Православие и католицизм в Украине (Краткая хроника событий) продолжение 1
Октябрь 24th 2010 -
Православие и католицизм в Украине
(Краткая хроника событий)
см. начало
1375 г. Папа предписывает своему Краковскому епископу удалить в Галиции православных епископов с их кафедр, а священников — из храмов. Согласно польскому хронисту XVI в. Длугошу, один из православных храмов был тогда отнят и обращен в кафедральный католический костел. Земли православных епископов начинают поэтапно переходить в руки католического епископата по воле польской администрации.
1382 г. Восстание в Галиции, в ходе которого уничтожались костелы, изгонялось католическое духовенство. Восстание подавлено, католицизм восстанавливает свои позиции в крае.
1385 г. Женившись на польской королеве Ядвиге, великий князь Литовский Ягайло заключил с Польшей Кревскую унию, условия которой предусматривали переход князя и всех этнических литовцев в католическую веру. Боярам-католикам князь сразу дает ряд важных привилегий, отличающих их от православных. На Киевщине Ягайло дает монахам-доминиканцам несколько земельных угодий. Дискриминационные по отношению к православным нормы закрепляются и в Городельском акте 1413 г. Впоследствии уния Литвы и Польши неоднократно распадалась и возобновлялась, но если в Литве установилось более-менее терпимое отношение к православным, то в Польше имела место открытая дискриминация: в Галиции православных называли «сектой», а их храмы — «синагогами». В целом политика Литвы и Польши способствовала экспансии католицизма на территорию Южной Руси. В руках католиков сосредотачивается значительная земельная собственность, как правило, за счет отобранных имений Православной Церкви. Так, в 1390 г. Перемышльский католический епископ прибирает к рукам владения и церкви одноименной православной епархии. В 1412—1414 гг. православное имение Галицкой епархии власти отдают католической. В 1412 г. Ягайло отнял в Перемышле собор святого Иоанна Предтечи у православных, велел выкинуть православные гробницы, что и было исполнено «при горьких рыданиях» народа.
1423 г. Галицкий католический архиепископ получает право наказывать еретиков, под которыми подразумеваются и православные.
1435 г. Митрополит Киевский и всея Руси Гервасим сожжен в Витебске по приказу литовского князя Свидригайло.
1439 г. Флорентийская уния — союз между Константинополем и Римом. В надежде на помощь папы в защите Византии от турецкой агрессии Константинопольский император соглашается на унию с Римом и организует давление на свое же православное духовенство. Вернувшись из Флоренции в Константинополь, православные иерархи называют себя предателями и отрекаются от унии. Одним из самых активных организаторов унии был присланный накануне из Византии в Москву, ставшей с 1326 г. резиденцией Киевских митрополитов, митрополит Киевский Исидор. После Флоренции он возвращается в Москву — и здесь, едва обнаружив свою принадлежность к католицизму, попадает в заточение. Вскоре, однако, Исидору удается бежать в Литву. Здесь также не признали унии, и Исидор уезжает в Рим, где становится кардиналом.
1458 г. Стараниями Исидора его ученик Григорий Болгаринович возведен в сан митрополита Киевского папой Римским. По прибытии в Литву он получает признание короля Казимира, хотя тот прежде считал законным лишь общерусского митрополита Иону, проживавшего в Москве.
1467 г. Не встретив поддержки паствы из-за своей принадлежности к унии, Григорий обращается в Константинополь и разрывает с Римом. Данный акт считается отречением Григория от унии, хотя униаты утверждают, будто Болгаринович был «флорентийцем» до самой своей кончины.
1471 г. Киевским воеводой назначен католик Мартин Гаштольд. Киевляне отказываются принять его и требуют назначения православного воеводы, в ответ — прибывают правительственные войска и утверждают власть Гаштольда силой.
