Святой Фурсей Ирландский, просветитель Восточной Англии
Январь 28th 2016 -
Память 16/ 29 января
Святой Фурсей (Fursy) – один из тех живших в старые времена святых ирландцев, чьё житие известно лучше других.
Его родители, Финтан (Fintan) и Жельжес (Gelges), были из княжеских родов. К счастью, одаренный разумом и и душевными качествами Фурсей был отдан на воспитание под руководство священников и монахов, отчего он стал весьма умел и опытен в науках, относящихся, прежде всего, к священному писанию. И неудивительно, что он посвятил себя монашеской жизни и вскоре оказался во главе монастыря Хатмат (Hathmat), или Киллурса (Killursa), где собирались желавшие посвятить себя Богу новички со всех концов Ирландии. Он часто покидал монастырь для проповеди в других концах страны.
Приблизительно в 627 году, должным образом устроив обитель, Фурса отправился в Манстер пригласить в монастырь своих родственников. Следуя отцовскими землями, он неожиданно и сильно заболел. Его перенесли в дом, где он оставался много часов между жизнью и смертью.
В это время ему являлись виденья, которые просветили его и сделали не только уникальным и известным в средневековой литературе, но и одним из самых известных ирландских святых VII-го века.
Видения св. Фурсы были очень популярны в средние века и послужили одним из источников «Божественной комедии» Данте. Часто они переписывались отдельно от истиной Истории и украшалось живописными подробностями.
Как повествует житие святого, он покинул свое тело и пребывал вне тела «с вечера до петушьего крика, удостоившись лицезреть ангельские сонмы и слышать их блаженное пение: „Святые приходят от силы в силу“ и далее, „Бог богов является на Сионе“ ( 83:8 „приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе“).
Чувствуя, что как-будто умер, он увидел св. Беоана (англ.) и св. Мелдана. В видениях они наставляли его, объясняли суть духовной жизни монаха и священника, их обязанности, открыли ему понимание ужасных последствий гордыни и неповиновения, понимание природы греха. Святые учили его, что снискивая славу Божью трудом, постом и воздержанием, человек часто забывает о главных грехах: о гордыне, которая низвергает ангелов с Небес; об алчности, через которую наши прародители потеряли блаженство земного рая; о зависти, которая побудила Каина убить брата Авеля; о лжесвидетельстве, из-за которого Спаситель был осужден; и, как следствие, человек смотрит на тяжкие в глазах Бога грехи как на легкие и на оборот. Первым делом нужно излечить душу от злобы и неправды.
В видениях ему явилось осознание добродетели, что её корнем и вершиной уваляется благотворительность.
Как повествует житие святого, он вернулся в свое тело и через два дня снова покинул его, на этот раз не только увидев радости блаженных, но и пережив нападение злых духов, которые попытались помешать его восхождению на небо, но потерпели неудачу, ибо его охраняли ангелы. Он слышал их песнь «Свят, свят, свят, свят Господь Бог Саваоф».
Летописец Беда Достопочтенный, посвятив св. Фурсе целую главу в „Церковной истории народа англов“, повествуя о видениях святого, пишет, что когда Фурса был вознесен на большую высоту, сопровождавшие его ангелы велели ему повернуться и взглянуть на мир. Обернувшись, он увидел под собой нечто похожее на темную долину и четыре огня в воздухе, невдалеке друг от друга. Он спросил ангелов, что это за огни, и получил ответ, что это огни страстей, возмущающих и истощающих мир. Первый из них — обман- нарушение нашего обещания данного при крещении отвергнуть Сатану и все дела его; второй — сластолюбие, когда мы земные блага любим более небесных; третий- раздор, когда мы не боимся ссориться с ближними даже по пустячным поводам; четвертый- несправедливость, когда мы считаем возможным грабить и обманывать слабых. Постепенно эти огни соединились и образовали одно большое пламя. Святой в страхе сказал ангелу: „Смотри, господин, это пламя совсем рядом“. Ангел же ответил: „Пламя, которым ты не воспламеняешься, не сожжет тебя; хоть оно кажется большим и ужасным, оно каждого испытывает по его вожделениям, и зло хочет, чтобы все сгорели в этом пламени. Если в телесном обличье человек горит нечистыми страстями, то, высвободившись из тела, он во искупление их сгорает здесь“. Потом он увидел, как один из трех ангелов, которые оба раза были его спутниками, устремился вперед и раздвинул пламя, в то время как двое остальных летели по обеим сторонам от него, заслоняя его от огня. Видел он и демонов, вылетавших из огня и пылавших злобой против праведников».
