Православие и католицизм в Украине (Краткая хроника событий) окончание
Октябрь 24th 2010 -
Православие и католицизм в Украине
(Краткая хроника событий) окончание
См. продолжение 2
1997 г. За антиканоническую деятельность лжепатриарх Филарет предается церковной анафеме. Униатский епископ Любомир Гузар публично демонстрирует дружеские чувства к отлученному раскольнику. Говорят, что униаты сразу после отлучения предложили Филарету перейти в унию. Но переход не состоялся, видимо, было решено, что под маской православного «патриарха» он сможет более эффективно бороться с Православием в Украине.
1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси отменил уже подготовленную и объявленную «судьбоносной» встречу с папой Римским потому, что из согласованных к подписанию документов римской стороной были изъяты два пункта: осуждение прозелитизма и признание унии как не оправдавшего способа воссоединения христианских церквей
1999 г. В опубликованном командой Президента Украины в районных газетах предвыборном агитационном документе обосновывается идея приглашения папы Римского в Украину. Аргументация сводится к следующему. Во-первых, папу приглашают не как главу Римского патриархата, а как руководителя государства Ватикан; во-вторых, папа посетил множество стран (почему бы ему не посетить Украину?); в-третьих, в Украине якобы уже шесть миллионов верующих являются римо- и греко-католиками, которые имеют право увидеть своего пастыря; в-четвертых, приезд понтифика примирит православных и католиков; но главное — визиты Римского первосвященника всегда «находятся в фокусе внимания мировых СМИ», и таким образом мир узнает о существовании Украины. О сложных как тысячелетних, так и недавних отношениях Православного Киева и католического Рима не было сказано ни слова.
2000 г., декабрь. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир Митрополит Киевский и всея Украины получает послание Римского папы Иоанна Павла II с поздравлением с днем рождения и сообщением, что во время скорого своего визита в Украину понтифик надеется заключить его в свои братские объятия.
2001 г., 22 января. Удивленный Митрополит от имени Синода УПЦ пишет ответное письмо главе Католической Церкви, в котором благодарит за поздравления, однако выражает сомнения в целесообразности визита до разрешения православно-униатского конфликта в Галиции. Ведь гарантами братского разрешения галицкой ситуации являются и Римский папа, и Московский патриарх, и Киевский митрополит, и руководство УГКЦ. Демонстрировать братскую любовь, когда православные Галиции унижены, изгнаны из храмов, молятся на кладбищах, а униаты ведут непрекращающуюся борьбу с Православной Церковью — значит вводить общественное мнение в заблуждение. Блаженнейший Владимир предложил перенести визит на более поздние сроки. Письмо попало в прессу и вызвало бурю негодования.
2001г., 26 марта. Римский папа присылает ответное письмо Блаженнейшему Владимиру, в нем упоминает о неоднократных просьбах и властей, и католиков нанести визит, который перенести он уже не может. И опять настаивает на встрече, во время которой можно решить православно-католические проблемы. Понтифику можно было бы поверить, если бы католическая сторона хоть палец о палец ударила бы, чтобы предложить решение галицких проблем. Но католики прекрасно знали, что власть заинтересована в визите не меньше их, что она будет идти бульдозером и асфальтоукладчиком впереди «папа-мобиля», поэтому не напрягались. Блаженнейший Митрополит подтвердил свой отказ от встречи и участия в визитных акциях, чем вызвал новый огонь на себя.
В Украине началась невиданная по подлости кампания по шельмованию Православия. В едином порыве слились и государственные, и оппозиционные, и униатские, и раскольничьи СМИ, клеймящие УПЦ как антигосударственную, антиукраинскую структуру. Дошло до того, что тысячелетняя Церковь Украины была объявлена «московской греко-константинопольской ересью». Католики показали себя поистине мощной политической структурой, которой не чужды сугубо политические пиаровские методы работы по промывке мозгов. Так они повезли две сотни журналистов из ведущих электронных и печатных СМИ в бесплатную поездку в Рим (к ним присоседился даже нардеп-погромщик православных общин Василий Червоний), после чего «свободная и неподкупная» пресса Украины устроила тотальную «мочиловку» Православию.
