Проповедь в субботу 29-й седмицы по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым протоиерея Александра Глебова
Декабрь 30th 2011 -
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Для людей, хотя бы немного знакомых с евангельской историей, совершенно ясно и очевидно, что основная тема благовестия Христова – это учение о Царстве Божием. Первыми словами Спасителя были слова, как бы подхваченные Им из проповеди Иоанна Крестителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. И все Евангелие буквально пронизано учением об этом Царстве.
По словам Спасителя Царство Божие – это цель человеческой жизни, самая высшая и абсолютная ценность, с которой никто и ничто не может сравниться и достижению которой все должно быть подчинено в человеческой жизни: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Найти Царство Божие, обрести его в своем сердце, — а именно в сердце человека место Божьему Царству, – это значит выполнить Божий замысел о человеке. Ведь Бог сотворил людей не просто так, не для того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Бог сотворил людей с целью, с назначением, для чего-то. И этой целью развития человеческой личности является достижение Царствия Божия.
В сознании многих людей Царство Божие ассоциируется с реальностью потустороннего мира, загробного бытия человека, — и отчасти, это верно. Полное раскрытие и осознание Царства Божия связано с иным миром. «Царство Божие – не от мира сего», — говорит Господь.
Царство Божие часто воспринимается как загробная награда человеку за праведную жизнь, за лишения и страдания, которые выпали на его долю. И за это в будущей жизни такой человек получит награду, и будет наслаждаться небесными благами в Царствии Божием. Ну а тот, кто жил не по заповедям Божиим, а по зову своих желаний, проводил время в удовольствии, то, как известно за удовольствие надо платить, и если не в этой, то уж в будущей жизни такого человека постигнет суровая кара Божия, и он будет страдать, попадет после смерти в место, которое называется ад, где царствует дьявол. Кстати, таким образом решается один самых древних и больных вопросов общества, несправедливости, социального неравенства. Он сам собой разрешается: тот, кто получал благое в этой жизни, за это будет страдать; тот, кто страдал в этой жизни, за это будет награжден, то есть, в конечном итоге, справедливость торжествует.
Такой взгляд на загробную участь человека, как на пребывание в Царствии Божием или царстве дьявола, очень распространен и нашел широкое отображение и в литературе, и в искусстве. Достаточно вспомнить хотя бы «Божественную комедию» Данте или картину Страшного Суда. Конечно, не стоит все это воспринимать буквально, как изображается, что праведники в Царствии Божием кушают райские фрукты, играют на арфе, а грешников жарят на сковородке. Человеческая душа бесплотна, нематериальна, не имеет нервных окончаний, и поэтому не может страдать или наслаждаться физически. Под этими образами художник показывает либо духовные блага, либо духовные страдания.
Поскольку мы коснулись этой темы, то я бы хотел вот какое соображение (привести?). Рассматривать духовную жизнь как два полюса: либо духовная радость, либо страдание – не совсем верно. Если взять для примера нашу земную жизнь, то каждый понимает, что если человек не достоин награды, то это не значит, что за это он автоматически достоин наказания. Если человек не совершает ничего противозаконного, и его не за что наказывать, то это не повод, чтобы его награждать. Если большинство из нас не совершают подвигов, нас не вызывают в Кремль, президент не вручает нам звезды героя, то это не значит, что нас надо за это посадить в тюрьму, только лишь потому, что мы не совершили подвига в жизни. Но если мы и не нарушаем закон, то почему нас только за это надо награждать? Другими словами, человек может быть не достоин ни награды, ни наказания, как в этой жизни, так и в жизни будущего века.
Господь в сегодняшнем евангелии, говоря о Царствии Божием, ничего не упоминает о загробной жизни. Он уподобляет Царство Божие горчичному зерну и закваске, то есть дрожжам, которые поднимают все тесто. А также говорит, что войти в Царствие Божие можно только тесными вратами. Вот эти образы должны нам помочь понять, что такое Царствие Божие, и каким образом человек может его достичь.
Царство Божие – это единение человека с Богом, возвышение духовной, нравственной, умственной природы человека до той высоты, до того уровня, до той точки, где Божественное соединяется с человеческим. Где между Богом и человеком как бы нет уже и разницы, где они составляют одно и то же.
