спас
Pages: 1 2