Преподобный Матфей Яранский, чудотворец
Май 26th 2013 -
Память 14/27 мая
Родился 23 мая (4 июня) 1855 года в городе Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном, в честь святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского.
Его отец, Косма Феодорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых росло шесть детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Косма Феодорович работал мастером цеха башмачников. Благочестивое семейство каждое воскресенье и в праздничные дни посещало Божий храм. Мать и отец любили подолгу молиться дома, и с раннего возраста приучали к этому детей. Уже в это время сердце Митрофана загорелось любовью к Богу, и он часто один убегал в церковь, где долго простаивал в пустом храме, молясь всей душою, пока кто-либо его не замечал и не отправлял домой.
Безмятежное детство оборвала внезапная кончина отца. Митрофана отдали обучаться башмачному ремеслу. Но он не пошел по стопам отца и поступил приказчиком к известному вятскому купцу Столбову, у которого прожил 18 лет. Родители Митрофана были безграмотны, читать и писать ему пришлось учиться самостоятельно. Из любви к Слову Божию отрок быстро освоил грамоту. Юноша с Божией помощью преуспевал в торговом деле. Купец полюбил своего молодого помощника за кротость, тихий нрав, верность, и через некоторое время поставил старшим приказчиком — основным доверенным лицом во всей торговле. Позже Столбов дал возможность ему выстроить собственный магазин и завести торговое дело.
Еще на службе у купца Столбова Митрофан, в поисках духовного окормления, познакомился со старцем иеросхимонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки, близ села Филейки. Благодаря его влиянию, в душе Митрофана стала созревать решимость оставить суету мирскую и удалиться в монастырь для того, чтобы всецело служить Богу. Но отец Стефан не благословлял, говоря:
«научись прежде сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией, не принимай свое «я» за призыв Божий. Молись, смиряйся, и Господь подскажет тебе, как поступать». Митрофан смиренно следовал воле старца. В его магазине во всех углах и на видных местах были повешены листочки с текстом Иисусовой молитвы, чтобы, куда ни взглянуть, везде иметь перед глазами ее текст.
В то время близкий родственник отца Стефана, крестьянин села Филейки, П. И. Куртеев ходатайствовал об учреждении на месте подвигов старца мужского монастыря. В ноябре 1889 года было получено благословение Святейшего Синода на открытие монастыря во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Официальное открытие обители состоялось 16 сентября 1890 года. А за месяц до этого, в день Успения Пресвятой Богородицы, почил в Бозе иеросхимонах Стефан.
В 1891 году Митрофан твердо решил отойти от мирских забот. 24 июня он был принят послушником в новый Филейский монастырь. «Никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божий» (Лк. 9, 62). Помня эти слова Спасителя, молодой насельник обители уже никогда не оглядывался назад, но с великим усердием, которое не утратил до конца жизни, нес нелегкий крест иноческого жития.
В годовщину блаженной кончины своего любимого духовника, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, послушник Митрофан был пострижен в мантию с именем МАТФЕЙ, в честь преподобного Матфея Прозорливого, Киево-Печерского.
Всецело положившись на волю Божию, отец Матфей был в послушании у о. Строителя обители и братии. 17 ноября 1891 года он был рукоположен в иеродиакона, а 5 апреля 1897 года — в иеромонаха. Наученный еще старцем Стефаном, о. Матфей в совершенстве овладел внутренней сердечной молитвой Иисусовой, так что даже в короткое время сна она звучала в нем, словно ручеек в весеннюю пору. Вскоре Господь наделил своего избранника еще одним великим даром — прозорливостью. Как «верный раб и добрый» отец Матфей употребил этот талант на пользу ближним. К батюшке часто стали обращаться за советом и утешением. По смирению он принимал приходящих как бы нехотя, стараясь отослать к настоятелю, либо к кому-то из братии, считая их более достойными. Но настойчивых батюшка не отвергал, наставляя их как любящий отец в делах веры и благочестия. Он часто пользовался книгами отца Стефана (Наставления, проповеди и беседы изданы в 2-х томах). На его могиле любил бывать. Там подолгу молился, плакал и отходил всегда радостный, как бы лично повидавший старца.
