Женщины Ветхого Завета.
Февраль 26th 2010 -
Прежде всего зададимся вопросом: какова была цель сотворения женщины? Женщина (в первых главах она еще фигурирует без имени) становится идеальной и необходимой спутницей мужчины. «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа».
Подойти к рассмотрению темы, связанной с ролью и местом женщины в Ветхом Завете, можно двумя путями. Проще всего перелистать с большей или меньшей тщательностью страницы всех пятидесяти ветхозаветных книг, вычленить оттуда главы и строки, где фигурируют женщины, и последовательно рассмотреть каждый из этих образов. Но важнее, интереснее и правильнее – посмотреть на тему как бы сверху, в контексте исторических, культурных, религиозных традиций ветхозаветного Израиля и окружавшей его античной ойкумены.
Ветхий Завет создавался на протяжении тысячелетия. Ветхозаветная история простирается от сотворения человека до Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Условно ее можно разделить на два больших отрезка: до и после того момента, когда Бог заключил с евреями Завет, дал им через Моисея десять заповедей, правила и установления жизни. Поэтому и о роли ветхозаветной женщины можно говорить, четко различая эту границу эпох. И образ первой женщины Евы не может оцениваться по тем же критериям, что и образы, скажем, Юдифи или Руфи, живших уже по закону Моисея.
Книги Ветхого Завета свидетельствуют о глубочайшем почтении к женщине. Внимательное чтение ветхозаветных текстов показывает, что если женщина и не пользуется в обществе положением, равным положению мужчины, то вовсе не из-за ее неполноценности, но лишь потому, что ей отведена своя, особая роль.
Мы остановимся на некоторых наиболее важных женских образах Ветхого Завета, постараемся рассмотреть и опровергнуть распространенные мифы о второстепенности как самой ветхозаветной женщины, так и ее роли в истории.
Прежде всего зададимся вопросом: какова была цель сотворения женщины? Первая книга Ветхого Завета – книга Бытия – вкладывает в уста Бога ответ на этот вопрос: "нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему [Адаму. – Г. П.]" (Бытие, гл. 2, ст. 18). Женщина (в первых главах она еще фигурирует без имени) становится идеальной и необходимой спутницей мужчины. «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего», – говорит Адам (Бытие, 1, 23). Интересно, что на древнееврейском языке слово «жена» (иша) – производное от слова «муж» (иш), и дословный перевод этих слов был бы такой: «Она будет называться мужчиницей, ибо взята от мужа своего».
Таким образом, уже самим фактом имени показывается соответственность женщины мужчине. Мужчина и женщина не только равны, но и дополняют, помогают, соответствуют друг другу, они взаимозависимы и взаимоподчинены. Равенство Адама Еве – это равенство первого среди равных. Фактически, Ева – alter ego Адама.
Книга Бытия сообщает, что женщина сотворена во время крепкого сна Адама: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие, 2, 21-22). Этот сон – символ тайны, которой окружено появление женщины, тайны ее Божественного происхождения. Ведь Адам не чувствовал боли ни когда Бог лишал его ребра, ни после, когда проснулся.
Некоторые острословы говорят, что женщина создана из ребра – единственной кости, где нет мозга. Так можно шутить, лишь не зная первоисточников. Дело в том, что значение слова «ребро» в древнееврейском языке гораздо шире, чем в русском: это и «часть», и «грань», и даже «кость, которая хранит и защищает жизнь». Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» указывает на то, что именно это место ближе всего к человеческому сердцу.
После грехопадения роль женщины изменилась: мужчина получил над нею власть, верховенство, которого не было ранее. Это, в частности, выражено в факте наречения Адамом имени своей жене. В древнееврейской традиции наречение имени всегда являлось актом власти, и если, еще до появления Евы, Адам дал имена всем животным, жившим с ним в Эдеме, показывая тем самым свою власть над ними, то имя жене он дал только после грехопадения.
В дальнейшем – на долгие столетия – роль и место женщины далеко уходят от эдемских идеалов равенства с мужчиной. У потомков Адама и Евы устанавливается многоженство (две жены были, например, у внука Авраама Исава), появляются законы, которые принижают роль женщины в семье и обществе. Так, например, из-за невозможности забеременеть и родить ребенка жена Авраама 77-летняя Сарра, действуя в духе законов того времени, дала 86-летнему Аврааму в наложницы свою служанку, египтянку Агарь (Бытие, глава 16). Ребенок, родившийся от этой связи, Измаил, считался законным сыном Авраама и Сарры.
