Слово въ день Рождества Христова. Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій

Январь 4th 2012 -

Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14).

Вотъ пѣснь, возлюбленніи во Христѣ братіе, которую воспѣли безчисленные сонмы Ангеловъ, восхищенные радостотворнымъ для неба и земли рождествомъ воплощеннаго Бога, Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа! — Пѣснь, воспѣваемая до нынѣ и сердцемъ и устами всѣхъ истинныхъ сыновъ Церкви Христовой, воинствующей на землѣ, и составляющая радость блаженныхъ сопричастниковъ единой Церкви торжествующей на небесахъ. — Пѣснь, коея содержаніе такъ многозначительно, что разумѣющіе видятъ въ ней откровенную тайну строительства спасенія рода человѣческаго.

Слава въ вышнихъ Богу! Въ высотахъ небесныхъ тысящи тысящей и тьмы темъ Ангеловъ, предстоящихъ престолу Бога тріѵпостаснаго, созерцая чистыми очами Его дѣла, всегда поютъ Ему славу. Но особенную воздаютъ Ему хвалу, при открытіи особенныхъ Его дѣйствій. — Такъ при сотвореніи міра, воспѣли они славу Его всемогущества, премудрости, и благости. Егда основалъ землю, егда сотворены быша звѣзды, глаголетъ Господь ко Іову, восхвалиша Мя гласомъ веліимъ вси Ангели Мои (Іов. 38, 7). Подобно и здѣсь, при возстановленіи падшаго естества человѣческаго, и какъ бы при возсотвореніи его, сонмы Ангеловъ, во всѣхъ краяхъ неба, поютъ славу Его милосердія. На небесахъ есть Царство любви; Спаситель Христосъ говоритъ: радость бываетъ Ангеламъ на небеси о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 10): — какая же была ихъ радость когда они узрѣли обѣщаннаго Спасителя всѣхъ человѣковъ, уже родившагося для спасенія ихъ! — Въ сей то радости привѣтствуютъ они другъ друга и воздаютъ славу Богу. Слава въ вышнихъ Богу! —

И на земли миръ. — Первая причина радостнаго славословія Ангеловъ есть та, что они видятъ и на землѣ миръ. Была нѣкогда брань и на небесахъ, — когда одинъ изъ Ангеловъ свѣта возмечталъ быть равнымъ Богу, и возмутилъ мирныхъ жителей неба. Но брань сія окончилась сверженіемъ его, съ сообщниками его гордости, изъ области свѣта въ область тьмы; — съ тѣхъ поръ въ высотахъ небесныхъ, въ жилищѣ святыхъ Ангеловъ, устоявшихъ въ вѣрности Господу и Творцу своему, во вѣки вѣковъ утвержденъ ненарушимый миръ. Былъ нѣкогда миръ и на землѣ, когда, по сотвореніи оной, поставленный отъ Бога обладателемъ ея человѣкъ, въ святой невинности, ходилъ вѣрно во свѣтѣ заповѣдей Творца своего; но сверженный съ неба сатана прельстилъ обладателя ея и вовлекши его въ преслушаніе Творцу своему, отнялъ отъ земли миръ. Человѣкъ, содѣлавшись грѣшникомъ, прервалъ миръ съ Богомъ, коего святость никакъ не можетъ имѣть общенія со грѣхомъ; потерялъ миръ съ совѣстію своею, которая у грѣшника никогда не можетъ быть покойна; — и земля вмѣсто обители мира, содѣлалась зрѣлищемъ безпрерывныхъ браней, жилищемъ людей противящихся Богу, враждующихъ съ ближними, стонающихъ отъ угрызенія своей совѣсти. Чтобы паки водворить на землѣ миръ, надлежало родъ человѣческій спасти отъ грѣховъ, которые суть первоначальною причиною всякой брани, всякаго неустройсгва, и всѣхъ золъ. И сего-то Спасителя отъ грѣховъ, Господа Іисуса Христа, вѣчнаго Примирителя человѣковъ съ Богомъ, земли съ небомъ, Ангели зря воплощеннымъ и родившимся на землѣ, привѣтствуютъ другъ друга радостною пѣснію: Слава въ вышнихъ Богу и на земли, такъ какъ на небѣ, паки водворился миръ. И на земли миръ.