Власть развернула не менее бурную деятельность по обустройству визита и привлечению к участию в католических мессах граждан, не жалея для этих благих целей бюджетных миллионов. Было даже объявлено о выпуске специальной почтовой марки, на которой понтифик изображен на фоне римского собора св. Петра и Софии Киевской.
В свою очередь униаты подготовили к визиту папы проект Закона Украины «О реабилитации Украинской Греко-Католической Церкви» Он предусматривал «ликвидацию последствий беззаконий, допущенных по религиозным мотивам по отношению к УГКЦ и ее верных в продолжении 404 лет в Украине, восстанавливаются ее моральные и имущественные права, начиная с 1596 года, а в Галиции — с 1946 года». Государство Украина должно выступить с ходатайством перед Российской Федерацией и Русской Православной Церковью о компенсации униатской церкви «за причиненный моральный и материальный ущерб». Таким образом, за пролитое униатами «море слез и крови» украинцев они еще потребовали компенсации, причем от Украины, РФ и РПЦ.
На основании вышеизложенного УГКЦ требовала своего восстанавления в правах, возвращения всего имущества, храмов, монастырей, «захваченных другими конфессиями», начиная с 1596 года (статья 2 проекта Закона). Отдельной (4-ой) статьей предусматривалось «возвратить культовые комплексы: Софию Киевскую, Киево-Печерскую Лавру, Почаевскую Лавру, Мукачевский монастырь с монастырским храмом, как национальные святыни, построенные или принадлежавшие УГКЦ». Словом, все, что в борьбе с православными захватывали или разоряли униаты, теперь должно было быть им же возвращено.
Тем временем, кроме епархий УПЦ, с требованием переноса визита папы выступили православные братства, начавшие пикетирования госучреждений. С резким заявлением, расценившим визит как «политическую провокацию», выступили левые партии.
23-27 июня 2001 г. Визит в Украину папы Римского Иоанна Павла II. Понтифик посетил Львов и Киев, провел четыре богослужения. Визит именовался государственным, но никаких межгосударственных соглашений подписано не было. Ничего «смиреннопаломнического» в визите не наблюдалось. «Паломничество» христианина обставлялось грандиозной пропагандой, униатские зазывалы на папские литургии уверяли, что даже один взгляд на живого папу способен исцелить и даровать семейное благополучие.
Все, что отрицали организаторы визита — его политический, миссионерский и прозелитический характер, — подтвердилось. Тем не менее в Киеве не произошло триумфальной встречи понтифика простыми киевлянами: улицы столицы были полупусты, на летном поле людей собралось в несколько раз меньше объявленного, причем охранников было едва ли не больше молящихся. Католики обвинили власти в том, что они переусердствовали с мерами предосторожности. И это правда. СМИ настолько запугали всех «православной угрозой» визиту, что управделами УПЦ епископу Переяслав-Хмельницкому Митрофану пришлось провести накануне визита несколько пресс-конференций и заверить всех, что православные никаких протестных акций, которые бы осложнили пребывание понтифика в Украине, проводить не собираются.
Папу везли неведомыми маршрутами, никто даже не знал, какими улицами он будет проезжать. Не обошлось и без провокаций: в нарушение программы пребывания католики решили завезти его в Софию Киевскую. Однако к провокациям были готовы, и православные братства на всякий случай выставили пикеты у Лавры и Софии. Боясь инцидентов, милиция отговорила визитеров от этого посещения. В своей речи в Борисполе папа назвал Украину «межою» между великими Традициями — Православием и Католицизмом.
Во Львове прием папы был куда более масштабным, сердечным и искренним. Собралось несколько сот тысяч католиков и униатов.
2001 г., июль. Официальный орган Ватикана газета «Оссерваторе Романо» посвятила целый свой выпуск папскому визиту в Украину, назвав его восторженно и без всяких обиняков: «Реванш истории». С этим трудно не согласиться. Тысячу лет католицизм массовыми репрессиями и разором, даже когда страна была провинцией католической Польши, не мог нагнуть ее к Риму. И вот наконец-то осуществил это. Сбросили свои маски и называющие себя «православными» схизматические группировки — филаретовцы и автокефалисты. Они являлись штатными пропагандистами визита, который неимоверно усилил позиции католицизма в Украине и дал возможность наращивать католическую прозелитическую экспансию.