В другом проявлении этого закона предусматривалось, что если муж умрет в браке бездетным, то его вдова не считалась вправе распоряжаться своим дальнейшим жизненным путем: за нее должен был выйти его брат, причем дети, которые родятся от этого брака, будут считаться детьми покойного брата. В случае смерти брата на вдове обязан был жениться его третий брат и т. д. Нарушителям этого закона устанавливались наказания. Очень характерен случай, описанный в 38-й главе Бытия. Некто Фамарь вышла замуж за праправнука Авраама Ира. Он умер бездетным. Женившегося на ней брата Ира Онана постигла та же участь. После этого их отец Иуда, опасаясь смерти своего третьего сына, Шелы, отказался дать его в жены Фамари. Тогда огорченная Фамарь оделась блудницей, заманила в свои сети свекра и забеременела от него. Когда беременность стала достоянием гласности, Фамарь была оправдана.
Кстати, это установление повторяется и в Законе Моисея (Второзаконие, 25, 5-10). В основу Закона легли десять заповедей – их Моисей получил от Бога на горе Синай, мимо которой проходил путь бежавших из египетского плена евреев. Не вдаваясь в подробности многочисленных предписаний и запретов законодательных книг Левита и Второзакония, постараемся определить роль, которую закон отводил женщине в обществе и в сравнении с мужчиной.
Прежде всего закон Моисея был дан всему народу – как мужчинам, так и женщинам (Второзаконие, 1, 1). В книге Неемии рассказывается, что священник Ездра принес «закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона» (Неемия, 8, 2-3). И мужчины, и женщины должны были учить закону своих детей. Это наставление Второзакония (6, 4-7) через века повторяет в притчах царь Соломон: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи, 6, 20).
Во всех странах, окружавших древний Израиль, муж мог бросить жену в любое время, независимо от наличия каких бы то ни было проступков с её стороны. Такое положение существовало и в Элладе, где, по словам Аристотеля, жена ценилась мужем чуть лучше, чем хорошая рабыня. Закон же Моисея прямо запрещает мужу так относиться к жене.
Женщины наравне с мужчинами участвовали в еврейских религиозных праздниках (Второзаконие, 16, 9-15). По закону они так же, как и мужчины, могли приносить жертвы Богу (Левит, 5,4; 6,3,6; 12,5-8). Это значит, что женщина несла личную (а не опосредованную через мужа, отца или брата) ответственность перед Богом.
Причём закон Моисея разрешал женщине приносить жертву без участия мужа. Более того, в ряде случаев главу семьи даже не требовалось информировать о факте принесения жертвы.
Самое важное, что женщина могла напрямую обращаться к Богу в молитве. Так, например, бездетная Анна, не ставя в известность своего мужа Елкану, в молитве обратилась к Богу с просьбой дать ей сына (1-я книга Царств, 1, 9-12). Бог исполнил прошение Анны: она родила будущего пророка Самуила.
Молитва Анны была по форме монологом: Бог лично не говорил с ней. В некоторых же книгах Ветхого Завета Бог напрямую общается с женщинами: например, с Евой после грехопадения (Бытие, 3, 13), со служанкой Сарры Агарью (Бытие, 16, 7-13), с матерью будущего богатыря Самсона (книга Судей, 13, 3-22).
Таким образом, представление, что закон Моисея закрепляет для женщины скромное место при муже и сводит её функции лишь к хлопотам по хозяйству и рождению детей, совершенно неверно. Более того, роль женщины в ветхозаветной истории трудно переоценить. Стоявшие у истоков еврейского народа женщины – Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль – не раз принимали решения и совершали поступки, которые со временем определили весь ход истории Ветхого Завета. В этой истории достойное место заняли не только еврейские, но даже некоторые египетские женщины. Дочь египетского фараона, спася от смерти и вырастив Моисея, будущего первого пророка, способствовала тем самым освобождению еврейского народа от египетского рабства и его возвращению на землю обетованную. Даже безымянные повивальные бабки, не выполнившие приказание фараона бросать в Нил всех новорождённых еврейских мальчиков (Исход, 1, 22), спасли младенца Моисея и тем самым сыграли свою роль в истории Ветхого Завета.
