У истоков рождения УПЦ

Январь 5th 2011 -

«Я — единственный, кто может рассказать об этом...»
Архиепископ Ионафан (Елецких)

Воспоминания


Самое ценное свидетельство —
это свидетельство очевидцев и участников исторических событий.  Редакция «Православного обозрения» обратилась к архиепископу Херсонскому и Таврическому Ионафану, бывшему в конце 80-х — начале 90-х наместником Киево-Печерской Лавры, управляющим делами Украинского экзархата РПЦ, а затем и Украинской Православной Церкви, к человеку, претерпевшему и терпящему жестокие гонения от Филарета (Денисенко), поделиться своими воспоминаниями о церковных событиях того времени, о встречах, с бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко), чтобы понять, что подвигло всесильного Киевского экзарха на совершение преступлений перед Православной Церковью, за которые он был предан анафеме- полному отлучению от христианского сообщества, от мистического благодатного Тела Единой, Святой. Соборной и Апостольской Православной Церкви?

Получился историко-автобиографический рассказ, который охватом событий, имён и оригинальных оценок, несомненно станет предметом исследования для церковных историков и специалистов канонического права, — рассказ о борьбе с незаконным автокефальным филаретовским расколом, о трудном начале бытия Украинской Православной Церкви.

Это было горделивое шествие самой гордыни.

Мои воспоминания — это мой личный взгляд изнутри на события, приведшие к расколу в украинском Православии. Иначе они могли бы называться «У истоков рождения УПЦ» — Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Начну издалека, с того времени, когда я 16-летним юношей вместе с православными киевлянами встречал во Владимирском соборе нового Патриаршего экзарха Украины (представителя Патриарха) киевского митрополита Филарета (Денисенко).

Это были 60 годы XX столетия, годы хрущевских гонений на Церковь, время, когда генеральный секретарь ЦК КПСС публично пообещал показать советским людям «последнего попа». Экзарх Филарет, тогда ещё архиепископ, в черном клобуке с крестиком, вошел во Владимирский кафедральный собор. Никто тогда не мог предположить, что он — будущий раскольник, человек, который восстанет против Матери-Церкви, даровавшей ему титул митрополита Киевского и Галицкого.

Древние учители Церкви в своих сочинениях писали о том, что в начале всех грехов лежит гордыня. И я спрашиваю себя: «А где могла сформироваться гордыня у Филарета, увлекшая его в непослушание Матери-Церкви?». Ведь вырос он в бедной семье, полуголодным юношей пришел из Донбасса в Одесскую семинарию, затем учился в Московской Академии. Говорят, приняв монашеские обеты пожизненного безбрачия, полного послушания и всегдашней бедности, он поначалу даже спал в иноческой одежде и в сапогах, изнуряя свою человеческую плоть. И, вдруг, такая перемена образа жизни и действий!

Я думаю, что Филарет — это сколок бюрократической «синодальщины» и моральная жертва тоталитарного советского режима. Того режима, который порабощал Церковь, пытаясь сделать её придатком государственной богоборческой системы, превратить немалую часть духовенства в безропотных исполнителей указаний «сверху», а прихожан — в пассивную молчаливую «массу».

Филарет — это отражение фальшивой советской аксиологии — системы ценностей «наоборот», а «филаретовщина» (выражение покойного «патриарха УАПЦ Мстислава Скрыпныка) — это форма существования взращенного в этой системой части бюрократического церковного аппарата. Большинству носителей этих «ценностей» был присущ формализм, преклонение перед авторитетом руководителя, карьеризм, подавление свободы и унижение инакомыслящих, интриганство и лицемерие.

Забегая вперед, расскажу о таком эпизоде. Однажды за ужином с архиереями в киевской экзархии Филарет, почему-то обращаясь к владыке Макарию (Свистуну), сказал: «Вы все скоро из-за гонений уйдёте в раскол, а я всё равно останусь в РПЦ!». Владыка Макарий обиделся: «Как это все и почему Вы обращаетесь именно ко мне?! — «Все, все!» — утвердительно повторил экзарх, стремившийся стать московским Патриархом. Но ушёл из Православной Церкви Филарет, а присутствовавшие в зале архиереи, пройдя через искушения, колебания и страдания остались в лоне Матери Церкви.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Оставьте комментарий!

Источник: Пьянич: "То, что случилось в первой игре с "Баварией", больше не повторится".