Проповедь в субботу 18-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Октябрь 14th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы только что слышали повествование из пятой главы евангелиста Луки, и в этом рассказе нам явлена с одной стороны человеческая немощь, и сострадание, и вера, а с другой стороны Божественное всемогущество и любовь. Событие это произошло в галилейском городе Капернауме. Христос учил в доме, у кого в доме не сказано, и, наверное, это не так важно, ясно только то, что дом был полон людей.

И вот приносят парализованного человека и, понимая, что его невозможно из-за множества народа внести в дом, где поучал Христос, те, кто принесли расслабленного, разбирают крышу дома и на веревках опускают этот одр страдания с больным к ногам Спасителя.

И, как сказано в Евангелии, Христос, видя веру их, то есть веру тех, кто принес расслабленного и столь необычным способом доставил его ко Христу, вот в ответ на их веру Он исцеляет больного.

Да, действительно, Господь творит это чудо исцеления в ответ на веру его друзей. Конечно, неизвестно, что это были за люди, которые принесли расслабленного. Были это родственники или знакомые, а может быть, среди них находился кто-нибудь и посторонний, человек, который, просто видя страдания больного, решил помочь ему так, как он мог. Может быть, помогал разбирать крышу дома, может быть, нести больного, поднимать, опускать его на веревках.

Но даже если среди них и не было ни родственников, ни друзей, то в любом случае те люди, которые принесли больного, стали самыми близкими и родными людьми для расслабленного. Они оказали ему помощь. Они поучаствовали в его судьбе. Они сделали для него все, что только могли. Ведь если делаешь человеку добро, то этот человек перестает быть для тебя чужим. Он каким-то таинственным образом входит в нашу жизнь, становится нам ближе и роднее.

Вот как этот евангельский рассказ отличается от другого из Евангелия от Иоанна, где описывается, как при Овчей купели в Иерусалиме собиралась масса больных. Они лежали в ожидании исцеления, потому что раз в год ангел Господень возмущал воду, то есть, видимо, она начинала как-то бурлить особым образом, и первый человек, который после возмущения в нее окунался, исцелевал от любой болезни.

И вот у этой купели один больной пролежал 38 лет. Поскольку сам он не мог окунуться в воду первым, а за 38 лет не нашлось ни одного человека, который бы помог ему. Есть такая пословица: народу много, а человека нет. Народа у Овчей купели было действительно очень много, но за почти 40 лет не нашлось ни одного человека, который бы подумал, что, быть может, я-то уж не так болен, как он; я ж ведь не парализован и не так давно болею, дай-ка я помогу в этом году исцелиться этому человеку, а в будущем уже исцелюсь сам.

Сделай так кто-нибудь, и он, конечно бы, оказался самым близким и родным человеком для расслабленного. Но такого человека не нашлось.

Точнее Он нашелся, но в лице уже не просто человека, а Богочеловека Иисуса Христа. Бог увидел то, что люди не замечали, и помог тому, кому люди отказывали в помощи. Он исцелил расслабленного.

Конечно, сегодняшний евангельский рассказ более обнадеживающий, поскольку он повествует не только о милости Божией, но и о человеческом сострадании. А также о необходимости нашей молитвы друг за друга. Ведь Христос исцелил расслабленного по вере и по усилиям его друзей. А это значит, что, когда мы молимся друг за друга, то Господь такую молитву слышит. Слышит, может быть, даже больше, чем нежели когда мы просим за самих себя. Ведь когда просишь за себя, то руководствуешься любовью к себе, не жалостью к ближнему, а жалостью к своему собственному «я».

А когда просишь за ближнего, как за самого себя, то исполняешь главную заповедь Спасителя о любви к ближнему, как к самому себе.

Надо понимать, что наша вера, которая действует в нас, она может действовать не только ради нас. Своей верой мы можем открывать путь Божественному воздействию на людей, способствовать оказанию им Божией помощи и даже исцелений.

И вот что еще важно в сегодняшнем евангелии. Христос напрямую связывает исцеление расслабленного с прощением его грехов. Значит ли это, что его болезнь являлась следствием греха?

Тут надо сказать, что в Ветхом Завете люди думали именно так. Они видели прямую связь и зависимость между грехом и расплатой в виде страданий. И считали, что чем грешнее человек, тем больше он страдает. Поскольку Бог справедлив и наказывать невиновного не будет, а болезнь и любое другое страдание это как раз Божие наказание за грех.

Помните, как изменилось отношение к праведному Иову, когда на него одно за другим обрушились все мыслимые и немыслимые несчастья? Самые близкие люди, друзья, жена смотрели на него не столько с жалостью и состраданием, сколько с укоризной. Поскольку, раз Бог его столь жестоко наказал, значит, Иов в своей жизни совершил что-то ужасное, какое-то чудовищное преступление, о котором никто не знает. Значит, он – великий грешник, хотя долгое время казался им праведником.