1551 г. Пользуясь извращенным «правом патроната», польский король пожаловал грамоту на занятие Киевского митрополичьего престола своему вельможе Стефану Белькевичу за верную службу. После смерти митрополита-предшественника Белькевич — человек малообразованный и почти неграмотный — был объявлен «нареченным» митрополитом, однако принял монашеский постриг только через полгода, хотя перед этим не один год пробыл настоятелем монастыря. Митрополичье же служение Белькевича ознаменовалось только большими поборами с духовенства. Деятельность Белькевича была далеко не единственным примером того, как католические власти Литвы и Польши отдавали светским людям церковные должности в качестве «доходного места», а их получатели не торопились принимать постриг, продолжали вести светскую и супружескую жизнь и занимались преимущественно своими хозяйственными делами. Подобная практика готовила благодатную почву для провозглашения в будущем Брестской унии с Римом, когда православный епископат Южной Руси, оказавшийся под полным контролем светских властей, предал свою веру в обмен на обещание привилегий и сохранение прежних богатств.
1568 г. Обращение православного духовенства к Сигизмунду II с просьбой улучшить положение Православной Церкви в Украине.
1569 г. Люблинская уния — слияние Литвы и Польши в Речь Посполитую. В составе объединенного государства Литва сохраняет автономию, за что расплачивается своими владениями в Южной Руси. Последняя переходит во власть польской администрации, которая начинает преследование православных.
1583 г. Волнения, охватившие всю Украину, связанные с попытками католиков заставить православных принять григорианский календарь.
1592 г. Король Речи Посполитой дает ответ на посланное ему группой южнорусских епископов сообщение, что они готовы принять унию с Римом в обмен на гарантии сохранения своих обрядов и привилегий. В своем послании монарх дает требуемую гарантию, обещает уравнять униатов в правах с католическим духовенством и распространить эту «милость» на всех, кто присоединится к заговорщикам.
1595 г. Униаты склонили на свою сторону митрополита Киевского Михаила Рагозу, однако приготовления к официальному провозглашению унии по-прежнему держатся в тайне от православного народа. Узнав о заговоре, влиятельнейший южнорусский князь Константин Константинович Острожский обращается к населению Украины с Окружным посланием, в котором призывает народ к сопротивлению унии. Епископы Кирилл Терлецкий и Ипатий Потий совершили путешествие в Рим, где сообщили папе о присоединении Украины к унии и поцеловали понтифику туфлю.
1596 г. Брестская уния. В Бресте одновременно проведены два собора — униатский и православный, которые призвали друг друга к покаянию, а потом прокляли друг друга. «Несоединенные» православные, т. е. те, кто не вошел в унию, оказались вне закона. Киево-Печерская Лавра отказалась подчиняться митрополиту-униату и возглавила антиуниатское движение в стране. Однако в руках униатов оказываются в Киеве Софийский собор и Выдубицкий монастырь.
1597 г. Суд властей Речи Посполитой над Константинопольским патриаршим экзархом Никифором, поддержавшим православный собор в Бресте и ложно обвиненным ими в шпионаже. Заключение и гибель экзарха в тюрьме.
1598 г. На заседании парламента Речи Посполитой — сейма — православная шляхта требует низложить униатскую иерархию. Попытки униатов овладеть Киево-Печерской Лаврой терпят крах.
1600 г. Сеймовое судебное разбирательство по жалобе православных послов на незаконность действий, предпринятых новым униатским митрополитом Ипатием Потием и униатским луцким епископом Кириллом Терлецким.
1604—1605 гг. Для ограничения роста владений киевского католического епископа — Бискупщины — эта северная часть киевского Подола отгораживается разделительной чертой (ныне вдоль нее идут улицы Верхний и Нижний Вал). К северу от Бискупщины расположена Приорка — местность, в центре которой находится загородная усадьба настоятеля киевского католического монастыря — приора.
1607 г. Принятие сеймовой конституции о правах «греческой религии», которая на практике не выполнялась.