27 июля 2001 г. Несмотря на еще не остывшие призывы папы к диалогу любви с православными братьями, Львовский горсовет в надцатый раз отказывает православным в выделении земли под строительство храма.
12 октября 2001 г. Власти Червонограда цинично предлагают изгнанным из своего храма православным землю под строительство новой церкви в обмен на предоставление в Москве земли под строительство униатского или раскольничьего храма.
1 января 2002 г. Госкомрелигий Украины публикует «Сравнительные данные о количестве религиозных организаций отдельных церквей, действующих в Украине». Второй по численности приходов названа УГКЦ — 3289 приходов. При проверке этой статистики выясняется, что 95 % этих приходов сконцентрированы в Галичине и Закарпатье, и только 5 % на всей остальной территории Украины. Причем в 15-ти из 24-х областей их количество находится в пределах одного десятка (та же картина в Киеве и Севастополе), а в оставшихся 9-ти — в пределах 20 приходов. Заметим также, что в вышеназванном регионе проживает около 5 млн. человек, из которых лишь половина является униатами, следовательно, от общего числа населения Украины греко-католики составляют лишь 5 %, в то время как от общего числа религиозных общин (включая протестантов) они составляют 14 %. Небольшое количество священнослужителей УГКЦ (1944) по сравнению с количеством приходов говорит не столько о нехватке кадров, сколько об отсутствии мест в западном регионе для полноценного служения. Большое количество монастырей и их насельников (соответственно 86 и 1123), а также учащихся учебных заведений (1166) при отсутствии мест для служения в регионе традиционного поселения свидетельствует о неизбежности миграции униатского духовенства на Восток ( в т.ч. и за пределы Украины).
По тем же «Сравнительным данным», РКЦ в Украине имеет 818 приходов, на которых служат 450 священнослужителей, из которых 285 — иностранцы (этот показатель у РКЦ в несколько раз выше, чем у других конфессий). Католики зарегистрировали в Украине 66 монастырей (436 монашествующих), 31 миссию и 13 периодических изданий.
3-4 января 2002 г. Во Львове состоялось очередное заседание синода «Киево-Галицкой Митрополии УГКЦ», на котором принято решение перенести митрополичью кафедру униатов из Львова в Киев, где на левом берегу Днепра будет построен большой «патриарший» собор, под который уже выделен участок в 6 га. Комментируя событие, глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар сказал, что его церковь обрела возможность, «о которой еще совсем недавно никто не отваживался даже мечтать…» Синод принял также решение о создании Донецко-Харьковского экзархата — путем выделения его из состава Киево-Вышгородского — и о хиротонии еще трех униатских епископов. 11 января эти решения утвердил папа Римский. А в принятом униатским синодом «Пастырском послании… по поводу выборов» верные УГКЦ призывались к активному участию в мартовских парламентских выборах, причем обязанность участия в выборах богословски выводилась из 4-й Заповеди («Помни день Субботний»).
Март 2002 г. По данным Киевского православного педагогического общества, униаты активно внедряют в школьное обучение курс христианской этики. В течение ряда лет этот курс уже преподается как обязательный в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях, широко преподается в Ровенской, Хмельницкой, Волынской областях. В основе курса и изданных учебников («Християнська етика», Львов, 1998, изд. под эгидой управления образования Львовской облгосадминистрации и Монастыря монахов Студийского Устава и др.) находится изложение рациональной католической этики, хотя, как отмечено в предисловии, издания согласованы с представителями основных конфессий западноукраинского региона, и самые характерные черты католической ментальности затушеваны. Однако же свидетельство тысячелетней традиции православной культуры в этих учебниках совсем отсутствует. Кроме того, в Украине действуют и другие униатские центры по подготовке преподавателей христианской этики, в частности, учрежденный УГКЦ катехизический институт в Дрогобыче, который подготовил сотни учителей.