Въ человѣцѣхъ благоволеніе. Вторая причина радостнаго славословія Ангеловъ есть та, что они видятъ въ человѣкахъ благоволеніе Божіе. Богъ благоволитъ только къ невиннымъ и святымъ. Грѣхъ есть вѣчный предметъ гнѣва Божія. Богъ по существенной Своей святости, безпредѣльно ненавидитъ всякое беззаконіе. — Какимъ же образомъ въ человѣкахъ грѣшникахъ благоволеніе Божіе? Здѣсь открывается намъ, братіе, неизреченное человѣколюбіе Бога и Спасителя нашего. Благоволеніе Бога Отца вѣчно почиваетъ въ Единородномъ, возлюбленномъ Сынѣ Его, какъ Самъ Отецъ небесный глаголетъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ (Матѳ. 3, 17). — Чтобъ обратить сіе благоволеніе Божіе и на человѣковъ, Сынъ Божій Самъ воплощается и дѣлается человѣкомъ; естество человѣческое пріемлетъ на Себя; соединяетъ его на всю вѣчность съ Своимъ Божествомъ; послушаніемъ Своимъ Богу Отцу заглаждаетъ преслушаніе человѣковъ; безпредѣльнымъ смиреніемъ Своимъ изглаждаетъ ихъ гордость; Божественными заслугами страданій и смерти Своея, избавляетъ ихъ отъ гнѣва Божія за грѣхи ихъ. Воплощенный Сынъ Божій дѣлается Главою человѣковъ, Ходатаемъ за нихъ, примирителемъ ихъ съ Богомъ, братомъ и другомъ ихъ: и ради Его всесильнаго ходатайства, ради Его Божественныхъ заслугъ, Отецъ Небесный отверзаетъ всѣмъ человѣкамъ входъ въ Царствіе Свое, кающихся грѣшниковъ и истинно вѣрующихъ въ Сына Его пріемлетъ въ отеческія объятія, прощаетъ имъ грѣхи ихъ. Они уже не чада гнѣва, но чада любви и благодати Его; ибо вмѣсто гнѣва, Отецъ милосердія обращаетъ на нихъ благословеніе Свое. И сію тайну спасенія нашего святые Ангелы созерцая чистыми очами своими, воспѣваютъ радостную и хвалебную Богу пѣснь: слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. —

Такъ, братіе, Рождество Господа нашего Іисуса Христа есть столь безпредѣльный источникъ благоговѣйнаго удивленія, чистой радости и благодарныхъ славословій Богу, для всѣхъ Ангеловъ и человѣковъ, что для изчерпанія его не достанетъ цѣлой вѣчности. — Но мы еще сугубыя имѣемъ побужденія хвалить, славить и благодарить Господа и Спасителя нашего, какъ сыны Церкви и какъ сыны Россіи. Какъ сыны Церкви, въ благоговѣйной радости празднуемъ днесь спасеніе и избавленіе рода человѣческаго отъ рабства грѣховнаго; какъ сыны Россіи, торжествуемъ нынѣ избавленіе любезнаго отечества отъ нашествія иноплеменниковъ. Какъ сыны Церкви, славословимъ Господа, примирившаго человѣковъ съ Богомъ, небо съ землею: какъ сыны Россіи, приносимъ благодареніе Отцу Небесному, даровавшему вожделѣнный миръ отечеству нашему. Не по заслугамъ нашимъ, но по Своей неизреченной милости избавилъ насъ Господь отъ грѣховъ нашихъ и призвалъ изъ тьмы въ чудный свѣтъ Свой; не по заслугамъ нашимъ спасено Богомъ отечество наше, но по безпредѣльной Его благодати. Господь силъ, ради вѣры и благочестія отцевъ нашихъ, сохранилъ и въ насъ сѣмена сей побѣдоносной вѣры, — и Храстолюбивому Россійскому воинству даровалъ непобѣдимое мужество въ столь священной и праведной брани.

Прославимъ убо Господа въ душахъ нашихъ и въ тѣлесахъ нашихъ преуспѣяніемъ въ благочестивой и святой жизни; явимся истинными побѣдителями грѣха въ сердцахъ нашихъ, да водворится въ нихъ неотъемлемый миръ Божій. Пойдемъ во смиреніи путемъ вѣры и святыхъ заповѣдей Евангелія. — Пребудемъ вѣрными блюстителями благочестія боголюбивыхъ предковъ нашихъ. Прилѣпимся ко Господу Богу и Спасителю нашему всею силою любви нашей, — и въ благоговѣйной радости воспоемъ съ Церковію святою: съ нами Богъ, разумѣйте языцы и покаряйтеся, яко съ нами Богъ. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Кіевопечерскія Лавры, [1857]. — С. 133-138.
Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Метки:

Комментарии закрыты.