«Неужели вся наша разумная жизнь нужна, только лишь для того, чтобы состариться и лечь мясом в ямку»?
Июль 26th 2013 -
Как Вы думаете, дорогие читатели, насколько актуальна тема юбилейного года 1025-летия Крещения
Киевской Руси для нашей сегодняшней жизни и для каждого из нас? Что откликается в наших душах, когда мы заглядываем в прошлое?
Видим ли мы в нём ресурс для будущего? Об этом спросила я и себя. И вот, милостью Божией, представилась возможность именно в праздничные дни, побывать на святой Киевской земле, в Свято-Троицком Ионинском монастыре. Так случилось, что в иконной лавке монастыря, я увидела необычную иконографию жития преподобного Ионы Киевского, покровителя и чудотворца этой славной обители. Глядя на надпись на иконе, мысли заставили задуматься о цели и плодах жизни временной, о прошлом и будущем. Благодаря возникшим размышлениям и состоялось незапланированное, но очень интересное интервью с настоятелем монастыря, удивительно интересным человеком, многогранной, неординарной личностью, — с всеми любимым Владыкой Ионой!
Интервью с Владыкой Ионой (Черепановым), в преддверии 1025-летия Крещения Руси…
Беседу вела: координатор Алчевской молодёжки – Елизавета Дьяченко.
Вопрос Елизаветы Дьяченко (Далее Е.Д.): Благословите, Владыка, выразить Вам свою благодарность за особую икону преподобного, где, на фоне жития святого Ионы Киевского, помещён, очень актуальный, как мне кажется, текст из Псалтири, сразу же, откликнувшийся в душе: «…Истомилась душа моя, желая во дворы Господни…». Скажите, это фотография фрагмента храмовой росписи?
Ответ: Нет. Собственно, это цитата из 83 главы Псалтыри, а по кругу иконы написан тропарь преподобному. Есть у нас один очень хороший художник, инок, который для монастыря в честь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») в селе Большая Ольшанка Васильковского района, нарисовал целую серию иконочек, отражающих жизнеописание преподобного Ионы Киевского. Он очень хорошо разбирается в иконописи и это чисто проявление его художественного таланта, выраженного в отношении к личности преподобного Ионы. Наш художник, человек образованный, креативный, поэтому-то его творчество и откликается в душах.
Е.Д.: Владыка, эта цитата сформировала во мне следующее размышление: цель жизни христианской, по святым отцам, заключает в себе стяжание Духа святого, можем ли мы сказать, что внешне оно проявляется делами милосердия, миссионерской работой, а внутренний мотив любого доброделания, должен содержать в себе желание приблизиться к Богу, «во дворы Господни»?
Владыка: Да! А зачем иначе жить. Если мы знаем, что человек создан для вечной жизни с Богом, то какой еще вариант может быть, как не жизнь с Богом?! На самом деле и у атеистов тоже самое, так как каждый человек задумывается, зачем он живет. Помню, во времена моего воцерковления меня очень поразила чеховская «Палата №6». Тогда меня потрясли размышления одного из героев, о том, для чего человек стремится к совершенству. Для чего его нужно воспитывать дома, затем в начальной школе, затем в старшей, для чего он приобретает знания, неужели вся наша разумная жизнь нужна, только лишь для того, чтобы состариться и лечь мясом в ямку? Для чего человеку дано безграничное совершенствование? Если человек еще не нашел для себя Бога, то все равно он задумается для чего и почему живет. Люди, которые упорно не хотят верить в Бога, все равно понимают, что для чего-то жить нужно. И в силу гордыни или неправильного воспитания и зацикленности на своей самости, многие себе просто не позволяют верить в Бога и придумывают всякие вещи в оправдание, например: я живу для детей, для науки, для всеобщего блага. То есть, люди придумывают разные вроде бы возвышенные причины, но если все эти причины сопоставить с величием вечной жизни с Господом. Понятно что они меркнут, и являются не более чем трагикомичными и это действительно и трагично и комично когда человек на пороге смерти думает о подобных глупостях.
Е.Д.: Можно ли сделать вывод, что значимые жизненные цели говорят о том, какой плод к своей смерти человек приобретает в течение жизни?
Владыка: Да, наши дела говорят о том, что останется после нас...
Е.Д.: Владыка, если применить Ваши слова к празднуемой в этом году юбилейной дате Крещения Руси, как можно кратко охарактеризовать результат прошедших 1025 лет?
Владыка: Мне кажется, что в контексте праздника, уместнее говорить скорее о двух датах, в одной. Сама цифра 1025 даже в произношении разделяется на две даты, поэтому лучше рассматривать 1000-летие Крещения Руси и 25-летие истории Русской Церкви, пережившей период, сравнимый со вторым Крещением. Объясню свою мысль так: история Крещения и просвещения Руси до 1988 года, это история становления Руси, как православной державы, это и история расколов и гонений со стороны царской власти и со стороны потом безбожной власти. Это и возвышение Церкви и попытка тотального воздействия во времена Петра I или Екатерины, мы знаем времена кровавого гонения советского периода, потому, действительная дата 1000 лет — это глобальная, монументальная история нашей Церкви, это монолит. А хвостик празднуемой даты — 25 лет — это тоже очень важные годы, практически их можно обозначить, как годы второго Крещения. Или правильнее сказать: история 1000-летия крещения Руси и 25-летие потепления отношения государства и Церкви, когда стало возможным совершенно безгранично и открыто исповедовать свою веру.
Собственно, это потенциал, накопившийся за годы безбожия, когда желающие верить, и жить по Божьему, не имели такой возможности. Людей ограничивали или физически или информационно, перенаправляли их просветительную или духовную энергию совершенно куда-то в другое русло. А когда этот потенциал выстрелил, мы с вами знаем, какое количество храмов построено, какой всплеск веры, какой интерес к духовной литературе возник у народа. Начались бурно открываться храмы, монастыри, издаваться книги. Действительно это стало временем второго крещения Руси, например, на территории Украины, количество приходов возросло в десятки раз. Это колоссальное явление в истории Православия. Потому празднуемая дата — «два в одном»: 1000 и 25.
И в тоже время, находятся люди, для которых этот праздник — пустой звук. Для части народа — это повод осознания единства между славянскими народами. Для другой части — повод для превозношения, что именно нас крестили, не какой-то другой город, а именно Киев. То есть всё очень неоднородно и каждый для себя уже сам определяет, что для него этот праздник значит, и вообще каждый находит для себя свое «нечто» в общем праздновании.
Pages: 1 2