«Неужели вся наша разумная жизнь нужна, только лишь для того, чтобы состариться и лечь мясом в ямку»?
Июль 26th 2013 -
Е.Д.: Владыка, сейчас становится модным вспоминать времена язычества господствовавшего на Руси до ее Крещения. Такие разговоры активизировались в оккультной среде общества именно в юбилейный год, что Вы на это скажите?
Владыка: На самом деле, это выглядит смешно. Теории славянского неоязычества, совершенно антинаучны и не выдерживают даже малейшей научной критики. Если допустим от язычества греческого или римского или египетского остались памятники материальной культуры, архитектуры, изобразительного искусства, письменности, много осталось, несмотря на то, что на этих землях в разные периоды прочно обосновалось христианство, и язычество искоренялось достаточно жёсткими методами. Но так же, памятники этого времени сохранились и исследователи, базируясь на них, получили полное представление о том, чем жили язычники, во что веровали, какая у них была догматика, какие стремления. А памятников язычества Руси до её крещения, практически не сохранилось. Я не говорю о письменности, потому что как таковой её тогда не существовало. Памятники материальной культуры тоже отсутствуют. То есть все это не более чем какие-то догадки, предположение нынешних горе исследователей.
Понятно, что есть и масса фальсификаций таких, например, как, Вересова книга. Это настолько примитивно с научной точки зрения, что человеку хоть чуть-чуть мыслящему системно, это смешно.
Е.Д.: Тогда, можно ли сказать, что 1025-летняя история Крещения — это история духовного роста и собственного развития нашего народа?
Владыка: Вы знаете, сейчас стало модно говорить о том, что нам надо приобщиться к ценностям европейской культуры. То есть даже в нашей стране, культура которой является частью европейской культуры, принесшей в еврокультуру колоссальный, ни с чем несравнимый плод, и то находятся те, кто нас призывает к каким-то иным ценностям европейской культуры. Советуют приобрести то, чего нам якобы не хватает или, что мы потеряли в годы большевизма.
До своего Крещения, Киевская Русь приобщилась к ценностям Византийской культурной жизни, Византия была в то время самым развитым государством и в культурном и в научном отношении среди других развитых государств, и объединяла всех именно православным исповеданием веры. Это была в первую очередь империя, осознававшая себя православной империей. И Крещение Руси стало приобщением к Византийской культуре, то есть к самому высшему проявлению культуры и науки, которые существовали в то время в мире.
Православие служило просвещению, развитию и одухотворению людей, потому что на Руси культуры в не православия в то время практически не существовало. И православные люди были локомотивом прогресса.
А в наше время, в свете многих факторов, ведущие позиции государственного развития заняли не православные страны.
Е.Д.: От чего это зависит?
Владыка: В наших реалиях, от ловкости. Да и в Предании мы читаем, что «Так уж свет стоит, что сыны века сего бывают премудрее сынов света».
Е.Д.: Владыка, в ответ на Ваши слова, мне вспомнилось, как Вы очень тепло прореагировали на маленький подарочек наших «немудрых» деток-инвалидов — мягкого сшитого зайчика. И было видно, что это не из вежливости, а от души. Все знают, что вы любите детей и много времени уделяете общению с детками и подростками, посещающими Ионинский монастырь, но здесь всего лишь самодельный игрушечный зайчик, а столько улыбчивой нежности в Ваших глазах…
Владыка: Просто я люблю зайчиков. Вы знаете, в Псалтыре есть слова: «Камень — прибежище зайцам» (103 псалом, который читается в начале вечерни). И мы знаем слова первого Послания к Коринфянам, что «Камень же бе Христос». И действительно, камень, Христос, есть прибежище нам малодушным и трусливым зайцам, которые только во Христе становятся мужественными.
Е.Д.: Спасибо, что вы так тепло и радостно приняли по-детски сшитую игрушечку.
Владыка: Главное все-таки не профессионализм и ловкость, а любовь, с которой дети это делают.
Е.Д.: Владыка, а можно ли сказать, что если изделие делается не православным человеком, то в него вложено меньше любви?
Владыка: Я не могу так сказать, потому что это граничит с осуждением. Да, люди разные, и плоды трудов разные, поэтому, мне ближе слова, сказанные преподобным Амвросием Оптинским: «Знай себя и довольно с тебя». На страшном суде каждый из нас за себя ответит, и за меня никто отвечать не будет, я сам буду отвечать пред лицем Божиим. Поэтому, кто, чем грешит или не так делает, меня это не волнует, если это не пересекается с моей личной ответственностью. Помните слова апостола: «Кто ты судящий чужого раба? Он своему Господу стоит и своему Господу падает, и силен Господь воздвигнуть его».
Действительно, каждый человек в отдельности является рабом Божиим. Он имеет свои отношения со своим Творцом. И если у него есть падения, как же его можно судить, если он чужой раб и он не с нами имеет отношения, он к Господу имеет отношения и Господь силен, воздвигнуть его.
Е.Д.: Это самое главное в жизни — не осудить другого?
Владыка: Это одна из заповедей, данных нам для исполнения. Сказано: «Не судите, да не судимы будете». А самое главное в нашей жизни это Христос, сказавший: «Я есмь путь и истина и жизнь».
Е.Д.: Спасибо Владыка за такую интересную и познавательную беседу. И напоследок, Ваши пожелания для молодежи в юбилейный год.
Владыка: Мои пожелания, это слова знаменитого доктора Гааза: «Спешите делать добро».
P.S.: После нашего диалога, любимого молодежью Владыку, окружили ребята, выходившие со знаменитой Ионинской молодёжки, и для каждого у Владыки нашлось доброе слово, весёлая реплика и отеческое пожелание. Случайно увидев то, что мы оказались невольными свидетелями этих простых добрых слов, Владыка, улыбаясь, произнёс: "...вот эти «мурзики», наша церковная молодежь, помогают в храме по субботам церковничать, на подсвечниках следить за свечами. Приобщаются к литургической жизни и, просвещаясь духовно, сами несут этот свет миру, приобретая жизненные цели и оставляя жизненные плоды…. "
Pages: 1 2