Православный календарь 26 Октября ( 13 Октября ст.ст.)
Октябрь 25th 2010 -
Православный календарь 26 Октября ( 13 Октября ст.ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.).
Мучеников Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники Пергамских (251).
Священномучеников Иннокентия и Николая пресвитеров (1937).
Возвращение мощей прп. Саввы Освященного из Италии во Св. Град (1965).
Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Мученика Флорентия Солунского (I-II).
Мученика Вениамина диакона Персидского (421-424).
Преподобного Никиты исп. (ок. 838).
Святого Мелетия, патриарха Александрийского (1601).
Мученицы Хрисы (Златы) (1795) (Болг.).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).
Святого Ванантия Турского (Галл.).
Святителя Антония Чкондидского (1815) и ученика его иеромонаха Якова (Груз.).
Святого Когмана игумена Лочальского.
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII)
Иверская икона БМ
Иверская икона Пресвятой Богородицы Иконы. ч.1
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 1
Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,// слава правошествию Твоему, едина Нетленная.
Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 1
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети,/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Кондак Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть хранительница Афона/ и вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников
глас 4
Яко сокровище многоценное, Владыка,/ и источник, источающ токи исцелений,/ сущим на земли подаде мощи ваша,/ недуги убо отъемлющия страстей различныя,/ благодать же дающия душам непрестанно./ Темже согласно любовию// ваше, мученицы Божественнии, совершаем торжество.
Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 2.
Добр купец бысть, Богомудре Вениамине, / богатство бо свое тленно раздав, / купил еси оным нетленное в Царствии небеснем, / в немже ныне тамошних благ наслаждаяся богатне, / проси нам мира и велия милости.
Кондак, глас 8.
Куплю житейскую яко тщетную оставль/ и шед, купил еси себе многоценен бисер Христа,/ Емуже во иночестем образе/ труды и подвиги, безменством же и послушанием, преподобие Вениамине, благоугождая,/ приял от Него велию и богатую милость.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Кол. 1, 1-2, 7-11; Лк. 8, 1-3). Господь проповедует, жены служат Ему от имений своих и, таким образом, как бы являются соучастницами в самой проповеди. Не всем дано проповедывать Евангелие, но все могут содействовать его распространению и быть соучастниками в этом первом на земле деле. Таковых соучастников и соучастниц много было во время проповеднических трудов святых апостолов, а потом их преемников и, наконец, по всей истории Церкви. Являются они и доселе. Наши апостолы на Кавказе и в разных местностях Сибири усердно трудятся, терпя всякую нужду и всякие лишения. Они продолжают дело Господа и святых апостолов. Какие жены и мужи пошлют им помощь, те станут в чин жен, служащих Господу, и удостоятся равного с теми воздаяния. Господь сказал: «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» (Ин. 13, 20). Значит, Он отождествляет Себя с посылаемым на проповедь; следовательно, и услугу, оказанную посланникам Его, отождествит Он с услужением Себе Самому. По закону благости и правде Его, кто как кого принимает, тот такую и награду получает (Мф. 10, 41). Достаточное, кажется, побуждение не сокращать руки своей в жертвах на вспомоществование великому делу проповеди евангельской.
Проповедь на каждый день
О молитве Господней
(Лк. 11, 1-10)
(1 Фес. 1, 6-10)
Однажды, когда Господь «в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». И далее следует молитва «Отче наш». По Матфею же Господь Сам предложил ученикам эту молитву, предварительно сказав: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7—8). В чем же особенность христианской молитвы, и в чем ее отличие от молитвы языческой?
Во-первых, я называю Бога Отцом, и в то же время исповедую, что живет мой Отец не здесь, а в ином, и даже совсем ином месте: «на небесах». Тем самым я сразу уподобляю себя блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15), который вдруг пришел в себя и вспомнил, что где-то далеко у него есть Отец, и пора к Нему возвращаться. И я понял, что мое спасение только в бесконечном возрастании славы, милосердия, и могущества моего Отца, чтобы их хватило покрыть и мои грехи. Об этом я молюсь прежде всего: «да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое».
