О Божественной литургии
Апрель 10th 2014 -
Святитель Кирилл Иерусалимский
Тайноводственное поучение пятое
Из Петрова соборного послания: Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие и проч. (1 Пет 2: 1).
1. По Божию человеколюбию, в прошедших собраниях довольно вы слышали о Крещении, Миропомазании и причащении Тела и Крови Христовых; ныне же к последующему должно перейти нам и сегодня положить венец духовному созиданию вашей пользы.
2. Итак, вы видели диакона, подающего умыться иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он воду, не по этой причине. Ибо мы с плотскою скверною не входим в Церковь. Но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то через умовение их изображаем, следовательно, чистоту и непорочность деяний. Не слышал ли ты блаженного Давида, это тайноводственно излагающего: буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи (Пс 25: 6)? Итак, умывать руки, значит, быть неповинным осуждению за грехи.
3. Потом вопиет диакон: обымите друг друга, и друг друга целуем; не думай, чтобы это целование одинакое было с теми лобзаниями, какие на торжище между приятелями взаимно бывают. Не таково это лобзание: оно души взаимно соединяет и между собой совокупляет непамятозлобием. Итак, целование это знаменует соединение душ и отгнание всякого памятозлобия. Посему-то сказал Христос: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5: 23-24). Следовательно, лобзание есть примирение и потому свято, как блаженный Павел вопиял, говоря: Приветствуйте друг друга святым целованием (1 Кор 16: 20); и Петр: лобзанием любви (1 Пет 5: 14).
4. После того иерей возглашает: горе имеем сердца [т. е. вознесём сердца. – Прим. ред. сайта]. Ибо воистину в тот страшный час надлежит горе иметь сердце к Богу, а не долу к земле и к земным вещам. Потому это возглашение то же есть, как бы повелевал иерей, чтобы все в час оный оставили житейские попечения и домашние заботы, а имели бы сердце на небе к Человеколюбцу Богу. На это вы отвечайте: имамы ко Господу [т. е. возносим ко Господу. – Прим. ред. сайта].], согласуясь на это повеление через ваше исповедание. Итак, здесь никто не должен предстоять в таком расположении, чтобы устами говорил: имамы ко Господу, а умом бы помышлял о житейских попечениях. И всегда надлежит помнить Бога, а если это ради человеческой немощи невозможно, по крайней мере, в этот час о том с любовью позаботиться должно.
5. Далее говорит иерей: благодарим Господа [т. е. возблагодарим Господа. – Прим. ред. сайта]. Поистине долженствуем благодарить Бога, что нас, недостойных, призвал в такую благодать; что, будучи врагами, мы примирились с Богом (Рим 5: 10); что удостоил нас Духа усыновления (Рим 8: 15). На это говорите вы: достойно и праведно [т. е. достойно это, и праведно. – Прим. ред. сайта]. Ибо, воссылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело; Бог же не по правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал нас и таких благ сподобил.
6. Поэтому вспоминаем небо, землю и море, солнце и луну, звезды и всю тварь, словесную и бессловесную, видимую и невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господствия, Начала, Власти, Престолы, Херувимов многоочитых (см. Иез 10: 21 и 1: 6), как бы говоря с Давидом: Величайте Господа со мною (Пс 33: 4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола и двумя крылами закрывающих лицо, двумя же – ноги, а двумя – летающих и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис 6: 2-3). И для того преданное нам от Серафимов богословие это повторяем, да соделаемся причастниками песнопения вместе с премирными воинствами.
7. После этого, освятив себя духовными этими песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспошлет Святого Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо тело Христово, а вино кровь Христову. Ибо всего, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается.
8. Потом, по совершении духовной жертвы, бескровной службы, при той же самой жертве умилостивительной, молим Бота о всеобщем мире церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах и сподвижниках, о находящихся в немощах, об утомляемых трудами и вообще обо всех, требующих помощи, молимся мы все и эту приносим жертву.
9. После поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставльшихся святых отцах и епископах и вообще обо всех из нас, прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва.
10. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая польза душе с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога.