4 мая 2002 г. Папа Римский принимает решение о создании Одесско-Симферопольской и Харьковско-Запорожской епархий РКЦ.
21 июня 2002 г. По сообщению управления по вопросам религии Львовской обладминистрации, православным снова отказано в разрешении на строительство храма. Годом ранее, накануне визита во Львов папы Римского, депутаты приняли решение снести деревянный православный храм, так как на этом месте должна была состояться встреча понтифика с молодежью. Понтифик якобы просил дать возможность православной общине построить себе каменную церковь. Однако встречу на месте снесенного храма не отменил. Во Львове, где насчитывается около полутысячи храмов и других культовых сооружений, лишь одна единственная маленькая Свято-Георгиевская церковь принадлежит православным. Верующим не хватает места, и они молятся во дворе храма и на проезжей части улицы. Своим очередным отказом удовлетворить законные права православной общины депутаты перечеркнули постановление собственных коллег предыдущего созыва, которые накануне приезда папы Римского согласились было на поиск участка земли под храм в Сиховском микрорайоне Львова.
23 июня 2002 г. В честь годовщины визита папы Римского в Украину во Львове и Киеве открыты прижизненные памятники. Барельеф понтифика прикреплен к стене захваченного униатами старинного православного Свято-Николаевского храма на Аскольдовой могиле в Киеве. Во Львове поставлен памятник.
26 июня 2002 г. Шеститонный памятник Иоанны Павлу II из бронзы торжественно установлен в центре Киева, на территории Ватиканского посольства. Судя по всему, православно-католические отношения возвращаются на круги своя:
«Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи…» (Тарас Шевченко)
Февраль – ноябрь 2003 г. Предстоятели Поместных Православных Церквей выразили свою крайне негативную оценку действиям униатов в Украине. Вот некоторые мнения из писем, адресованных на имя Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира:
Александрийская Церковь.
Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII: «Спешим… выразить наше подлинное огорчение по причине весьма неподобающего и по существу небратского стремления Римско-католической церкви относительно учреждения так называемого «Греко-католического патриархата» в Украине, на территории канонической юрисдикции Православного Московского Патриархата и параллельно его пастырскому служению.
Упомянутое действие Римско-католической церкви находится в прямом противоречии с решениями, достигнутыми между римо-католиками и православными в рамках двухсторонних диалогов и официальных встреч и главным образом в период подготовки возобновления богословского диалога, в котором центральное место занимает вопрос унии и вытекающие из него экклезиологические последствия.
При сем, снова выражая наше огорчение и пожелания аннулирования со стороны Римско-католической церкви этого всецело безнравственного проекта, пребываем со всей любовью и изрядным уважением».
(Из письма Блаженнейшего Петра от 13 ноября 2003 года)
Константинопольская Церковь.
Святейший Патриарх Варфоломей, Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх: «Рассматриваемый Римско-католической церковью вопрос создания украинского униатского патриархата будет считаться крайне враждебным актом для всего Православия, противоречащим решению II Ватиканского Собора, на котором указано, что „униатство больше не считается методом достижения единства Церкви“ и, следовательно, представляет лишь неприемлемый между христианами метод прозелитизма и похищения верующих у Православной Церкви с подчинением их церкви Римско-Католической. „Наша Мерность и Вселенская Патриархия хотим, если Вы согласны, совместно с Вашим Блаженством сообщить Риму о решительном противостоянии Православной Церкви по вопросу рассматриваемого создания униатской патриархии на Украине“. Поддержка и поощрение униатского присутствия на Украине путем предоставления его главе патриаршего титула вызовет серьезнейшую реакцию среди православных, особенно после общего осуждения этого института совещанием в Ариче, и подвергнет опасности богословский диалог между Церквами, который окончательно будет сорван, как явствует из неудачной встречи в Балтиморе, поскольку все православные сочтут Рим не заслуживающим доверия, если он, с одной стороны, на совещаниях своих представителей осуждает унию, как, например, в Ариче, а с другой стороны, действиями своего руководства поддерживает ее». (Из письма Святейшего Варфоломея Патриарху Московскому от 14 сентября 2003 г.)
