Проповедь во вторник 11-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева
Август 22nd 2011 -
Проповедь во вторник 11-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из 23 главы Евангелия от Матфея. В этой главе Господь обличает книжников и фарисеев. И начинается эта глава такими словами: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают». И дальше Господь начинает их обличать, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…»
И вот и сегодня мы слышали эти слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру». О чем здесь речь? Во-первых, здесь идет речь о так называемой десятине. Это тема, которую хотелось бы поднять, потому что она очень важна. Материальным отношениям уделяется в Священном Писании весьма немалое место. Мы часто думаем, что христианство, Бог, вера – это что-то исключительно духовное, связанное с молитвой, культурой, с красивой церковной музыкой, с иконами. А материальные отношения – это что-то грубое, приземленное и к Богу никакого отношения не имеющее.
Очень часто такой образ мышления приводит к тому, что мы с вами, считая себя людьми духовными, регулярно читая положенные молитвенные правила, при этом в земной жизни, в материальных отношениях, в бизнесе, в работе ведет себя как язычники, а порой даже хуже. А на самом деле материальные отношения очень важны, и вот одна из таких заповедей – материальных, вполне конкретных – это заповедь о десятине. Десятую часть того, что Я, Бог, дал тебе на земле, ты должен жертвовать на храм, на священников, на то, что посвящено Богу. Такова была заповедь, и это неслучайно.
Сейчас, в современном мире люди очень много обращают внимания на такие понятия как «частная собственность», «мое», «я это имею», «я это заработал», «у меня это есть». Но на самом деле христианское отношение к материальным ценностям следующее: на этой земле нет ничего, что мы могли бы по-настоящему считать нашей собственностью, нашим. Ибо не мы создали эту землю, которую делим на клочки, и называем эти клочки своей частной собственностью; не мы создали эти минералы, золото, серебро, которые мы выкапываем из земли и считаем чем-то драгоценным; не мы создали драгоценные камни, не мы создали нефть, газ и все то, чем мы так гордимся, что считаем своим, что пополняет бюджет нашей страны или других стран. Не мы создали деревья, которые растут в лесу и которые срубаются, из которых делаются строительные материалы. Не мы создали все то, что мы считаем богатством, не наше это создание – Бог это создал и дал нам. Мы этим лишь пользуемся. И когда мы пользуемся чем-то, что не является нашим, то, как правило, мы либо платим арендную плату, либо налог. То же самое и здесь: все, что мы считаем своим, и чем мы пользуемся, на самом деле не наше, но Божье.
И поэтому Господь и дал такую заповедь: ты имей то, что ты имеешь, то, что Я, Бог, дал тебе в этой жизни, но не забывай тех, кто вокруг тебя; не забывай тех, благодаря кому ты общаешься со Мной. И поэтому была дана заповедь о десятине. И соблюдали ее тщательно, вплоть до того, что срывая на своем огороде стебельки мяты, или аниса, или тмина, укропа, петрушки, какой-то зелени и так далее, каждый десятый стебелек откладывали, чтобы пожертвовать их священникам храма. Кстати, пожертвовать на храм и пожертвовать священнику считалось одним и тем же, потому что в любом случае ты жертвуешь Богу – либо на храм, либо на его служителей. Главное, что ты пожертвовал для Бога, для тех, кто служит Богу, для тех, благодаря кому ты общаешься с Богом.
И жертвовали на храм, на его служителей в том числе и такие стручки, стебельки, но при этом забывали более важные вещи: суд, милость, веру. Господь дальше говорит: «Это надлежало делать и того не оставлять». «Это» – имеется в виду суд, милость и вера; а «того не оставлять» – значит пожертвования на храм. Конечно, гораздо более важными вещами являются суд, милость, вера – все то, что Бог поручил своим священнослужителям, поручил тем, кого поставил возвещать истину Божию людям, учить народ истинам Божественным и самим же быть примером исполнения заповедей Господних.
Но, тем не менее, Господь говорит: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам». Вот эта фраза о комаре и верблюде. Действительно, тщательное соблюдение мелочных заповедей настолько, что каждый десятый стебелек укропа не забыть пожертвовать на храм, но при этом проявление себя как людей неверующих в вопросах, которые значительно более серьезны и важны. Как часто это бывает свойственно и нам, христианам. Ведь эти слова были обращены не только к книжникам и фарисеям, жившим в I веке; они обращены к нам с вами. Как часто мы с вами бываем тщательны в вопросах соблюдения постных предписаний, что можно, что нельзя есть в том или ином посту; как часто мы с вами не едим рыбу, когда ее не положено есть, или осуждаем тех, что позволяет себе какие-то послабления или даже прямые нарушения поста. И мы забываем, что пост не является целью христианской жизни; пост лишь средство, средство обуздать свою плоть, средство научиться делать то, что надо, а не то, что хочется. А цель – придти к Богу, цель – стяжать Духа Святого; цель – научиться любить; цель – спасти душу свою. Только это может являться целью. И мы с вами, осуждая тех, кто, может быть, не соблюдает какие-то ритуально-религиозные мелочи, согрешаем значительно больше самим фактом осуждения. И это один из ярких примеров того, как мы порой это делаем.
Далее Господь рассуждает о том, что «книжники и фарисеи очищают внешность чаши, а внутри полны хищения и неправды». И это все о том же. Как часто мы бываем внешне благочестивы; как часто нас, называющих себя верующими, отличает от людей неверующих какая-то особая форма одежды: обязательное ношение длинной юбки, обязательное ношение платка, четки или еще какие-то элементы. Мы с вами бываем похожи на представителей восточных цивилизаций по своей одежде, скажем так, всячески пытаясь подчеркнуть своим внешним видом, что мы не такие, как все остальные – неверующие. Но при это мы горды, а те, кого мы презираем, кого считаем недостаточно воцерковленными, как часто именно они являют пример подлинного покаяния – и это я могу засвидетельствовать как священник, ибо знаю и видел это; и пример притчи о мытаре и фарисее каждый день я могу видеть в храме, когда служу.
И здесь – то же самое. Мы следим за внешним, забывая о внутреннем. Будем же, братья и сестры, внимательны к себе, к тому, что происходит в наших сердцах, в наших умах. И давайте помнить вот о чем. Господь сказал: по чему узнают все, что вы Мои ученики – не потому, что вы будете поститься, не потому, что вы будете читать в положенное время положенные молитвенные правила, и не потому, что будете одеваться на манер столетней давности, и не потому, что вы будете класть поклоны и регулярно ходить в церковь, и знать, когда положено креститься, а когда не положено, когда положено кланяться, а когда не положено. А потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Вот это и есть то самое внутреннее делание и исправление. Давайте же на это прежде всего обращать внимание. Все у нас да будет с любовью, а остальное – приложится. Аминь.