Я своими глазами увидел, куда завела меня моя греховная воля. Я отрекаюсь от нее, и отныне — «да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Хочу, чтобы отныне и на земле, и во мне — воля Отца столь же безусловно совершалась, как на небе, в мире бесплотных Ангелов, беззаветно Ему преданных.
Далее прошу: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Но почему именно «наш», а не просто «насущный», как в притчах Соломона? Там все понятно: «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом», то есть не давай мне лишнего, а только необходимое. Но мы упорно просим именно «наш насущный» хлеб. Значит, выражаем готовность принять, как насущный хлеб, даже то, если Господь сочтет, что для нас «насущно» остаться «днесь» вообще без хлеба.
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А этим прошением Господь в наши собственные руки вверяет наше спасение: как будем прощать, так и нам простится. Кажется, вот оно, в руках!..
Но с ужасом вижу, «что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим. 7, 21—24)? И остается только умолять: «не введи нас во искушение». Да, мы знаем, что не Бог нас искушает, «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1, 13—15). Но все же молимся, чтобы Господь избавил нас от последствий нашей греховной похоти. Да, нам сказано: «С великой радостью принимайте», «когда впадаете в различные искушения» (Иак.1,2). Что же, и будем радоваться, когда Господь этому попустит. Ну а пока — молимся, чтобы все-таки и не впасть. И Сам Господь, хотя и говорил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34), но тоже молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня Чаша сия» (Мф. 25, 39).
И далее просим у Бога, чтобы окончательно избавил нас от князя, от властителя мира сего: «но избави нас от лукавого». Не хотим ничего общего иметь с тем, кто нас, обнищавших, послал пасти свиней, и заставил мечтать лишь о том, чтобы разделить со свиньями их пойло. Хотим быть только Твоими, потому что знаем: «Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь» (Мф. 6, 13). Таким образом, христианин стремится войти в Божественную жизнь, в Божественную волю, в Божественную славу. А язычник — наоборот: старается стащить своих «богов» на землю, и заставить работать на свои житейские нужды.
По Матфею, Господь особо заострил внимание на том прошении, исполнение которого всецело зависит от нас самих. Он подчеркнул: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15). И опытные наставники запрещали тем, кто находится во вражде, произносить молитву Господню. Потому что если мы, строя в душе планы мести, просим Бога: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», то — или не понимаем, что говорим. Или — просим себе такого же зла, какое желаем врагу. Или — просто издеваемся над Тем, Кому молимся.
Проповедь иерея Евгения Горянчика
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение призывает нас следовать за Господом нашим Иисусом Христом, побуждает нас служить Ему. Мы слышали, как благовествуя Царствие Свое, Господь наш Иисус Христос проходил через города и села, и вместе с Ним и Его учениками следовали некие жены – евангелист перечисляет имена некоторых из них, которых Христос исцелил от недугов, освободил от действия духов злобы. Евангелие свидетельствует, что жены эти служили Господу «от имений своих».
