Слово о прекрасном Иосифе. Преподобный Ефрем Сирин
Апрель 8th 2012 -
Боже Авраамов, Боже Исааков, Боже Иаковлев, Бог благословенный, избравший святое семя возлюбивших Тебя служителей Твоих, как благий, даруй, чтобы потоки благодати с великим обилием излиялись на меня, и чтобы мог я изобразить светлое и величественное зрелище — прекрасного Иосифа, который всегда был честною опорою самой глубокой старости Патриарха Иакова! Ибо этот самый отрок Иосиф с юного возраста изображал собою два пришествия Христова, первое, бывшее, от Девы Марии, и второе, которым все приведено будет в трепет. Посему, возлюбленные Христовы любимцы, станем теперь твердо, радуясь душою, чтобы без разсеяния слышать и созерцать таковые дела благолепнейшего отрока. А я, братия мои, называю его не только благолепнейшим, но и чудным юношею, источником целомудрия, совершенным победителем, дивным низложителем врагов. Почему и стал он особенно образом будущего Господня пришествия. Поэтому всякий из вас да освободит душу свою от всякого попечения о земном, и с любовию да приимет воспеваемые песнопения; потому что они духовны и веселят душу.
Как Господь из Отчего недра послан к нам спасти всех нас; так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братиям своим. И как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нес он им мир от отца; так и жестокосердые всегда Иудеи, увидев Спасителя, говорили: действительно Сей есть Наследник, убием Его, и наше будет все (Марк. 12, 7). Иосифовы братья говорили: «предадим его смерти, и избавимся от сновидений его»: таким же точно образом говорили и Иудеи: “приидите, убием Его, и удержим достояние Его” (Матф. 21, 38). Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата, заклав его в своем произволении: таким же точно образом и мерзкие Иудеи, вкушая пасху, заклали Спасителя. Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю. И как Иосиф в чертоге попрал всю силу греха, приобретая себе светлый венец за победу над госпожою своею Египтянкою: так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею разсыпал там все могущество самого несносного и неодолимого мучителя. Иосиф, когда победил грех, заключается в темницу до времени принятия им венца: так и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб. Иосиф же в темнице провел двухлетнее время, живя там в великой безопасности; и Господь наш три дня пребывал во аде, как сильный, не потерпев истления. Иосиф милостиво изводится из темницы по приказу Фараонову, и как истинный образ Христов, без труда толкует значение снов и предвещает будущие обилие; Господь же наш Иисус Христос возбужден из мертвых собственною Своею силою, расхитил ад, в дар Отцу Своему приносит наше избавление, проповедует воскресение и вечную жизнь. Иосиф возседал на Фараоновой колеснице, приняв власть над всем Египтом; и Господь наш, Царь прежде веков, на светозарном облаке восшедши на небеса, со славою возседает одесную Отца, превыше Херувимов, как Единородный Сын. Когда Иосиф царствовал во Египте, приняв власть над врагами своими, добровольно приводятся братья его к престолу обреченного ими смерти, приводятся, чтобы со страхом и трепетом поклониться тому, кого продали они на смерть, и в страхе покланяются Иосифу, которого не хотели иметь царем над собою; Иосиф, узнав братьев своих, одним словом своим показал убийц; они же, узнав его, стояли изумленные в великом стыде, не осмеливаясь говорить, и вовсе не имея ничего в свое оправдание, вполне сознав грех свой, совершенный в то время, как продали его; тот, кого представляли они сотлевшим во аде, внезапно оказался царствующим над ними. Так и в тот страшный день, когда Господь приидет на облаках воздушных, сядет Он на престоле Царства Своего, и связанные страшными Ангелами приведутся к престолу Его все враги Его, которые не хотели, чтобы Он царствовал над ними. Ибо беззаконные Иудеи рассуждали тогда, что, если будет распят, то умрет как человек; не верили они несчастные, что он Бог, пришедший для спасения — спасти души наши. Как Иосиф свободно сказал братьям своим, приведя их в страх и трепет: “я Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того". Так и Господь в светозарном виде покажет крест распявшим Его, и узнают они крест и Сына Божия, распятого ими. Видите ли, как совершенно Иосиф был истинным образом Сына Божия — Владыки своего?
