Первый Спас
Август 15th 2016 -
Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня
В память об этих победах, знамениях и в честь трех святынь князь учредил праздник, приуроченный к дню Крещения Руси. Немного позднее к этому дню был приурочен еще один праздник —
Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Дело в том, что в IX веке в Константинополе существовал обычай: проводить, начиная с первого августа и до Успения, крестные ходы по городу и его окрестностям с выходом на источники. Считалось, что это предотвращает эпидемии и болезни. Крестные ходы совершались с частицами Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса. В Россию это праздник пришел позднее, только в XIV веке
«для освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго».
Так первого августа стали вспоминать три церковных события. А в народе церковный Первый Спас объединился с языческими поверьями о чудотворной и сверхъестественной силе воды. Этот день можно считать праздником воды и колодцев, к которым на Руси всегда было особое отношение. Кололдцы чистили, освящали, вокруг них высаживали деревья, водили хороводы, устраивали жертвоприношения, проводили ритуальные обряды и устраивали свадьбы.
Самым тяжким преступлением считалось осквернение колодца. О колодцах народ складывал легенды. Вспомним хотя бы известное сказание в «Повести временных лет» о белгородских колодцах, спасших жителей города от неминуемой смерти от голода, когда его осадили печенеги в надежде вынудить сдаться на милость врагу.
Кроме того, считалось, что копать колодцы надо только в августе и святить их тоже в августе – на Первый Спас. Рассказывают, что как-то жители одного поселка решили ставить у себя во дворе колодец и пригласили старого-престарого деда, который всю жизнь копал колодцы и знал в этом толк. Он не отказался, сказав только, что придет к ним в августе, т.к. тогда уровень воды будет самый низкий и можно будет копать.
В народе существует много способов определения мест для колодцев, например, с помощью ивовых прутьев или клока шерсти, который накрывали кастрюлей и оставляли на ночь. Если утром клок был мокрый, значит место для колодца подходящее, если сухой, то — нет. Или и другой способ:
«По траве определяли. Она же растет неодинаково. Где гуще, зеленее, там забивали ивовый кол на шесть-семь дней. Если он не засыхал, копали там колодец. Когда засыхал — место непригодное, искали дальше. А если была засуха и трава выгорала, то брали дядьки тот ивовый кол, ходили и стучали по земле. А среди них был такой человек, который много знал, так он слушал и по звуку определял, где кол вбивать. Если через неделю кол был мокрым, еще и листочек выбросил, то место считали подходящим, чтобы копать колодец».
Освящали колодец ивами, ими же их обсаживали, потому что по поверью ива предохраняет колодцы в жаркие дни, отгоняет от них злых духов и привлекает добрых духов воды. Существовали особые правила, по которым следовало копать колодец: обязательно при растущей луне, рано утром и прежде выкопать на месте будущего колодца крест, в центр которого налить освященную воду.
Колодец
Накануне освящения мужчины вычищали дно колодца, а девушки украшали его края венками и бросали в воду пахучий аир для изгнания из нее злых духов. Освящение было особым сакральным действием, в котором участвовало все селение. Впереди процессии с колокольчиками бежали дети, за ними шли музыканты со свирелями, потом – остальные.
У колодца уже стояли застланные белыми скатертями два праздничных стола: на первом – хлеб и соль с зажженной свечой, на втором – коливо, святая вода и тоже свеча. Коливо – для духов и предков. Парни высаживали деревья или втыкали около колодца свежие ветви. Многие из этих традиций уже утрачены, как немногие помнят и о поверьях, связанных с колодцами.
Но сохранилось предание, что странник обязательно должен оставить у колодца какую-нибудь вещь, что поможет ему благополучно добраться до следующего колодца. Или другое поверье: если воин выкинет после похода оружие в колодец, то его военная служба на этом закончится.
Известно также, что во время войн и бедствий люди выбрасывали все самое ценное в колодцы в надежде, что они там сохранятся и потом их можно будет достать. Со временем драгоценностей, оружия и икон становилось на дне колодцев так много, что появились желающие нырнуть за ними, и не всегда это были их владельцы.
И в конце, возвращаясь к Первому Спасу, вспомним Тараса Шевченко, писавшего:
На то лето
колодец святили
На самого Маковея,
И дуб посадили.
По материалам интернет журналов журнала «Фома» и Тина Гай
Метки: Спас
Pages: 1 2