Как мы похожи на этих евангельских жен. Ведь как на них, так и на нас изливается изобильная милость Божия; мы, как и они, имеем от Спасителя нашего утешение и помощь в немощах наших, укрепление и вразумление в преодолении греховных страстей. Всякое подлинное благо, всякая сердечная радость имеет источником своим Господа нашего Иисуса Христа. Подобно как и к этим женам, и к нам Господь обращает слово Благой вести – разве только, что они слышали проповедь Господа нашего Иисуса Христа непосредственно из уст Спасителя, мы же – посредством голоса нашей святой Церкви Православной. Мы сходны с женами в получении даров и милостей от Господа. Постараемся же мы подражать женам евангельским в следовании за Господом нашим Иисусом Христом. Прежде всего, познаем пути Господни из учения Церкви Православной и Слова Божия, из опыта святых отцов. Потрудимся следовать этим путем без ропота на трудности, но с радостью, потому что путь этот – путь правды, ведущий в жизнь вечную. Послужим Господу, подобно женам евангельским, «от имений своих». Окажем помощь нуждающимся – голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, бездомного приютить, больного и заключенного в темнице навестить. Это служение Богу. Ведь Сам Господь говорил, что «сотворивый милость братьям моим меньшим, Мне сотворит» (Евангелие от Матфея, 25 глава). Окажем помощь, послужим храмам, монастырям – ведь там собираются во имя Христа, и Христос там посреди собравшихся. Там совершается Божественная Литургия, и Сам Христос является Телом и Кровью Своею. Служением Богу, которое можно назвать соработничеством Господу, будет посильное благовествование, помощь людям, ищущим веры в их приближении к святой Церкви. Служением Господу будет участие в работе церковных и окормляемых Церковью просветительных, гуманитарных, молодежных организаций и обществ, их материальная поддержка. Господь наш Иисус Христос да подаст еще большую благодать Свою всем следующим за Ним и неленостно служащим Ему. Аминь.
События Русской истории
1932 — Иосиф Сталин называет писателей «инженерами человеческих душ».
1939 — Народные Сборы Западной Украины провозгласили установление в крае советской власти.
1968 — старт космического корабля «Союз-3», пилотируемого Г. Т. Береговым.
1976— Постановление ЦК и Совмина о мерах по дальнейшему увеличению производства рыбной продукции и улучшению её продажи (введение «рыбных четвергов» в общепите).
2002 —Штурм Театрального центра на Дубровке в Москве для освобождения заложников, день смерти примерно 130 зрителей мюзикла «Норд-Ост».
Закрыт действовавший в столице Азербайджана неофициальный чеченский культурный центр, именовавший себя «представительством Ичкерии».
Родились
1673 — Дмитрий Кантемир (ум. 1723), молдавский и российский государственный деятель и учёный.
1750 — Николай Юсупов (ум. 1831), князь, дипломат, коллекционер и меценат.
1842 — Василий Васильевич Верещагин (ум. 1904), художник-баталист («Апофеоз войны», «Двери Тамерлана», «Побеждённые»).
1873 — Николай Андреев (ум. 1932), скульптор (памятники Гоголю, Герцену и Огареву в Москве).
1880 — Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) (ум. 1934), русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма.
1887 — Леонид Константинович Рамзин (ум. 1948), учёный-теплотехник.
1888 — Махно Нестор Иванович, украинский революционер, анархо-коммунист.
1888 — Фёдор Фёдорович Аристов (ум. 1932), славист, востоковед, историк, этнограф, географ, литературовед и переводчик.
1904 — Андрей Аргунов (ум. 1938), святой Русской православной церкви, новомученик.
1904 — Николай Леонидович Духов (ум. 1964), советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР.
1925 — Владимир Железников, детский писатель («Каждый мечтает о собаке», «Чучело»).
1934 — Натан Маркович Злотников, поэт.
Скончались
1700 — Адриан (р. 1627), патриарх Московский и всея Руси с 1690 года.
1905 — Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, русский художник-символист («Водоём», «Призраки», «Осенняя песнь»)(р. 1870).
1917 — Михаил Николаевич Волконский, князь, надворный советник, беллетрист и драматург, автор остросюжетных исторических романов, повестей, рассказов, фельетонов и путевых очерков (р. 1860).
1945 — Алексей Крылов (р. 1863), кораблестроитель, механик, математик, академик, Герой социалистического труда.
1973 — Семён Михайлович Будённый, советский военачальник, герой Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза (р. 1883).
1994 — Владлен Бахнов (р. 1924), писатель, сценарист.
2003 — Леонид Алексеевич Филатов, русский актёр, режиссёр, поэт.