Житие святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария
Февраль 15th 2016 -
Память 3/16 февраля
Начинается книга, содержащая житие, или деяния и кончину, Ансгария, первого архиепископа нордальбингов 3 и легата святой папской кафедры к свеонам и данам, а также славам4 и остальным народам северных стран, до сих пор придерживающимся языческого обычая. ]
1. Хранящим и соблюдающим в любви ко Христу великое благочестие святым отцам и братьям, которые состоят в святом Корвейском монастыре, сыновья и ученики почтенного отца Ансгария, ныне обретшего вечное счастье в Господе, желают мира и процветания.
В течение долгого времени по милости Божьей услаждались мы благими дарами [нашего] пастыря, воспитывались проповедью и примером [его], укреплялись заслугами [его] и поручительством, ныне же мы лишены его присутствия — полагаем, что к скорби нашей, а к его радости. Ибо истинный слуга Божий, уклонявшийся ото всякого злого дела и в простоте придерживавшийся умеренности, проявлял такую верность [Господу], что, будучи взят отсюда, отошел без промедления к Тому, Кому [он] всегда посвящал себя со всем благочестием и к Кому всегда обращал дух [свой].
Считаем, что истинно нам должно радоваться о полученной им награде, а о нашей утрате молиться, дабы даром небесным заслужили бы мы божественную помощь Того, Чьей милостью был послан к нам такой пастырь. Ибо, пребывая среди разного рода несчастий, мы сознаем, что мы потеряли, и понимаем, что должны горевать о себе. Ведь когда он был жив, мы думали, что нет ничего, чего бы не было у нас, ибо полагали, что в нем имеем все. Короли оказывали честь святости его, церковные пастыри почитали его, клир подражал ему, а все люди дивились на него. И когда все провозглашали его святым и справедливым, нам казалось, что [и сами] мы также достойны хвалы, как тело, носящее столь чтимую и добродетельную голову.
Ныне же, лишенные прежнего дара, мы не надеемся на свои заслуги, а боязливыми сердцами опасаемся, как бы по грехам [нашим] не стали мы доступны укусам волков. Ибо весь мир лежит во зле 5 и более стремится к тому, чтобы искоренить истинное и святое, чем к тому, чтобы укрепить благочестие; и враг рода человеческого дьявол, чем более, — видит он — святую и праведную жизнь ведет какой-либо [человек], тем большим разнообразным искушениям его подвергает, лукавыми речами и лживыми обвинениями увлекая его, дабы тот отошел от святости, а другие бы не подражали ему. Итак, мы стенаем среди сих ужасных напастей, однако, боясь [32] различных зол, знаем, что нам следует прибегнуть к помощи Господа, Чье милосердие — верим мы — не оставит нас, пусть и недостойных.
Поэтому мы всем сердцем молим и призываем вашу снятую добродетель, чтобы вы соизволили вспомнить о нас и попросить Господа за нас, дабы не оставило нас Его милосердие, но наш добрый Помощник отвел бы от нас все грехи, и да будет нам убежище в милости Того, Кто не бросает верующих в Него. Итак, надеясь на Его милость, мы полагаем упование наше на милосердие Его и оставляем на суд Его то, что должно в будущем случиться и произойти с нами. Мы всеми силами сердца и духа [нашего] восхваляем и благодарим праведность и благодать Того, Кто позволил нам хотя на время быть под началом такого защитника6. Мы также благодарим [вас] за великие деяния вашего богоугодного наставничества и за святое благочестие [ваше], ибо [лишь] вследствие благодеяния и позволения вашего снискали мы такого отца.
Если кто захочет следовать его примеру, тот в какой-то мере получит на земле общение с небом. Если кто воспримет учение его, тот сумеет без блуждания пройти путь верного слуги Божия. Если кто внимет наставлениям его, тот научится беречься от западней врага7.
Итак, мы решили письменно изложить воспоминания об этом святом отце: и то, как он жил среди нас, и то из известного нам, что показалось нужным передать на письме для вас, досточтимые, чтобы как вы, так и мы восхвалили божественную милость, явленную через святого мужа, и чтобы его святое благочестие было достойным примером желающим подражать ему.
9. ...Случилось, что в это время8 к вышеупомянутому императору Людовику9 прибыли посланники свеонов. Между другими поручениями, которые входили в их посольство, они также довели до сведения милостивого цезаря, что среди их народа [33] есть много желающих принять христианскую веру, а сердце их короля уже склоняется к тому, чтобы допустить в страну священников Господа. Послы пытались снискать благорасположение Людовика, дабы он определил для их племени достойных проповедников.
Благочестивый император весьма возрадовался, услышав о подобной просьбе, и стал искать человека, которого можно было бы отправить в тамошние края и который взялся бы выяснить, готовы ли [свеоны] к принятию веры, как утверждали посланники, и положить начало почитанию Христа [в Свеонии]. Светлейший император посовещался с вышеупомянутым аббатом 10, не сможет ли тот случайно найти среди своих монахов кого-нибудь, кто возжелал бы во имя Христа отправиться в оные земли, или, по крайней мере, [послать туда] того, который ныне живет у Харальда11. Так сия миссия выпала на долю жившего у Харальда раба Божьего Ансгария...
11. Итак, преодолев сначала длинный путь пешком, а затем на судах переплыв отделяющее Свеонию море, они12 с огромными трудностями13 прибыли наконец в портовый город14 тамошнего королевства под названием Бирка15, где [34] были радушно приняты королем свеонов Бьёрном16 и сообщили его посланным, ради чего явились 17.
Узнав о цели их прихода и посоветовавшись об этом деле со своими верными 18, Бьёрн с общего согласия и одобрения разрешил Ансгарию и его спутникам остаться в Бирке проповедовать Евангелие, дабы все, кто хочет, могли свободно обратиться в христианство.
Тогда рабы Божьи, возвеселившись в сердце своем и узрев, что им счастливо удалось осуществить желаемое, стали проповедовать слово благодати тем, кто находился в Бирке. И было много таких, кто благоволил прибывшей миссии и по своей воле внимал учению Господа. Были там и многочисленные пленники-христиане19, которые обрадовались, что наконец-то смогут причаститься святых таинств. И оказалось, что все именно так, как рассказывали светлейшему цезарю послы. Многие в Бирке приняли крещение, а среди них весьма любимый Бьёрном префект20 этого города и вместе с тем королевский канцелярий21 Херигарий22, который был очень тверд в [35] истинной вере. Вскоре после крещения он построил в своем наследственном владении23 церковь и сам благочестиво изнурял себя служением Господу. Херигарий обладал разнообразными добродетелями, и существует много ясных свидетельств его неколебимой веры: их мы изложим в дальнейшем повествовании.
14. После описанного выше24 посвящения господина и отца нашего святейшего Ансгария, обсудив между собой вверенную ему миссию25, Эбон26 и Ансгарий сочли, что им необходимо найти помощника, который принял бы сан епископа свеонов, ведь в этом весьма отдаленном крае раньше должен был постоянно находиться в качестве епископа Ансгарий, теперь же он не мог в одиночку исполнять сразу два назначения27.
Итак, в согласии с волей императора достопочтенный Эбон избрал для подобного дела одного своего родственника по имени Гаутберт28, который, возведенный в епископское достоинство, был послан в земли свеонов. Эбон в изобилии снабдил его всем нужным для богослужения29 и средствами для покрытия необходимых расходов, как из того, что имел сам, так и из дарованного императором. Эбон назначил Гаутберта легатом в племени свеонов как бы вместо себя — ибо поначалу именно ему была поручена эта проповедническая миссия30. [36]
Pages: 1 2 3 4 5 6