Поученіе. Св. мученики Кирикъ и Іулитта

Июль 27th 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Не слѣдуетъ самому искать случая претерпѣть гоненія.

I. Во время страшнаго гоненія на христіанъ при Діоклитіанѣ жила въ городѣ Иконіи молодая вдова христіанка, по имени Іулитта. Іулитта была рода царскаго, очень богата и имѣла одного сына, котораго звали Кирикомъ.

До Иконіи дошли повелѣнія Діоклитіана, и правитель области, человѣкъ злой и жестокій, сталъ усердно отыскивать христіанъ и предавать ихъ мученіямъ. Тогда Іулитта рѣшилась оставить городъ, ибо, не довѣряя себѣ, боялась, какъ бы, мученія не привели ее къ отреченію отъ Христа, и захотѣла удалиться отъ такого искушенія. Она покинула все: — сродниковъ, друзей, огромныя богатства свои, пріятную и покойную жизнь, и съ трехлѣтнимъ сыномъ и двумя служанками отправилась въ Селевкію, гдѣ стала жить въ нищетѣ.

Въ Селевкіи, однакоже, гоненіе свирѣпствовало съ такою же силою, какъ и въ Иконіи, и Іулитта рѣшилась итти далѣе. Она прибыла въ городъ Тарсъ и тамъ жила между убогими; но вскорѣ пріѣхалъ туда правитель Александръ и ему кто-то донесъ, что Іулитта христіанка. Онъ тотчасъ потребовалъ ее къ себѣ на судъ и Іулитта пришла, держа на рукахъ маленькаго сына своего. На вопросъ правителя о имени, родѣ и отечествѣ ея, она отвѣчала, что она христіанка, «и въ этомъ, — прибавила она, — заключается и имя мое, и благородство; отечество же мое — небесное царство Христа моего».

Правитель, разгнѣванный отвѣтомъ, велѣлъ взять ребенка изъ рукъ Іулитты и жестоко бить ее воловьими жилами. Ребенокъ кричалъ и бился въ рукахъ державшихъ его, просясь къ матери. Правитель, пораженный красотою маленькаго Кирика, велѣлъ принести его къ себѣ и, посадивъ его на колѣна свои, началъ ласкать его и гладить по головкѣ; но ребенокъ, взирая на мать свою, продолжалъ плакать и кричать, и руками и ногами старался освободиться. Когда Іулитта, среди мученій, восклицала: «я христіанка!» ребенокъ твердилъ за нею: «я христіанинъ!» царапалъ рученками своими лицо правителя и бился у него въ рукахъ. Правитель, въ страшномъ гнѣвѣ, бросилъ ребенка на полъ и толкнулъ его ногою. Невинный младенецъ покатился по каменнымъ ступенямъ, обагряя ихъ кровію своей, и предалъ Богу душу свою.

Затѣмъ и св. Іулитта была усѣчена мечемъ. Память ихъ совершается нынѣ.

II. Обратимъ вниманіе, возлюбленные братіе, на то, что св. муч. Іулитта не искала гоненій и старалась удалиться отъ сего искушенія изъ боязни отречься отъ Христа во время мученій. Это служитъ намъ урокомъ не напрашиваться на гоненія, но по-возможности избѣгать ихъ. Вотъ мнѣнія св. отцевъ по этому вопросу.

а) «Тѣхъ, — говоритъ св. Петръ александрійскій, — которые по гордости своей принимаютъ на себя подвиги непосильные, и сами идутъ къ тѣмъ, которые могутъ предать ихъ на страданія, тѣхъ ожидаетъ участь грѣшниковъ, потому что таковые и сами грѣшатъ, ибо не слушаютъ словъ Господа: блюдитеся, да не внидите въ напасть (Марк. 14, 38), и другихъ: не введи насъ въ напасть, но избави насъ отъ непріязни (Лук. 11, 4). Апостоламъ, отпуская ихъ на проповѣдь, Господь не говоритъ, чтобы они напрашивались на враговъ, но чтобы остерегались ихъ. И когда приблизилось время страданій Его, не Самъ Онъ предалъ Себя, но ожидалъ, когда придутъ на Него съ оружіемъ и дрекольями (Матѳ. 26, 47). Поэтому не по разуму поступаютъ тѣ, которые сами ищутъ гоненій. Ибо Господь, бесѣдуя съ апостолами о предстоящихъ имъ страданіяхъ, говоритъ: внемлите себѣ, предадятъ бо вы на сонмища, и въ сонмѣхъ убіютъ вы (Матѳ. 10, 17). Предадятъ же васъ, сказалъ, а не сами предавайтесь. И къ судіямъ, сказалъ, и къ царямъ ведоми будете, а не сами себя приведете. Итакъ, избѣгать намъ велитъ гоненій и отъ гоненій убѣгать. Аще, говоритъ, изженутъ вы отъ града сего, бѣгайте въ другой. Не хочетъ, значитъ, чтобы мы самовольно шли къ гонителямъ и споспѣшествовали ихъ убійствамъ, и раздражали ихъ, а только внушаетъ быть готовыми на все и помнить слова Его: бдите и молитеся, да не внидите въ напасть».

Итакъ, неблагоразумно поступаютъ ищущіе гоненій и вредно для себя и для другихъ. Для себя, ибо вмѣсто спасенія осужденіе пріемлютъ, для другихъ, ибо и другихъ на грѣхъ наводятъ, и другихъ невольно возбуждаютъ къ гнѣву и мщенію.

б) Но скажутъ таковые: «желалъ-бы я быть мученикомъ и пріять вѣнецъ мученическій!» Что же! Можно. Но для этого нужно не другихъ смущать, а нѣчто другое.

Авва Аѳанасій говоритъ: «часто спрашиваютъ многіе: гдѣ гоненіе и мучительство? Вотъ гдѣ: мучимъ будь совѣстію, умри грѣху, умертви уды земные и будешь мученикомъ. Мученики съ царями и князьями боролись; а ты борись съ царемъ грѣха — діаволомъ и съ князьями его — бѣсами. Мучениковъ приводили къ капищамъ, понуждали къ идольскимъ жертвамъ и мерзкому идолослуженію. Не забывай, что и передъ тобою и капище, и жертвы, и идолы есть. Капище — это ненасытное лакомство, жертвы — плотскія страсти, кумиръ — грѣховныя желанія. Ибо рабъ похоти есть идолопоклонникъ: таковыми же должны считаться и одержимый гнѣвомъ и яростію, и всякій сребролюбецъ, сластолюбецъ и немилостивый. И вотъ если отъ этихъ и подобныхъ грѣховъ удержишься и сохранишь себя отъ неистовыхъ страстей, то чрезъ это и сокрушишь идоловъ, и отречешься отъ зловѣрія, и будешь мученикомъ и исповѣдникомъ».

III. И такъ, братіе, если подлинно вамъ желательно пріять вѣнецъ мученическій, то держитесъ совѣта св. Аѳанасія и объявите брань самимъ себѣ и своимъ врагамъ внутреннимъ: умерщвляйте уды, яже на земли, истребляйте въ себѣ самообольщеніе, распинайте плоть со страстями и похотями, не давайте воли гнѣву, поражайте змія сребролюбія, а паче всего объявите непримиримую брань тлетворному змію — діаволу, борьбою съ которымъ до крове и стяжете себѣ вѣнецъ мученическій. Аминь. (Сост. по «Пролог. въ поуч.» свящ. В. Гурьева, изд. 1889 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Метки:

Комментарии закрыты.