Преподобный Макарий Макрис
Январь 20th 2015 -
Память: 8 /21 января.
Святой Макарий Макрис – видный церковный деятель последних лет Византийской империи. Это заметно по его участию в церковных событиях этой сложной эпохи, а также по его богатому творческому наследию, снискавшему вселенскую славу, как пишут его известные современники, именитые византийские авторы.
Макарий родился в Салониках около 1383 года от благочестивых и знатных родителей. Также он известен под именем Аспрофрис. Святой получил прекрасное образование и полюбил науку, особенно увлекаясь философией, поэзией, логикой, риторикой и богословием. С юных лет он отличался своей образованностью, умом и добродетелью.
Около 1401 года, в возрасте восемнадцати лет, после смерти матери, Макарий удалился на Святую Гору и поселился в Святом Ватопедском монастыре, многие монахи которого преуспели в духовных подвигах. Он с радостью стал послушником богоносного старца Арменопула, рассудительно наставлявшего его и, в конце концов, постригшего святого в монахи. Макарий находился рядом со старцем на протяжении десяти лет, до самой смерти Арменопула. За эти годы он рукоположился в диакона, а затем в пресвитера, и с помощью своего послушания обрел не только монашеские добродетели, но и многочисленные знания, в частности, в области геометрии, математики и астрономии.
Любя, веря и уважая послушание, Макарий после смерти своего старца стал послушником его добродетельного соотечественника, подвижника Давида, благочестивого и образованного, связанного с императором Мануилом II Палеологом, к которому Давид питал глубокое уважение, вел с ним переписку и посылал свои трактаты о монашеской жизни. Он познакомил с Мануилом и Макария. Таким образом, Макарий также обрел дружеские отношения с императором, переписывался с ним и время от времени отправлял ему свои сочинения, одобренные его мудрым старцем.
Согласно анонимному биографу, Макарий приехал на свою родину в Салоники, дабы уладить все проблемы с наследством. Возвратившись на Афон, святой продолжил свои аскетические подвиги, имея примером для подражания суровую подвижническую жизнь преподобного Максима Кавсокаливита, чье житие он впоследствии напишет, а также проигумена Ватопедского монастыря святого Феофана.
Святой Макарий был горячим последователем исихазма. В своих боговдохновенных сочинениях он подробно рассказывает о пользе святой исихии и об учении исихастов. Усердно молясь и живя в аскезе смиренно и непрестанно, он удостоился созерцать нетварный Божественный свет, подобно трем апостолам на горе Фавор. И как гласит его житие, лицо святого сияло этой Божественной благодатью.
Около 1419 года Макарий вместе со старцем Давидом отправляется в Константинополь по приглашению императора Мануила II. Здесь они провели два года, беседуя с императором на различные богословские темы, после чего возвратились к столь любимой ими афонской исихии. В 1429 году Макарий после смерти Давида, своего второго старца, был вновь приглашен своим другом императором в Константинополь.
Находясь в столице, Макарий сначала поселился в монастыре Харсианит, где монашествовал вместе со своим единомышленником, ученым исихастом Иосифом Вриеннием, с которым был связан крепкой дружбой, питая к нему глубокое уважение, восхищение и почтение за его истинную православную веру и следованию исихастской аскезе. Император предложил Макарию взять на себя обязанности игумена знаменитого Студийского монастыря. Однако Макарий не принял предложение и удалился в любимую им афонскую пустыню. Как нам известно, впоследствии в Студийском монастыре подвизался Иосиф Вриенний.
Тем не менее, император Мануил II Палеолог, уважая незаурядные способности Макария, в своих письмах вновь призывает его вернуться в Константинополь. После непродолжительного пребывания в монастыре Харсианит, получив предложение от византийского историка Георгия Сфрандзи, Макарий был избран игуменом монастыря Пантократор, переживавшего на тот момент не самые лучшие времена. Монастырь находился в тяжелом финансовом положении и имел лишь шесть монахов. Макарий обратил все силы на возвращение монастырю его былой славы, и благодаря пожертвованиям игемонов и архонтов монастырь не только обрел материальное благополучие, но и вступил в период духовного расцвета с приходом новых монахов, духовным трудом, священным служением, молитвенной и аскетической жизнью. Макарий стал духовным отцом императора Иоанна VIII, даровавшего ему титул великого протосикелла.