Теперь сравним роль и место ветхозаветной женщины с традициями окружавших древний Израиль народов. Мы уже обращались к теме принесения женщиной религиозной жертвы. Женское жертвоприношение было неслыханной дерзостью для всех соседних с евреями народов, где этим занимались только мужчины. Да и многие другие примеры наглядно показывают, насколько сильно отличалось положение ветхозаветных женщин от всех остальных.
Скажем, по закону Моисея брак мог быть расторгнут в исключительных случаях, таких, например, как совершение преступления (книга пророка Исайи, 50, 1) или супружеская измена (книга пророка Иеремии, 3, 8). При этом требовалось написать так называемое «разводное письмо». Во всех странах, окружавших древний Израиль, муж мог бросить жену в любое время, независимо от наличия каких бы то ни было проступков с её стороны. Такое положение существовало и в Элладе, где, по словам Аристотеля, жена ценилась мужем чуть лучше, чем хорошая рабыня. Закон же Моисея прямо запрещает мужу так относиться к жене.
Да и сама любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине оспаривалась многими афинянами. Так, Аристотель считал высшим проявлением любви любовь гомосексуальную и писал в труде «Большая этика», что лишь она способна «удовлетворить самые возвышенные духовные стремления человека, тогда как любовь между мужчиной и женщиной... с какой стороны ни посмотри, является более низменной». Закон же Моисея, защищая традиционную форму брака, на этот счёт суров и категоричен.
Одна из десяти заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» (Исход, 20, 12). Почитание матери предписывается равносильным почитанию отцу. И наоборот: неповиновение матери равносильно неповиновению отцу (Второзаконие, 21, 18-21). Обычаи соседних евреям ближневосточных народов говорили о почитании лишь отца. Более того, достигший совершеннолетия сын уже должен был почитаться своей матерью.
Закон Моисея прочно защищает и пленных иноплеменных женщин. Мужчине категорически запрещалась всякая близость с нею, а брак разрешался лишь после специально продуманного обряда, длившегося месяц (Второзаконие, 21, 10-14). В то же время среди подавляющего большинства других народов (да и не только того времени) пленная женщина считалась бесправной трофейной добычей, как любая неодушевлённая вещь, и с ней можно было делать всё что угодно.
Итак, закон относился к ветхозаветной женщине с огромным уважением. Исключительное запрещение для женщин касалось лишь священства, причём наказанием за стремлением к священству была смертная казнь (Числа, 18, 7). Но дискриминировало ли женщину это непреложное обстоятельство?
Мужское священство нисколько не являло собой отражение якобы бесправного положения женщин. Женщине запрещалось (и по сей день запрещается) быть священником потому, что Бог явил Себя в мужском, а не женском роде, а священник во время богослужения представляет собой Бога. Именно поэтому священниками всегда были и остаются мужчины. Для ветхозаветного человека это было настолько очевидным, что на протяжении всех книг Ветхого Завета мы не встречаем ни одного случая, когда женщина пыталась бы примерить на себя роль священника.
Зато пророчествовать женщинам не возбранялось. Правда, ни одна из женщин пророчиц не оставила своих книг, как мужчины пророки – от Моисея до Малахии. Но их деяния и пророчества описаны многими авторами ветхозаветных книг. Первой пророчицей была сестра Моисея и Аарона Мариам. Её песня «пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исход, 15, 21) легла в основу ирмоса первого канона, который читается на утрени. Книга Судей сообщает о пророчице Деворе, которая даже была судьёй Израиля (главы 4-5). Некоторые пророчества иерусалимской пророчицы Олдамы описываются в 4-й книге Царств (22, 14) и во 2-й книге Паралипоменон (34, 22). Во времена восстановления иерусалимского храма после возвращения евреев из Вавилона в Иерусалиме жила пророчица Ноадия. Её упоминает в своей книге пророк Неемия (6, 14).
Закон Моисея, определивший роль и место женщины в обществе, был, безусловно, самым прогрессивным в Древнем мире. Широкие возможности, которые гарантировал закон ветхозаветной женщине, обусловили появление целой плеяды ярчайших женщин. На их примере могут многому научиться не только женщины, но и мужчины всех времён и народов.
Григорий Прутцков
Источник: Татьянин день