Поелику добродетель в Иосифе процвела с юного возраста, по доброй его воле; то, положив уже начало слову, продолжим повествование, изобразив добродетели святого отрока.
Сей блаженный семнадцать лет жизни провел в отеческом доме, с каждым днем преуспевая в страхе Божием, и в прекрасных правилах жизни, и в почитании родителей. Но видя неблагопристойность в братьях своих, из многого об ином вкратце доносил отцу своему, потому что добродетель действительно не может быть в единении с неправдою; это для нее неприлично. Потому-то возненавидели они Иосифа; так как он чужд был их пороков. Украшаясь добрыми качествами, сей отрок видел сны, в которых открыто ему было, чтó должно было случиться с ним по домостроительству Всевышнего Бога. Но отец Иаков не знал тайной ненависти к Иосифу, и любил Иосифа в простоте за красоту добродетели, с юного возраста всегда отличавшую его. Когда братья пасли овец в Сихеме, случилось Иосифу быть вместе с отцом; отец же Иаков, как нежный родитель, заботился о бывших в Сихеме, и говорит Иосифу: «соберись, чадо, сходи к братьям своим, наведайся в подробности о здоровье их, и вместе о стадах, и возвращайся скорее». Получив отцово приказание, Иосиф с радостию пошел к братьям своим, неся им мир от родительского лица, а вместе и заботу, какую имел о них. Но идя заблудился он на дороге, не нашедши братьев с стадами их. Когда же печалился он и воздыхал о братьях: нашел его человек, который указал ему дорогу. Как же скоро Иосиф увидел их издали, пошел с радостию, желая всех их облобызать. И они увидели его идущего, и как дикие звери вознамерились умертвить Иосифа, а он, как незлобивый агнец, готов был отдаться в руки этих самых лютых волков. Как же скоро приблизился и с любовию приветствовал их, принеся им мир от лица родительского; они, возстав немедленно, как дикие звери, совлекли пеструю ризу, которая была на нем надета, и каждый из них скрежетал зубами, желая пожрать его живого; жестокие и немилостивые во вражде своей, в бешенстве много мучили сего честного и светлого отрока. Иосиф видя, что он в опасности, что никто не имеет к нему никакой жалости, прибегает наконец к просьбам, заливается слезами, и с воздыханиями, возвысив голос свой, упрашивает их, говоря: «За что вы гневаетеся? Умоляю всех вас, братия мои, потерпите меня не надолго, чтобы упросить мне вас. Матерь моя умерла, Иаков доныне плачет о ней каждый день, и вы хотите отцу нашему причинить новый плач, когда первый еще продолжается и доселе не прекратился. Умоляю всех вас, потерпите меня несколько, чтобы не разлучаться мне с Иаковом, чтобы старость его не сошла с болезнию во ад. Итак, заклинаю всех вас Богом отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова, Богом, Который в начале призвал Авраама и сказал: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу (Быт. 12, 1) и подарю, и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на краю моря, которому нет и счета; заклинаю Всевышним Богом, давшим Аврааму терпение, со всем усердием принести в жертву единородного сына своего Исаака, чтобы это терпение вменилось Аврааму в похвалу; заклинаю Богом, избавившим Исаака от смерти и давшим овна вместо него в благоприятное всесожжение; заклинаю Богом святым, давшим благословение Иакову из уст Исаака отца его; заклинаю Богом, ходившим с Иаковом в Харран в Месопотамию, откуда вышел Авраам; заклинаю Богом, избавившим Иакова от скорбей и обещавшим дать ему благословение, — да не лишусь я Иакова, как лишился Рахили, да не плачет он о мне, как плакал о Рахили, да не омрачаются снова очи у Иакова, который ждет увидеть возвращение мое к нему. Пошлите меня к Иакову, отцу моему, возьмите мои слезы, а меня отошлите к нему».
Метки: Ефрем Сирин