Слово въ великую среду. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій
Апрель 10th 2012 -
По благодати Божіей, братіе, мы стоимъ уже на послѣднемъ предѣлѣ св. четыредесятницы. Какъ предъ древними израильтянами, странствовавшими сорокъ лѣтъ въ пустынѣ, предъ нами теперь Ханаанъ духовный — страданія, смерть и воскресеніе Господа нашего. Чего не дѣлала св. Церковь, дабы приготовить насъ къ достойному вшествію въ сію землю обѣтованія. — И гремѣла громомъ проклятія на сыновъ строптивыхъ; и питала послушныхъ манною различныхъ молитвъ и пѣснопѣній, самымъ Тѣломъ и Кровію Христовою; и услаждала для ослабѣвающихъ на пути горькія воды покаянія древомъ Креста; и въ послѣдніе дни сіи разверзала предъ всѣми книгу Новаго Завѣта, показуя намъ всѣ дѣянія нашего Господа. — Послѣ столь долгаго и разнообразнаго удобренія земли и сѣянія, надобно быть богатой жатвѣ.
Итакъ, гдѣ теперь Іисусъ и Халевъ, — тѣ, кои добрѣ подвизались подвигомъ поста? Да престанутъ отъ четыредесятидневнаго странствія, да преходятъ немокренно Іорданъ, да идутъ прямо въ Сіонскую горницу, гдѣ уготовляется безсмертная трапеза! Тамъ будутъ омыты красныя ноги ихъ отъ самаго тонкаго праха земныхъ помышленій; тамъ услышатъ они послѣднее завѣщаніе грядущаго на страданія Господа, пріимутъ миръ и обѣтованіе Духа; оттуда во слѣдъ за Нимъ, безъ нашихъ указаній, пойдутъ въ Геѳсиманію и на Голгоѳу, — дабы страдать съ Нимъ и сраспяться Ему духомъ.
Но что дѣлать, братіе, тѣмъ изъ насъ, кои во время духовнаго странствія по пустынѣ поста, не преставали обращать лицо и сердце къ Египту, роптали при горькихъ водахъ покаянія, и тогда какъ Моисей на горѣ принималъ законъ, покланялись подъ горою, можетъ быть, тельцу златому? (Исх. 32, 1-6). Ахъ, предъ таковыми не разверзется Іорданъ, не падутъ стѣны Іерихонскія, не станетъ солнце прямо Гаваона! (Нав. 10, 12). Таковымъ мѣсто не у гроба Спасителя, а у гробовъ похотѣнія (Числ. 11, 34).
Но что вижу я? — Одесную распятаго Господа виситъ разбойникъ. Что слышу? Господь вѣщаетъ къ нему: Днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 43). Кто же можетъ затворить рай, когда Господь отверзаетъ его? — Итакъ, братіе, кто бы вы ни были, какъ бы ни казались великими грѣхи ваши, грядите всѣ на Голгоѳу: распятый Господъ призываетъ васъ. Не смотря на нечистоту нашу, Онъ не хощетъ никого исключить изъ блаженнаго завѣта Своего; хочетъ, чтобы мы всѣ участвовали въ небесномъ царствіи, пріобрѣтенномъ Его заслугами. Оставьте же, братіе, всѣ темныя дѣла ваши, и спѣшите къ своему Спасителю, доколѣ Онъ еще на землѣ, доколѣ безъ васъ не предалъ духъ Свой Отцу. Оставьте, говорю, темныя дѣла. — Ужели вы дерзнете явитъся съ ними и предъ Господомъ? показать ихъ и у креста Его? — Ахъ, довольно вы возмущали своими беззаконіями Его жизнь: надобно ли возмущатъ ими и послѣднія минуты Его? Нѣтъ, братіе, какъ бы ни было упорно во грѣхѣ сердце ваше, вы не позволите ему таковаго безчувствія, таковаго небреженія къ своему Спасителю: посредствомъ покаянія вы сложите тяжестъ грѣховъ вашихъ у подножія Голгоѳы; явитесь предъ лице Распятаго, если не со смирною благихъ дѣлъ, то и не съ зловоніемъ беззаконія; — явитесь для того, чтобы упасть въ слезахъ къ стопамъ Его, принести исповѣданіе во грѣхахъ своихъ, просить забвенія измѣнъ вашихъ и благословенія на исправленіе своей жизни, на побѣжденіе злыхъ навыковъ вашихъ, борьба съ коими содѣлается отселѣ вашимъ главнымъ занятіемъ въ жизни. Безъ сего лучше не являтъся ко гробу своего Спасителя, лучше не лобызать язвъ Его.
Поспѣшите же, братіе, очистить себя покаяніемъ; поспѣшите возобновить чрезъ него расторженный грѣхами вашими союзъ съ Богомъ и Христомъ. Благопріятнѣе сего времени нѣтъ, и бытъ не можетъ. Взирая неуклонно на страданія Господа, душа сама будетъ проситься на крестъ, сердце само преклонится къ подножію его. Не подавляйте, братіе, сего святаго чувства; идите всѣми мыслями за своимъ Спасителемъ. Онъ изнеможетъ подъ тяжестію креста; задѣньте его вмѣстѣ съ Симономъ Киренейскимъ, задѣньте вѣрою, и идите на Голгоѳу, съ твердою рѣшимостію начать распятіе плоти своей съ ея страстями и похотями. Съ Господа будутъ совлекатъ одежды; а вы поспѣшите облечься ими, прикрытъ грѣховную наготу свою Его правдою и заслугами. Копіе изведетъ изъ ребра Его воду и кровь; а ты стань подъ крестомъ съ отверзтыми устами, да падетъ въ твою внутренность хотя капля жизни для погашенія адскаго пламени, тебя снѣдающаго.
Еще повторю: наступающіе дни суть самые благопріятные для покаянія грѣшниковъ, ибо суть дни спасенія всего міра: свидѣтель тому благоразумный разбойникъ. Аминь.
Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ V. Первая седмица Великаго поста. – Страстная седмица. – Свѣтлая седмица. —СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1872. — С. 118-120. Источникъ: «Русскiй Порталъ»