1610 г. Приезд в Киев наместника униатского митрополита Ипатия Потия и «Протестация» казачества против нарушения прав Православной Церкви. На притеснения со стороны киевского наместника униатского митрополита — жившего в этнической Литве — Антония Грековича киевляне отвечают уличными столкновениями с его сторонниками. В свою очередь Грекович закрыл ряд православных церквей и монастырей, скупает за бесценок городские земли, строит на них промышленные заведения, увеличивает поборы с подданных крестьян. Король Сигизмунд III передает униатскому митрополиту Ипатию Потию киевский Златоверхий монастырь.
1615 г. Основание Киевского православного братства и его всесословной школы для детей, ибо «от чуждого источника пиюще... западния схизмы упившеся и ко римляном уклонятся». Основание типографии Киево-Печерской Лавры.
1618 г. Репрессии против православных и массовое закрытие православных храмов в городах Восточной Белоруссии Полоцким униатским архиепископом Иосафатом Кунцевичем. Восстание в Киеве против Грековича, которого киевляне утопили в Днепре.
1619 г. Стремясь уничтожить Киевское братство, униатский митрополит Вениамин Рутской заявляет, что это можно сделать «как властью воеводы, так и позывом в задворный королевский суд».
1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан с несколькими восточными иерархами совершает хиротонию новых православных епископов Южной Руси взамен отпавших в унию. Акция происходит под усиленной охраной Запорожского казацкого войска, организованной гетманом Петром Сагайдачным. После восстановления православной иерархии польский сейм туманно обещал, что в будущем признает новых епископов. Это не помешало королю разослать во все города универсалы о поимке и передаче православных иерархов под суд как шпионов.
1621 г. Польские шляхтичи грабят киевские церкви, монастыри и Братскую школу. На территории киевского замка окатоличенный магнат воевода Тышкевич приказал разрушить православную церковь и на ее месте построить католический костел. В числе полемической антиуниатской литературы появляется «Протестация», автором которой считают православного митрополита Киевского Иова Борецкого. В ней говорится: «Униаты преследуют народ наш руський, истязают и издеваются над ним». Преследование православных мещан Вильно, признавших новую православную иерархию.
1622 г. Выходит в свет «Оправдание невинности» — еще одно полемическое произведение в защиту гонимого Православия. Оно представлено королю и сейму, но вопрос признания Православной Церкви и на сей раз был отложен.
1623 г. Восстание православных в Витебске, убийство Полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, закрывшего все православные храмы в городе.
1624 г. Киевский войт Феодор Ходыка снова закрывает православные церкви, запрещает совершение служб, присваивает доходы от монастырских сел. Митрополит Иов Борецкий обращается за помощью к казакам. В начале 1625 в Киев прибыл отряд запорожцев. Ходыка был схвачен и казнен.
1625 г. Антиуниатские выступления казаков в Киеве.
1626 г. Члены Киевского братства заявляют, что православная вера «всякой же беды, гонения и укоризны от противных» терпит. Посольство казаков на вальный сейм. Включение вопроса о правах Православной Церкви в повестку дня сейма.
1628 г. Население Бискупщины облагается новыми поборами: оно обязано платить подать с огородов и земли, не продавать свои усадьбы никому, кроме шляхты или подданных католической епископской юрисдикции, вносить при продаже значительную сумму «за выходом», оплачивать право на содержание лотков и складов на рынке.
1629 г. Требование православных послов выработать условия «успокоения греческой религии».
1630 г. Крестьянско-казацкое восстание на Поднепровье, в котором активно участвовали киевляне. Подавлявшие восстание польские войска вместе с немецкими наемниками разорили Пустынно-Никольский монастырь и Печерское местечко, пытались ограбить Лавру и Межигорскую обитель. При этом «пан гетман [Конецпольский] гды за Днепр мал ити, тогды мниси Доминеканы [в Киеве] меч посвящовали и около костела носили… же на то поганство, на Русь, жебы их выкоренити». Защитники святынь безжалостно истреблялись. О годах правления киевского воеводы Яна Тышкевича (1630—1649) в письменных источниках сообщается: «А в Киеве теж утиск немалый церквам Божиим старожитним чинили, так воевода киевский Тышкевич, на той час будучий, яко теж езуиты, доменеканы, бернадыны и иные законы наездами правами митрополиту утискуючу и науки школ забороняючи… А найгоршы насмевиско и утиски терпел народ русский…».