Пребывание в Константинополе заставило Макария проявить интерес к важнейшим церковным вопросам своего времени, создававшим серьезные затруднения для Православной Церкви. Его вмешательство внесло существенный вклад в их решение. Он сыграл главенствующую роль на поместном соборе 1426—1429 годов, где отличился своими богословскими знаниями и красноречием. После этого собора Макарий был отправлен в Рим, возглавляя трехчленное посольство к папе Мартину V (1431 год). Здесь святой со знанием и мужеством защищал догматы и отстаивал богословскую позицию Православной Церкви по всем вопросам, создавшим раскол между Востоком и Западом.
Дружественная позиция святого Макария имела под собой прочную основу – стремление возвратиться к Церкви первых веков до ее разъединения. Эта точка зрения высказывается и в письме, которое святой Макарий получил от Симеона Солунского в 1423 году. Макарий ратовал за созыв Вселенского Собора, призванного преодолеть раскол. Однако святой не успел осуществить свои планы. Он тяжело заболел лихорадкой и не смог возглавить очередное посольство на Запад. Георгий Схоларий, будущий Патриарх Геннадий II, в своем письме восхваляет Макария и призывает его вернуться с Принцевых островов в Константинополь.
Макарий возвратился из Халки в Константинополь, оправившись после инфекционной болезни.
Он скончался 7 января 1431 года в монастыре Пантократор. Макарий был всеми любим. Теплые слова императора, патриарха Геннадия II, который вместе со святым Марком Евгеником являлся учеником монаха Иосифа Вриенния, историков Георгия Сфрандзи, называвшего Макария мужем, прекрасным речами, добродетелью и умом, и Сильвестра Сиропула, говорящего о святом, как об истинно блаженном, делают очевидным всю масштабность его служения в столь нелегкий период церковной жизни. Как сообщает автор панегирика святому Макарию, плач клира и народа, собравшегося в храме и вокруг него, заглушал песнопение заупокойной службы в честь этого защитника православной веры, а не латинофила, как многие ошибочно называли его.
Святой Макарий оставил богатое творческое наследие, агиографического, этического и, в большей степени, догматического характера. Догматические сочинения Макария имеют антилатинскую направленность и говорят об исхождении Святого Духа, главенстве папы и гостии. Агиографические труды, в основном, связаны с теми местами, где святой жил: Фессалоники, Святая Гора и Константинополь. Таким образом, им были созданы в общей сложности 19 житий, в частности Давида, Гавриила и Димитрия Фессалоникийских, Максима Кавсокаливита, Богоматери, святых 318-ти богоносных отцов, святой Евфимии, Андрея Критского и др. Большинство из них святой написал, находясь в Ватопедском монастыре.
Образование и добродетельность сделали Макария мудрым писателем, составителем важных речей, за что он был признан и уважаем своими современниками, в частности, его старцем Давидом и императором Мануилом II Палеологом. Во время осады Константинополя сам император просил Макария укрепить и утешить своими несравненными речами павших духом христиан. Кроме того, на соборе в Константинополе святой своими словами заставил замолчать латинян и был близок к тому, чтобы вернуть их к православной догматике.
В сохранившихся известных произведениях Макария хорошо видны прекрасное богословское образование автора, его риторическое искусство и совершенство слова, вследствие чего Макарий считается одним из самых значительных писателей XV столетия. В своих агиографических сочинениях он делает акцент, прежде всего, на длительной борьбе преподобных за обретение святости и совершенства обожения. Всех верующих Макарий призывает принять истинный аскетико-свидетельский дух нашей матери – Православной Церкви.
Искусно рассуждая в своих произведениях об аскетической жизни восхваляемых им святых, об их стремлении к жизни, сосредоточенной всецело на Христе, он выдает и свою личную склонность к жизни по благодати и причастности ко Христу, свое томление по этой жизни. В сочинениях Макария отражается и его внутренний мир, то, как святой безукоризненно и неуклонно стремился к высочайшему духовному опыту, которого он достиг своим смиренным трудом и Божественной благодатью.
Ученый ватопедский иеромонах, значительный и известный писатель, друг и советчик императора, игумен и возродитель славного монастыря Пантократор, участник соборов, наставник именитых учеников, как называет Макария воспевающий его биограф, на протяжении всей жизни сохранил простоту святогорского монаха, нестяжательство, доброту по отношению к каждому, служение, смирение и подвижничество.
Источник: Монах Моисей Святогорец “Ватопедский синаксарь”. Издательство святого великого монастыря Ватопед. Святая Гора, 2007.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.