11. По окончании этого ту молитву, которую Спаситель передал ученикам Своим, читаем, с чистой совестью нарицая Бога Отцом и произнося: Отче наш, сущий на небесах! (см. Мф 6: 9). О превеликое человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удалились и были в крайней против Него злобе, такое даровал забвение оскорблений и причасти благодати, что и Отцом Его называют: Отче наш, Иже ecu на небесех. Небесами же те быть могут, которые носят образ небесного (1 Кор 15: 49) и в которых Бог вселился и ходит (см. 2 Кор 6: 16).
12. Да святится имя Твое. Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но в согрешающих иногда оскверняется, по слову: Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Ис 52: 5; Рим 2: 24). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.
13. Да приидет Царствие Твое. Чистая душа с дерзновением сказать может: да приидет Царствие Твое. Ибо кто слышал Павла, говорящего: да не царствует грех в смертном вашем теле (Рим 6: 12), и кто очищает себя деянием, и мыслью, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Царствие Твое.
14. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божии творят волю Божию, как Давид, воспевая, сказал: Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его (Пс 102: 20). Посему ты, моляся, говоришь это в таком значении: как в Ангелах Твоя бывает воля, так и на земле во мне да будет, Владыко!
15. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь. Хлеб наш общий не есть насущен. Хлеб же сей святой есть насущный: вместо того чтобы сказать – на существо души устрояемый. Этот хлеб не во чрево входит и из чрева исходит (см. Мф 15:17), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь – говорится вместо – на всякий день, как и Павел сказал: доколе можно говорить: «ныне» (Евр 3: 13).
16. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрешаем словом и мыслью и делаем очень многое, достойное осуждения. И если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя (1 Ин 1: 8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем условие, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним – долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы, легки и удобопростительны, а от нас бывающие Богу велики и Его только человеколюбия требующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких против тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений.
17. И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте, что человек неиспытанный, неопытен (см. Сир 34: 9-10) и в другом: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения? (Иак 1: 2). Но войти в искушение не значит ли быть поглощену искушением? Потому что искушение подобно есть некоему потоку, трудному для перехождения. Следовательно, которые, находясь в искушениях, не погружаются в них, те переходят, как искуснейшие плаватели, не быв потопляемы ими; а которые не таковы, те, вошедши, погружаются, как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл, но, погрузившись, утонул телесно и духовно. Петр вшел в искушение отвержения, но, вошедши, не погряз, а, мужественно переплыв, от искушения освободился. Послушай еще и в другом месте, как всецелый лик святых благодарит за избавление от искушения: Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу (Пс 65: 10-12). Видишь ли их, дерзновенно радующихся о том, что пришли, а не увязли? Ты вывел, говоря, нас на свободу (Пс 65: 12). Войти им в покой – значит освободиться от искушения.
18. Но избави нас от лукаваго. Если бы не введи нас во искушение то значило, чтобы совсем не быть искушаему, то не прибавил бы: но избави нас от лукаваго. Лукавый же есть сопротивный бес, от которого избавиться молимся. По исполнении же молитвы говоришь ты: аминь. Запечатлевая через аминь, что значит да будет все, что в богоданной этой молитве содержится.
19. По совершении этого говорит иерей: Святая святым [т. е. святыня – святым. – Прим. ред. ]. Святая суть предлежащие Дары, принявшие наитие Святого Духа. Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Итак, Святая святым приличествуют. На это вы говорите: един Свят, един Господь Иисус Христос [т. е. один Святой, один Господь – Иисус Христос. – Прим. ред. сайта]. Ибо поистине един Свят, кто по естеству Свят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве.
20. После того вы слышите певца, песнью Божественной призывающего вас к причащению святых Таин и говорящего: Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс 33: 9). Не телесному вкусу давайте судить об этом, никак, но вере несомненной. Ибо вкушающим не хлеб и вино вкушать повелевается, но противообразное, Тело и Кровь Христовы.
21. И так приходя, не с простертыми дланями, ни с разведенными перстами приступай, но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. И так с опасением, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастись, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что золота и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала?
22. Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь и в образ поклонения и почтения говоря: аминь, освятися и Крови Христовой причастись. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств.
23. Держите эти предания непорочно и беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя этих священных и духовных Таин. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Сол. 5: 23). Которому да будет слава, честь и держава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Текст приводится по: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. – М.: Благовест, 2010. – 352 с.
Метки: Кирилл Иерусалимский, Литургия