1631 г. После подавления Польшей восстания 1630 г. один из современников пишет: «…Русские церкви в Киеве и около Киева во всех городках запечатаны, а в иных церквах поделали костелы, а в иных поделали конюшни».
1632 г. Основание православной Киево-Могилянской академии на базе Братской школы.
1633 г. Королевская власть принимает «Статьи для успокоения греческой религии», где идет на ряд уступок православным. При этом религиозное угнетение простого люда продолжается.
1634—1635 гг. Предпринята попытка ограничить деятельность Братской школы. Попытка православной шляхты добиться придания силы закона «Статьям успокоения греческой религии».
1647 г. В Киеве открыт иезуитский коллегиум. Двумя годами позже иезуит Николай Циховский напишет: «Киев… в настоящее время есть училище схизматической греко-российской ереси, из которого выпускаются для всей Руси священники… Славные общества отцов доминикан и бернардин много заботились о том, чтобы проник сюда свет католической религии. Наконец, как эти общества, так и католическое дворянство пришли к убеждению, что схизматическое упорство тогда только удобно может быть искоренено, когда будут основаны здесь школы отцов иезуитов».
1648 г. Начало освободительной войны украинского народа под предводительством гетмана запорожских казаков Богдана Хмельницкого.
1651 г. Тотальное разорение Киева польско-литовским войском Яна Радзивилла. Захватчики выжгли весь город (в том числе и древнейшую церковь Руси Пресвятой Богородицы, в которой был погребен святой равноапостольный князь Владимир), разграбили и опустошили Печерский, Межигорский, Никольско-Пустынный, Михайловский Златоверхий, Выдубицкий монастыри, Софийский собор. Были истреблены горожане и священнослужители, защитники святынь, уничтожены «книги старовечные», захвачены ценности, даже колокола поснимали со всех церквей и на стругах по Днепру отправляли из Украины. Расстроенный гетман Богдан Хмельницкий в своем послании гневно укорял казацкого полковника А. Ждановича, не защитившего Киев: «Учинил недобро: самой стольный город, и церкви Божии, и святые мощи, откудова православная христианская вера зачалась и воссияла, яко солнце, выдал в лятцкие в еретические руки на поруганье!» Киев практические перестал существовать: даже через пятнадцать лет после этой катастрофы население его составляло менее десяти тысяч человек.
1667 г. Переросшее после смерти Хмельницкого (1657) в гражданскую войну антипольское восстание украинского народа завершилось разделением Украины по Днепру: Левый берег и Киев на правом берегу отошли к России на правах автономного края, остальная Правобережная Украина осталась в составе Речи Посполитой. Позиции унии на правом берегу Днепра вновь усиливаются.
1711 г. Польская шляхта и католическое духовенство разворачивают открытое гонение на Православие. Самые реакционные круги польского дворянства даже вынашивают изуверский план отдать стойких в Православии граждан в турецкое рабство.
1712 г. Луцкую кафедру занял униатский епископ. С этого момента до конца XVIII в. на Правобережной Украине, не считая Киева, не было ни одной православной кафедры. Единственная православная кафедра на территории Речи Посполитой находилась в Могилеве-на-Днепре (Белоруссия).
1717 г. Появление в Речи Посполитой анонимного «Проекта искоренения российского (здесь — православного) народа в польских владениях». Автор призывал шляхту «презрением, преследованиями и притеснениями» обращать православных в унию, закрывать для них доступ к занятию административных должностей, искусственно провоцировать обеднение правобережных городов, не принимать детей православных в школы и т.д., а если и всего этого окажется мало, то отдать православных «татарам в услужение».