В Филейском Александро-Невском монастыре отец Матфей пробыл 10 лет. В 1899 году в 10 километрах от Яранска, в имении покойной купчихи Анны Дмитриевны Беляевой был заложен новый мужской монастырь. Главный его престол освятили в честь святой праведной Анны Пророчицы. Его строителем и настоятелем был назначен иеромонах Нил, человек богоугодной жизни, оставивший о себе впоследствии добрую память. В помощь отцу Строителю был отправлен иеромонах Матфей. В Пророчицком монастыре отцу Матфею пришлось много трудиться. Помимо совершения ежедневных богослужений он исполнял келейнические обязанности у настоятеля: топил печи, кипятил самовар, следил за чистотой.
В 1902 году отец Нил умер. Новому настоятелю, иеромонаху Пахомию (Кедрову), отец Матфей задолго предсказал получение святительского сана и вместе с этим многие скорби и горести. Отца Пахомия в должности настоятеля сменил постриженник Филейской обители игумен Геннадий. Он уважал мнения старца Матфея, и без его совета ничего, касающегося обители, не предпринимал. При нем на отца Матфея было возложено тяжелое послушание эконома и казначея монастыря.
Знавшие старца Матфея в Яранский период жизни, вспоминают его благообразный внешний вид. Волосы у него были длинные, курчавые и седые, борода и усы — черные, позднее, с проседью. Глаза умные, проницательные. Смирение его было удивительно. Он ходил всегда опустив голову, не обращая внимания ни на что и ни на кого, погруженный в молитву. Никогда не допускал пустых разговоров. Носил всегда самую простую одежду, келью сохранял почти пустой. Любил негромкое молитвенное пение на богослужениях, был очень воздержан в пище. Несмотря на то, что у него сильно болел желудок, никто ни разу не слышал от старца жалобы.
Со временем обитель возрастала, в 1917 году там подвизались 31 монах и 45 послушников. Казалось, ничто в тихой провинции не предвещало бури, но старец предсказывал: «Грядет скорбь великая, но через нее очистится народ, переродится. На крови мучеников возрастет древо святости, от которого будут питаться многие и насытятся».
Революция положила начало невиданному в истории гонению на Православную Церковь. В 1921 году закрыли Пророчицкий монастырь, с его территории выгнали всех монахов, и старец был вынужден переселиться сначала на монастырскую пасеку, а потом в деревню Ершово, Беляевской волости.
Враги не только открыто боролись с Церковью. Они стремились посеять раскол среди священнослужителей и паствы. На Вятской земле начали свою губительную деятельность обновленцы — священнослужители, выступившие против Святейшего Патриарха Тихона. В это время к батюшке Матфею приходило множество людей, чтобы узнать истину и утвердиться в ней. Так, весной 1925 года к старцу в скромном подряснике пришел епископ Нектарий (Трезвинский), только что назначенный Святейшим Патриархом на Яранскую кафедру. Отец Матфей смиренно открыл дверь, взял благословение, и, пока Владыка молился перед иконами, вдруг запел: «Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прията нетленныя от Тебе Бога нашего...». Так скоро и точно Преподобный дал ответ Святителю на все приготовленные им по пути вопросы. Действительно, Владыке было суждено пройти весь ужас сталинских лагерей и погибнуть в сентябре 1937 года.
В народе ширилась молва о даре прозорливости и исцелений батюшки. За советом и помощью к нему шли жители разных губерний: Нижегородской, Костромской, Пермской, Удмуртии, Татарии, из других мест. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, совершенных старцем. Вот одно из них. Однажды раба Божия Капитолина Шушенцова вместе со своей сестрой мяла лен. Внезапно сестре в глаз попала костра (отходы от обработки льна). Глаза не открывались, сестра ничего не видела. Капитолина за руку отвела сестру к отцу Матфею. Батюшка посадил сестру перед блюдцем с водой и сказал: «Смотри на воду». В этот момент у нее открылись глаза, и она стала все видеть.
