Святитель Аркадий, епископ Новгородский
Сентябрь 30th 2013 -
О последующих деяниях и подвигах Аркадия на пользу Новгорода в продолжение пастырского его служения также ничего неизвестно. Судя по ходу современных событий видно, что правление его было беспокойно и скорбно для его души, отвыкшей от тревог житейских. В 1158 г., т. е. в самом начале его служения, посетил Новгород страшный мор на людей и на скот. Язва действовала сильно, потому что не успевали хоронить ни людей, ни скота. От смрада бесчисленных трупов нельзя было ходить по городу, ни в окрестностях. Летописцы не говорят о происхождении, свойстве и наружных знаках сей язвы, которая свирепствовала единственно в Новгороде. В 1161 г. Новгород постигло новое бедствие. От страшных жаров летом выгорел весь хлеб, а осенью мороз истребил всю ярь. Наконец, зимой шли беспрестанные дожди, от этого дороги испортились, подвозы провизии были скудны, и хлеб сильно вздорожал до того, что малую кадку покупали по 7 кун. «О велика скорбь бяше в людях и нужа», — восклицает летописец. К тому же смуты народные как при прежних епископах, так и при нем постоянно повторялись и всегда окачивались сменой посадников и князей, то из старшего, то из младшего рода. Особенно опасным врагом спокойствия новгородцев является в это время Андрей Георгиевич Боголюбский. Скажем здесь несколько слов о начале замыслов князя Суздальского против прав и свободы новгородцев. Это обстоятельство достойно замечания в истории Новгорода в период его независимости при епископе Аркадии. По смерти Георгия Андрей Боголюбский, не заботясь о южной России, желал утвердить свое господство в северной и присвоить себе древнюю столицу Рюрика. Андрей начал свои действия с того, что послал приказ Новгородскому вечу, в котором уже не видно обыкновенного тогдашнего удельного князя, но слышен грозный голос самобытного государя. В 1159 г. явились в Новгород послы князя Суздальского, чтобы передать вечу грозную волю его. Так говорил он: «Ведомо буди, хочу искати Новагорода и добром и лихом, а хрест есте были целовали ко мне на том, яко имети мене князем собе, а мне вам добра хотети». Это поразило новгородцев, давно уже отвыкших от подобных требований. Однако же, пленяясь мыслию повиноваться столь знаменитому князю, новгородцы не смели возражать, но, не имея причин жаловаться и на Святослава Ростиславича, они медлили ответом, спорили и совещались на беспрестанных вечах.
Наконец новгородцы исполнили волю Боголюбского, с бесчестием изгнав от себя Святослава и брата его Давида. Затем у Новгорода с Суздалем начались переговоры, которые с намерением длились целый год. В летописях это место чрезвычайно темно; видно только, что послы просили у Андрея на княжение сына его Георгия. Но Боголюбский не согласился отпустить его, потому что Георгий был тогда еще молод; других новгородцы не просили и сидели без князя. Андрей Георгиевич, отказав послам отпустить сына, с намерением предлагал им брата своего Мстислава, которого, как и ему было известно, не желали новгородцы; потом предлагал племянника своего Мстислава, сына князя Киевского Ростислава. Этим Боголюбский достигал своей цели: Новгород его боялся и слушался. Князь Суздальский знал, кого давал правителем в эту область, которую хотел держать во всей своей воле. Ему нужны были только покорные слуги и точные исполнители его воли, таков был Мстислав и братья его — Святослав и Рюрик Ростиславичи, по очереди, по воле Боголюбского, княжившие в Новгороде.
Мстислав Ростиславич явился в 1160 г. июня 21 дня в Новгород, где перед ним княжил брат его Святослав; но, по словам Новгородского летописца, сидел только год без недели. Он, вероятно, не угодил Андрею Георгиевичу или, может быть, не умел так действовать, как бы ему хотелось, а потому Боголюбский «уладися, — как замечено в летописи, — только с отцем его Ростиславом о Новгороде», и последний тотчас же вытребовал Мстислава, а на место его был опять назначен Святослав, и это все без всякого сношения и сговора с Новгородом. Новгородцы боялись Боголюбского и молча приняли недавно изгнанного и оскорбленного князя.
Со своей стороны, Боголюбский не даром уладился с Ростиславом о Новгороде, верно, что Святослав наобещал ему многое и многое, что льстило его видам. О покорной службе и говорить было нечего с Боголюбским, это уже само по себе следовало, и потому Святослав снова сел в Новгороде «на всей воле его» 28 сентября 1161 г. и шесть лет, до 1167 г., правил Новгородом, хотя и был тяжел для вольных новгородцев.
Таковы были отношения и политика Боголюбского с Новгородом! Неизвестно, какое участие принимал архипастырь в делах вече и в отношениях с Суздалем. Постигая мудрые планы Андрея Георгиевича и устав от беспокойной строптивости народа, он, вероятно, втайне доброхотствовал Боголюбскому и от души желал ему всякого успеха. В описании жизни только и сказано, что Аркадий, сколько было возможно, умиротворял волнения народные и примирял князей, не допуская до кровопролития.
Святой Аркадий не долго, только 8 лет, правил паствой, но оставил по себе благую память кроткого святителя и чадолюбивого отца сирых и нищих. Любовь народная, которая, без сомнения, была выражением благодарности за пастырские подвиги на пользу Новгорода, высказалась к нему после смерти. Новгородцы много скорбели и плакали о кончине Аркадия и с великой честью погребли останки его в Корсунской паперти. По летописным источникам, святитель Аркадий «преставился в лето 6673, т.е. 1165, сентября в 12-й день».
Мощи святителя Аркадия почивают под спудом.
Память его местно празднуется 10 февраля и 4 октября вместе с другими почивающими в Софийском соборе угодниками.
Pages: 1 2