1720 г. Униатско-католический собор в Замостье, который призвал польскую шляхту еще решительнее обращать православных в унию, отменил ряд православных обрядов, узаконил латинские нововведения в богослужебной практике униатов.
1732 г. Православным жителям Речи Посполитой запрещено организовывать публичные похороны и религиозные процессии, православным предписано принимать участие в католических процессиях, исполнение православным духовенством треб и служб поставлено в зависимость от разрешения местного ксендза, дети от смешанных браков зачислены в число католиков, униатским священникам велено заимствовать внешнюю атрибутику ксендзов.
1766 г. Вооруженный шляхетский отряд изуверски замучил на Черкащине церковного старосту Даниила Кушнира, прославленного впоследствии Православной Церковью в лике святого мученика. Свидетель этого события сообщал, что старосту «до имеющегося в том их полском обозе поставленного деревянного креста привязав и руки умотав прядивом, зеполою зажгли, и, по локти одпаливши, голову отсекли, на полю сложили, а тело сожгли совсем». Этот случай — один из характерных в истории вооруженных расправ шляхты с православными. Подобные акты подогревались желанием поживиться за счет награбленного имущества православных.
1767 г. Мученическую смерть за Православие принял священник Кирилл Зельницкий.
1768 г. Под дипломатическим давлением России сейм Речи Посполитой отменил дискриминационные постановления 1732 г. в отношении православных. Не принявшее этих послаблений дворянство собрало свою конфедерацию, которая еще решительнее взялась искоренять в стране Православие. По Правобережной Украине прокатилось мощное антиуниатско-антикатолическое восстание, вошедшее в историю под именем Колиивщины.
1772 г. Первый раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией. В отместку шляхта осуществляет новое наступление на православных. В одном только 1776 г. в Правобережной Украине было насильственно обращено в унию более 800 православных приходов. Большинство католических монастырей на Киевщине появляются именно в это время. Православных священников лишают целого ряда льгот и облагают денежными поборами, а на мирян возлагают дополнительные повинности.
1782 г. католическое дворянство Киевщины выступило с требованием, чтобы сейм изъял Православную Церковь в Речи Посполитой из ведения живущего в России Переяславского епископа, санкционировал арест «отступников» от унии, привлек к ответственности помещиков, допустивших в своих имениях возвращение в Православие бывших униатов-крестьян, передал униатам оставшиеся православные храмы.
1790-е гг. Окончательный раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией. Галиция и Закарпатье остаются в составе Австро-Венгрии.
1795 г. Воссоединение с Православной Церковью около 2 млн. униатов.
1830 г. Католическое и униатское духовенство поддерживает польское восстание, за что у них были отобраны многие храмы и монастыри.
1839 г. Акт воссоединения части униатов с Православной Церковью.
1845 г. Т. г. Шевченко пишет поэму, посвященную Яну Гусу, которого католическая церковь признала еретиком и приговорила к сожжению. В поэме дается резко негативная оценка католицизму:
«Кругом неправда і неволя,
Народ замучений мовчить.
І на апостольськім престолі
Чернець годований сидить.
Людською кровію шинкує
І рай у найми оддає!»
Поэма «Еретик», как и другие стихи Т. г. Шевченко, была проклята и сожжена католическими монахами на Ватиканском холме. Этой католической акции посвящена поэма В. Вильного, которая изучается в школах.
1850 г. Т. г. Шевченко в стихотворении «Полякам» подводит итог многовековым взаимоотношениям католицизма и украинского народа:
«Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було,
Отам-то весело жилось!..
Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи і запалили
Наш тихий рай. І розлили
Широке море сльоз і крові,
А сирот іменем Христовим
Замордували, розп’яли...».
См. продолжение ….
Тэги: католицизм