Близился конец земной жизни старца. Он на глазах слабел телом, но дух его был по-прежнему бодр. Он много раз обращался к своим духовным чадам словами преподобного Серафима Саровского: «Приходите на мою могилку, излейте все свое горе, расскажите как живому все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения».
Старец мирно скончался l6 (29) мая 1927 года. Его похороны превратились в полноводный Крестныи ход, свидетельство торжества православной веры, которую не удалось искоренить на Вятской земле безбожной власти.
Его могила стала местом благочестивого паломничества сотен тысяч людей. Память о преподобном Матфее, Яранском чудотворце, всегда сохранялась в сердцах верующих.
И ныне, после того, как свершилось прославление отца Матфея в лике местночтимых святых угодников Вятской епархии, мы радуемся всем сердцем, что на небосклоне Русской Православной Церкви зажглась новая яркая звезда, которая будет освещать нам жизненную дорогу.
Молитва ко преподобному отцу нашему Матфею, Яранскому чудотворцу
О, преподобне отче наш Матфее, Яранский чудотворче! От юности твоея всем сердцем Христа возлюбивый, исполненный духа премудрости и разума, духа веры и благочестия, невозвратным желанием Тому Единому последовал еси, сердцем смиренным все заповеди Господни исполняя. Ты приял еси образ Ангельского жития, неленостно подвизаяся в посте, бдении и молитве, восшел еси на высоту добродетелей, восприняв от Всещедрого Бога множество благодатных даров духовных. Дар прозорливости, дар недугов душевных и телесных врачевания, еще на земли обильно в тебе явися. Многим бысть добрый наставник и утешитель, пастырь и молитвенник. Во дни скорби и лютаго гонения от безбожных, во дни нестроения и смуты, ты, яко звезда светозарная в нощи, православным людям верный путь спасения озарил еси, пастырей в подвиге исповедничества и мученичества утверждая, монашествующих непреложно следовати заповедем Христовым научая, множество верных чад Церкви нашея утешая и вразумляя.
Сам же гонения, скорби и болезни претерпев, ныне Отечества небесного достигл еси, по преставлении своем духом от нас не отлучаяся, обильно же благодатную помощь подавая всем с верою и любовию притекающим к тебе.
Темже смиренно молим тя, преподобне отче наш Матфее, ныне, вкупе с преподобным Трифоном, блаженным Прокопием, Вятския земли чудотворцами и предстателями, и всеми святыми, вознеси своя благомощныя молитвы ко Христу, Спасу нашему и испроси у Него веры православныя во Отечестве нашем утверждение, пастырям ревности, монашенствующим в подвигах благих преуспеяния, всем Христианом благочестиваго и добродетельнаго жительства. Научи нас всею душею и сердцем любити и прославляти Пречестное и Великолепое и Сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа, Егоже и ты возлюби еси. непрестанно во устех и в сердце Его имея. Да и мы прославим жизнию нашею Отца и Сына Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1
От юности твоея Христа возлюбивый и всею душею Его взыскавый, заповеди Божии неленностно соблюдый: постом, молитвою и смирением милость Господню обретый; стяжал еси благодать исцелений, отче преподобне Матфее; тем же, добрый утешитель был еси к тебе прибегающим с верою; ныне Христу дерзновенно молися: о граде Яранске и людях земли Вятския, даровати нам веры отеческия утверждение и душам нашим спасение.
Кондак, глас 8
Чистотою жития твоего Господу угодил еси, дар непрестанныя молитвы стяжал еси, избранниче Божий преподобне Матфее, яранский чудотворче; мы же, чтуще святую память твою, с любовию вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.