Святейший Патриарх Варфоломей, Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх Папе Римскому: «…Ваша церковь, вместо того чтобы постепенно снижать униатское присутствие и деятельность, возгревает ее и намеревается активизировать ее в многострадальной Украине путем создания в ней униатской патриархии. В оправдание же этого, конечно, небратского поступка был подготовлен… труд, который, будучи научно рассмотрен, является исторически не подтвержденным документом и оскорбляет православный канонический порядок, служа давно фабрикуемым незаконным проектам в ущерб нашей Святейшей Православной Церкви… Принятие в документе униатской концепции… направлено на узаконивание провокационного и недопустимого намерения создать униатскую патриархию в Украине.
Несомненно печальны последствия такого провокационного намерения и выдвигаемых совершенно необоснованных и оскорбительных доводов в экклезиологическом обосновании канонического порядка первого тысячелетия, потому что нагляден ущерб двусторонним отношениям и прилагаемым общим усилиям по возобновлению и продолжению конструктивного богословского диалога между двумя нашими Церквами. Справедливое беспокойство Святейшей Русской Церкви находит всецелую поддержку всех Православных Церквей, в связи с чем возникает справедливый вопрос о целесообразности такого намерения… Принятие такого решения разожжет обоюдное полемическое богословие в ущерб отношениям с Православной Церковью в Украине. Уже весьма затрудненные противостояниями недавнего прошлого отношения обострятся еще больше в непредсказуемых масштабах в будущем, поэтому своевременное их предотвращение предпочтительнее любого апостериорного врачующего вмешательства».
(Из письма Святейшего Варфоломея Папе Римскому от 29 ноября 2003 г.)
5 — 12 октября 2004 г. Синод униатских епископов состоявшийся в Киеве, несмотря на негативную позицию Вселенского Православия утвердил дату переноса резиденции кардинала Л. Гузара из Львова в Киев на 21 августа 2005 года с дальнейшим намерением учреждения в столице Украины своего патриархата.
16 августа 2005 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Владимир обратился с письмом к Папе Римскому Бенедикту XVI об отмене решения о перенесении кафедры греко-католиков в Киев.
В частности он писал: «Ваш предшественник, блаженной памяти Иван Павел ІІ, незадолго до своей кончины, по настоятельной просьбе епископата Греко-Католической Церкви Украины, подписал декрет о перенесение кафедры главы УГКЦ из Львова в столицу Украины — Киев, и изменение титула его предстоятеля на верховного «Архиепископа Киевского и Галицкого». Это произойдет 21 августа, о чем мне в письме сообщил кардинал Любомир Гузар. Данное сообщение всколыхнуло православную церковную и светскую общественность Украины, внесло новую смуту в церковную, и без того неспокойную жизнь, стало поводом к межконфессиональным и политическим спекуляциям.
Хорошо известно, что взаимоотношения Польши, под которой до 1939 г. находился западный регион Украины, и нашей страны в целом, на протяжении нескольких столетий, в силу различия менталитета стран, были довольно напряженными. Берестейская уния, подписанная в 1596 г., не была воспринята всем украинским народом, который в своем подавляющем большинстве остался верным греко-православному вероисповеданию. Греко-Католическая Церковь всегда имела четко выраженный региональный характер.
В сегодняшней изменчивой политической ситуации, пользуясь проблемами внутриправославной церковной жизни, УГКЦ приводит в действие решение, которое, уверен, менее всего продиктовано церковной целесообразностью. Понятно с человеческой точки зрения, и с точки зрения национальной принадлежности, утверждение принятого Синодом УГКЦ названного решения покойным папой-славянином. Однако, я более чем уверен в том, что его реализация на практике не принесет пользы общецерковному делу и не будет оказывать содействие налаживанию межцерковных отношений.
От себя лично, от иерархов нашей Церкви, от вверенной мне Богом православной украинской паствы, от религиозных и общественных организаций Украины обращаюсь к Вам с просьбой отменить подписанный Вашим предшественником Декрет. Такое проявление Вашей доброй воли, проявление доброй воли Апостольского престола, уверен, найдет отклик в сердцах православных украинцев, и станет действенным шагом на пути восстановления церковного мира и завещанного Богом единства в Господе нашем Иисусе Христе».