Еще Беда описывает обвинения злых духов против святого, защиту его праведниками и видение небесных сонмов, среди которых были и святые его собственного народа, жившие в прошлые времена и знакомые ему понаслышке. От них он узнал о многих вещах, полезных и для него и для всех, кто захочет узнать о них. Когда они закончили рассказывать и вернулись на небо с ангелами, три упомянутых ангела остались с блаженным Фурсой, чтобы вернуть его в оставленное им тело. Когда они достигли пламени, ангел, как и в первый раз, раздвинул огонь; но когда человек Божий двигался через толщу огня, злые духи схватили одного из тех, кто горел там, бросили в него и опалили ему плечо и подбородок. Фурсей же узнал этого человека и вспомнил, что после его смерти взял нечто из его одежды. Ангел схватил того человека и бросил его назад в огонь, а злобный враг сказал: «Не отвергай того, кого признал; ведь раз ты взял вещи у грешника, то разделишь и его кару». Но ангел рядом с ним сказал: «Не из корысти он взял их, но чтобы спасти его душу». Тогда огонь погас, а ангел повернулся к Фурсе и сказал: «Ты обжегся огнем, который воспламенил тебя, ибо, если бы ты не взял вещи человека, умершего во грехе, тебя не обжег бы огонь его кары». После этого он посоветовал, как можно спасти того, кто раскается в самый час своей смерти".
Когда Фурса вернулся в свое тело, он всю оставшуюся жизнь носил отметины от огня, которым обжег его бесплотный дух, и все могли видеть эти следы на его плече и подбородке.
Желание Фурсы иметь рядом своих родственников осуществилось, его братья свв. Фоиллан (англ.) (англ. Foillan) и св. Ультан (англ.) (англ. Ultan) пристали к обители. С этих пор Фурса мало занимался административными делами в своём монастыре и, покинув обитель, проповедовал по всей Ирландии, неустанно ободряя всех своими проповедями и примером своих добродетелей, но о своих видениях рассказывал лишь тем, кто его спрашивал, ради их спасения.
Через двенадцать месяцев он получил третье видение. На этот раз, ангел остался с ним целый день, наставлял его в проповеди, и предписал ему двенадцать лет апостольского труда. Св. Фурса, стал «бродячим епископом» как «паломник ради любви Божьей» (peregrinus pro amore Dei). Это было высшим проявлением благочестия, по заслугам превосходящим даже отшельничество. Он проповедовал Слово Божье по всей Ирландии, изгоняя злых духов, рассказывая о своих видениях он ревностно призывая людей к покаянию. Один из современников святого слушавший его проповеди, говорил, что, хотя это происходило зимой, в сильный мороз, и на святом было лишь тонкое одеяние, он весь вспотел, словно в разгар лета — то ли от страха, то ли от радости, разбуженной воспоминаниями.
По истечении лет Фурса со своими братьями Фоилланом и Ультаном удалился от всех земных благ на остров в океане.
Когда он пришёл в себя, он подумал о том, чтобы построить новый монастырь, ради чего он отправился в Англию и, благодаря щедрости короля Зигеберта, правителя Восточной Англии, основал монастырь в Кноббетсбурге (Cnobbetsburg), позже получившего название Бург-Кастл, что в графстве Суффолк (Suffolk). Оставив этот монастырь на попечение своего брата Фойллана (Foillan), он отправился в пустынь вместе со своим другим братом Ультан (Ulthan), чтобы предаваться там созерцанию и покаянию.
Это уединение было нарушено Пендой (Penda), королём Мерсийским (Mercie), и они решили отправиться во Францию, чтобы дойти до Рима.
Приблизительно в 644 году Фурса прибыл на континент, в провинцию Понтье (англ.) (фр. Ponthieu). Как повествует деяния святого, следуя землями Мезероль (фр.) (фр. Mézerolles), принадлежащих герцогу Геймону, он совершил чудо — воскресил только что умершего сын герцога. Далее, как описывает католическая энциклопедия, по пути в Нейстрию св. Фурса также совершал чудеса — обратил в веру разбойников, напавших на монахов в лесу близ города Корби (фр.), излечил негостеприимного мирянина, отказавшегося приютить усталых путников; вымолил прощения у правителя Перонна для шестерых преступников. Слава о св. Фурсе шла впереди его, и путники были с честью приняты в Перонне майордомом Нейстрии Эрхиноальдом. Фурса был представлен королю франков Хлодвигу II, которому в то время было около 10 лет.