Но ведь известно, что подобное познается подобным. И для того, чтобы познать Бога, то есть приблизиться к Нему, соединиться с Ним, надо быть подобным Ему, похожим на Него.
А что значит — быть похожим на Бога? Вот образ того, каким должен быть человек явил нам Господь Иисус Христос. Он, будучи совершенным человеком, прошел Свой жизненный путь таким образом, что Его человеческая природа обожилась, она стала прославленной, победила смерть. Над Ним не властвовало ни время, ни расстояние. И Он возносит Свою человеческую природу в лоно Святой Троицы. Ведь сошел с небес «нашего ради спасения» только Бог, Второе Лицо Святой Троицы, а вознесся на небо не только Бог, но и Человек – Богочеловек. Христос тем самым показал замысел Божий о каждом человеке, то, ради чего и был человек сотворен и к чему он призван. Для того, чтобы стать участником Божественной жизни, стать как Бог. И Христос в Своей жизни явил эту цель человеческого бытия реализованной, осуществленной.
И более того, Он не только показал пример Своей жизни, но дал еще некоторые рациональные советы и указания, каким образом и как мы можем достичь этой цели: что надо делать в этой жизни и чего делать не стоит. Эти советы называются Заповедями Христовыми, первая и основная из которых – это любовь к Богу и ближнему. Если человек основывает свою жизнь на идеалах, проповеданных Спасителем, то он через осуществление этого идеала в своей жизни соединяется с Богом, становится на Него похожим, подобным Ему, достигает Царствия Божия.
Но единение с Богом это же единение со светом, с любовью, с миром, с гармонией, с красотой и жизнью, то есть со всем тем, что делает человека по-настоящему счастливым. А когда человек лишается этого – он не может быть счастлив, ни в этом мире, ни, тем более, в мире будущего века.
Я приведу такой пример. Об истинности этого примера, наверное, каждый может судить, исходя из собственного опыта, опыта своей внутренней духовной жизни. Ну, конечно, если человек задумывается о своей духовной жизни, если она ему небезразлична. Ну а поскольку среди слушателей нашего радио таких уж точно нет, то пример будет, наверное, всем понятен.
Что мы чувствуем, когда совершаем грех? Страх перед возможным наказанием Божиим, может быть, боязнь огласки среди людей, ну наверное, это присутствует, да. Но самое главное: человек, который совершает грех, испытывает подавленное чувство, ощущение постоянного внутреннего дискомфорта, от которого никак не избавиться, опустошение, беспокойство, страх. Почему? Потому что человек, небезразличный к своему внутреннему состоянию, худо-бедно, но пытающийся следовать путем Христовых заповедей, имеет с Ним в молитве связь. А значит, в его жизни присутствуют эти начатки Царствия Божия, пускай, еще и не в полной мере, но человек ощущает Божественную благодать в своем сердце. Но, совершая грех, мы разрываем связь с Богом, как бы отбрасываем себя от Него, и расстояние между Ним и нами увеличивается. Мы лишаемся дара Божественной благодати и начинаем страдать. И требуется время, для того чтобы через покаяние вернуть себя к должному состоянию, почувствовать присутствие Божие в своем сердце, приблизиться к Нему, идя путем Его заповедей.
Царство Божие – это близость человека к Богу и, как следствие, блаженство человеческой души.
Ад – это отдаление человеческого духа от Духа Божия, которое приносит человеку страдание. И когда дистанция между Богом и человеком становится непреодолимой, то такое состояние человеческой души называется духовной смертью. Так как источником жизни является только Бог, а если нет связи с источником жизни и с жизнью, то это значит – смерть.
И то, и другое состояние человеческая душа формирует на протяжении всей своей земной жизни. Именно от того, как мы живем, и что мы совершаем во времени, зависит образ нашей вечности.
Но самое главное, он зависит от милости Божией, которую мы должны призывать во всех обстоятельствах жизни – и тогда, когда поднимаемся вверх по лестнице духовного развития и возрастания, ведущей нас к Богу, и когда скатываемся с нее; и когда встаем, и когда падаем. Всегда надо помнить, что только Бог может спасти, и никто более: и с вершины низринуть в бездну, и из пропасти достать – последнее слово за Ним.