16 августа 2005 г. Священный Синод УПЦ выступил с заявлением относительно переноса униатской кафедры из Львова в Киев.
Приводим русский перевод Заявления:
«Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви в связи с намеченным на 21 августа 2005 г. перенесением резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в столицу Украины – Киев»
Сообщение о перенесении резиденции главы Греко-Католической Церкви Украины из г. Львова в столицу нашего государства — Киев и изменение его титула на верховного «Архиепископа Киево-Галицкого» всколыхнуло церковную и светскую общественность Украины.
Украинская Православная Церковь неоднократно заявляла представителям Святейшего Престола в Украине и руководству УГКЦ о недопустимости этого акта, учитывая его как историческую, так и экклезиологическую необоснованность. Кроме того, учитывая сложные взаимоотношения и нерешенность многих проблем между Церквями, реализация этого намерения еще больше заострит и без того непростую межконфессиональную ситуацию. Снова будет посеяна неприязнь, как на общецерковном, так и на бытовом уровне среди населения, что, как свидетельствует историческая практика, является характерным для украинского менталитета.
Декрет о перенесение резиденции главы УГКЦ и изменение в связи с этим его титула подписал по настойчивой просьбе епископата этой Церкви перед своей кончиной блаженной памяти Папа Иван Павел ІІ. Это по-человечески понятно, учитывая на национальную принадлежность покойного папы-славянина. Однако с точки зрения общецерковной целесообразности, данный акт не выдерживает критики.
Перенесение резиденции в Киев, изменение титула главы УГКЦ на созвучный православному Митрополиту, а в дальнейшем и желаемое руководством УГКЦ возможное предоставление этой Церкви статуса патриархата, безусловно будет иметь отрицательные последствия для православно-католического диалога, который с началом понтификата нового Папы Бенедикта XVІ стал постепенно выходить из глухого угла. На фоне заявлений, которые сделал Святейший Отец о необходимости улучшения и развитие взаимоотношений с православными Церквами, действия украинских католиков восточного обряда являются деструктивными.
Перенесение резиденции главы УГКЦ в Киев мы расцениваем как открытый вызов вероисповедному самосознанию православных украинцев, который провоцирует социально-политическую нестабильность и нестабильность на религиозной почве. Такое намерение расценивается нами как экспансия и проявление агрессивности. Из памяти православных верующих еще не стерлись события начала 1990-х, когда при бездеятельности, а нередко и при прямом попустительства местной власти в Галиции были разгромлены три православных епархии. События того времени, как и данная акция сегодня, назывались «восстановлением исторической справедливости».
Считаем, что перенесения резиденции главы УГКЦ из Львова в столицу Украины, продиктовано не пастырской и церковной целесообразностью, а исключительно политическими и реваншистскими мотивами.
Священный Синод Украинской Православной Церкви поддерживает просьбу Ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира, изложенную в письме на имя Его Святейшества Бенедикта XVI, Папы Римского, об отмене Декрета о переносе резиденции главы УГКЦ в Киев и предоставлении ему титула, тождественного титулу Предстоятеля нашей Церкви.
В свою очередь обращается к руководству УГКЦ еще раз взвесить возможные последствия, которые будет иметь реализация на практике вышеуказанного намерения, что является препятствием на пути к взаимопониманию, взаимоуважению и установлению нормальных межцерковных отношений на принципах европейской демократии.
Считаем своим долгом заявить, что снимаем с себя какую-либо ответственность за возможные непредсказуемые последствия подобных действий!
19.08.2005г. Православные Киева и Украины в связи с перенесением резиденции униатского кардинала в Киев намечают молитвенное стояние у посольства Ватикана в Украине, направленное на предотвращение этого антиукраинского и антиправославного акта со стороны Римской церкви.
Хронику составили В.Анисимов, А.Данилевский, В.Дятлов
источник: http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=mainnews&action=fullinfo&id=9851
Метки: католицизм