Вот вопрос связи страдания с греховностью всегда очень волновал людей. Как и вообще люди всегда задумывались вопросом, почему они страдают, за что и как можно уйти от этого страдания? Это может быть один из самых острых вопросов, поскольку касается каждого человека. Ведь каждый из нас в своей жизни, конечно, в той или иной степени, но проходит и через испытания, и через боль. А для некоторых людей этот вопрос явился тем камнем преткновения, о который разбилась их вера.

Действительно, если Бог есть, и если Бог есть Любовь, то, что? Он не видит, или не знает, как мне тяжело? А если видит, то почему не поможет? И почему такое испытание выпало мне, а не кому-то другому? Я что, хуже других? или грешнее? Ведь сколько преступников и негодяев здравствует, причиняют зло людям, и Божие наказание минует их, а я так страдаю.

Это самые животрепещущие и самые сложные вопросы. На них действительно очень сложно ответить, потому что не хватает логики, чтобы понять закономерность тяжести преступления и тяжести наказания, соразмерность их.

Конечно, грех совершает каждый человек, но все-таки грех греху рознь. Одно дело съесть, допустим, в посту кусок колбасы, а другое дело убить человека. И то, и другое – грех, но каждый понимает, что это далеко не одно и то же, и ответственность должна быть не одинаковая.

И, тем не менее, кто-то в жизни страдает без явных на то причин, а мерзавца, по всем Божественным и человеческим законам заслуживающего самого сурового наказания, расплата обходит стороной.

Я, конечно, не могу взять на себя смелость и дерзновение ответить на такие вопросы, да я просто не знаю на них ответа. Это тайна Божественного домостроительства по спасению человека. Но вот как надо воспринимать выпавшие на нашу жизнь испытания, я попытаюсь пояснить.

Те страдания, через которые каждый из нас в разной степени проходит в своей жизни, будь то болезни, неприятности, скорби, то есть все то, что уязвляет нас и причиняет нам боль, это, конечно, не случайности и не без Божьего промысла это происходит. Это Божье наказание. А что значит Божье наказание? Бог, Он что, мстит нам за совершенный грех? Мы сделали кому-то плохо, и за это Он и нам делает плохо?

Нет, наказание это не месть. Цель наказания это исправление человека. Вот даже в нашей гражданской жизни, если человек совершил преступление, то его изолируют от общества в заведении, которое называется Исправительно-трудовая колония. То есть даже уголовный кодекс наказывает человека с целью исправления его.

Кто-то в этих колониях действительно исправляется и больше никогда не совершает преступления, кто-то нет, но это уже другая тема. Сейчас речь идет о том, что, какой смысл вкладывается в наказание. Смысл — это исправление, цель — это исправление человека. Вот и Бог наказывает человека не для восстановления баланса справедливости, не мстя за содеянное, а для исправления.

Ну а почему же именно страдания исправляют человека? Почему человек перевоспитывается или, по крайней мере, должен перевоспитываться под воздействием наказания? Почему страдание способно спасти нас?

Страдающий человек чувствует ограниченность своих возможностей. Он понимает, что своими силами он не может исправить ситуацию и поэтому начинает уповать на Бога, осознавая, что только Бог может помочь ему, и никто более. Человек перестает надеяться на свои силы, на свое здоровье, на свой ум, на свои деньги, связи и так далее. Он начинает надеяться только на Бога. Упование на Бога становится средоточием всей его жизни.

Вот если в благополучное время человек вспоминает о Боге, ну в лучшем случае, два раза в день: когда с кровати встает, и спать ложится, да и то, как вспоминает: перекрестился, и ладно. С утра некогда, дел много, вечером устал. То в страдании человек находится в постоянном общении с Богом. Все остальное становится ему уже не нужным. И Бог начинает занимать центральное место в его жизни. И на место самодовольства, самодостаточности и гордыни приходит смирение. И как говорит слово Божие: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

И если гордость – это состояние греха и погибели, то смирение — это путь к спасению. Так вот через смирение, через постоянное общение с Богом, через молитву и веру, через отказ от многих греховных деяний, которые люди склонны совершать, находясь в добром здравии и благополучии. Вот через все это человек становится ближе к Богу и обретает спасение.

Но люди приходят к такому образу мысли и жизни, часто проходя только через испытания и скорби. Поэтому выпавшие на нашу долю испытания не стоит воспринимать как досадное недоразумение, как несправедливость, или что Бог забыл нас.

Нет, Бог нас не забыл, Он, образно говоря, в этот момент о нас вспомнил, как раньше говорили: Он нас посетил этим испытанием, помогая нам правильно разместить ценности и приоритеты в своей жизни. Как бы стимулируя этим испытанием то умонастроение и тот образ жизни, без которого спасение и вечная жизнь невозможны. Аминь.

Оставьте комментарий!