Эрхиноальдом прежде всего привёз Фурсея в свой замок в Перонне (Peronne) и попросил его крестить своего сына.
Затем он предложил Фурсею выбрать одну из областей, чтобы построить там монастырь. Выбор Фурсея пал на Ланьи-ан-Бри (Lagny-en-Brie), по соседству с Шеллем (Chelles), что в парижской епархии (было это приблизительно в 644 году).
Здесь Фурса построил свой монастырь, в состав которого входили три часовни, одна в честь Спасителя Иисуса Христа, вторая — в честь Св. Апостола Петра и третья, более скромная, впоследствии освящённая в честь основателя монастыря.
Многие из его ирландских соотечественников, гонимых язычниками из британских островов, присоединились к нему в новой обители и начали от туда свой миссионерский путь по Европе. В народе стали называть обитель «Ирландский монастырём» или «Перонской Ирландией» (лат. «Monasterium Scottorum» или «Peronna Scottorum»)
Благодаря святому примеру самого Фурсея и разумному управлению, которые он осуществлял, монастырь Ланьи щедротами Эршиноальда, Хлодвига II и королевы Батильды стал вскоре образцом для подражения для всех других монастырей Франции. Хлопоты Фурсея, относившиеся к воспитанию монахов не помешали ему об окормлении иных церквей и евангельской проповеди. Он готовился к тому, чтобы посетить их, дабы укрепить в вере прихожан, затем чтобы вновь увидеть своих братьев, оставшихся в Англии, когда, прибыв в Мезероль (Mezerolles), он заболел в небольшом местечке Понтьё (Ponthieu. Губернатор Пикардии Хаймон (Haymon) хотел задержать его в этом месте, так как он прибыл из Англии, и Фурсей ему обещал сказать о моменте своей кончины. Хаймон был действительно предупрежден его появлением, и он спешно отправился в Мезероль, где святой игумен на самом деле умер 16 января 648 года, проолев несколько дней.
Между Хаймоном и Эршиноальдом возник спор по поводу останков святого аббата. Эршиноальд согласился на то, что тогда называли судом Божьим. Тело было помещено на тележке, запряжённой двумя необузданными быками. И его последний путь соответствовал бы тому, котопрый прошла бы эта тележка. Во время пробега произошли многочисленные чудеса исцеления слепых, паралитиков, и т.д. Тележка прибыла без препятствий в Перонну, в строившуюся церковь святого Петра. Там тело было снято и помещено за большим алтарем, Святой Фурсей – покровитель Перонна, что в Ланьи-на- Марне (Lagny-sur-Marne), а также семи церквей в епархии Амьена. Насчитывают многие перемещения его мощей; помимо той, что была в 654 году, для помещения их в законченной церкви. В частности, они имели место 17 сентября 1256, в присутствии святого Луи; 13 сентября 1641, когда фрагмент был дан в монастырь в Ланьи. В 1793, святые мощи избежали надругательства, и из это было торжественное признано в 1853.
Тропарь прп. Фурсея Бург-Касельскаго, гл. 5.
В римской крепости обитель себе сотворив,/ люди поучал еси, яко Вера Православная, истинная крепость есть/ против всякия силы вражия, отче Фурсее./ Сего ради Бога моли и всем нам тверднею веры пребыти,/ да яко камение стоим против всякаго належания льсти,\ во еже спастися душам нашим.
Молитва Святому Фурсе
«The arms of God be around my shoulders,
The touch of the Holy Spirit upon my head,
The sign of Christ’s cross upon my forehead,
The sound of the Holy Spirit in my ears,
The fragrance of the Holy Spirit in my nostrils,
The vision of heaven in my eyes,
The conversation of heaven’s company on my lips,
The work of God’s church with my hands,
The service of God and my neighbour in my feet,
A home for God in my heart,
And to God, the father of all, my entire being.»
AMEN
Свободный перевод молитвы на русский язык:
«Руки Господни над плечами моими,
Дух Святой над моей головой,
Печать Святого Креста на челе моем,
Звук Духа Святого в ушах моих,
Благоухание Святого Духа во мне,
Видения Небесные пред очами моими,
Общения с силами небесными на моих устах,
Дела Святой Церкви в руках моих,
Служение Богу и ближнему моему в ногах моих,
Дом Господа в сердце моём,
Богу, Отцу всего сущего всё существо моё.
Аминь.»