Проповедь в субботу 15-й седмицы по Пятидесятнице, протоиерея Александра Глебова
Сентябрь 23rd 2011 -
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы уже несколько раз говорили о том, что в Евангелии есть такие слова Христа, которые не столько что-либо разъясняют, сколько ставят перед нами вопросы, и даже на первый взгляд вызывают недоумение.
Вот к такого рода сложным и непонятным изречением Спасителя можем отнести Его слова из сегодняшнего евангельского чтения. Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня».
С этого стиха начинается сегодняшнее евангельское чтение. Но для того, чтобы более целостно представить себе, о чем здесь говорит Господь, я зачитаю и предшествующий этому стиху текст.
Звучит он следующим образом: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня».
Вот как все это выпадает из общего евангельского контекста, из учения Христа, из Его призывов и заповедей о любви, о прощении, о мире. Исходя из этих слов, мы можем сделать вывод, что Христос пришел на эту землю, дабы принести не мир, но разделение. Как Он Сам говорит: не мир, но меч, то есть ссору, конфликт, войну.
И этот конфликт будет разделять, и противопоставлять друг другу не враждующие государства, не народы, воюющие между собой, а самых близких людей. – Этот конфликт будет происходить в семьях. Он разделит отцов и детей, он разделит братьев между собой, и так далее. Самые близкие по крови люди станут не только чуждыми друг другу, они станут врагами: «враги человеку домашние его», — говорит Господь. И причиной этого разделения станет Христос.
И в чем действительно трудность понимания этого текста. Ведь как можно Бога любить больше, чем человека? Точнее даже вопрос надо поставить следующим образом: Как можно выразить степень своей любви к Богу, если она должна превышать степень любви к человеку?
Ведь любовь-то к Богу в этом мире проявляется только через нашу любовь к людям. Иного определения любви к Богу просто не существует. Это и есть исполнение двуединой основной заповеди Христа Спасителя: «возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, и ближнего своего как самого себя». Эта заповедь неразрывна, потому что только через исполнение ее одной части о любви к ближнему, и можно понять, любит ли человек Бога.
Как замечательно об этом пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Первом Соборном Послании. Он говорит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
Значит, в соответствии с этой заповедью степень нашей любви к Богу определяется любовью к людям. Ну, так, как же можно тогда любить Бога больше, чем самых близких людей? В отношении которых мы и проявляем в первую очередь любовь: это родители, дети, братья, сестры? Каким же образом и через кого мы тогда должны проявлять эту более высокую степень любви к Богу, если мы их должны любить меньше, исходя из этого призыва Христа, о котором мы слышали в сегодняшнем евангелии?
Надо сказать, что в истории бывали такие случаи, когда недобросовестные люди манипулировали этими словами Спасителя, как бы прикрывали или свое нежелание проявить заботу о родителях, или о детях, или вообще, о людях. Они говорили, что Господь призывает любить Бога больше, чем всех остальных, а поэтому они будут заниматься богоискательством, странствованиями, паломничеством по монастырям, святым местам, возноситься умом и сердцем в какие-то горние обители и помышлять только о небесном.
А все эти житейские земные заботы и хлопоты о своих ближних они оставляют, потому что Бога надо любить больше, чем всех остальных.
Совершенно очевидно, что в таких жизненных позициях нет любви ни к Богу, ни к ближнему, ни чувства долга, ни перед, скажем, родителями, или детьми, или перед теми, кому действительно необходима наша помощь, наша забота и наше участие.
Слова Христа о том, что кто любит отца или мать больше, нежели Его, недостоин Его, становятся тяжелой реальностью нашей жизни тогда, когда человек становится перед выбором. Когда то разделение, о котором предупредил Господь, входит в семью, когда родные по крови люди становятся чуждыми по духу. И такое разделение преодолеть уже невозможно. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? – пишет апостол Павел.
Да, действительно духовное разъединение гораздо сильнее кровного родства. И компромиссов здесь быть не может. Человеку в такой ситуации приходится делать нелегкий выбор, либо сохранить свои религиозные убеждения и духовную свободу в ущерб взаимоотношениям с близкими людьми, либо, наоборот, пожертвовать своим духовным миром ради кровных уз.
И вот в такой сложной, может быть, даже трагической ситуации человек и должен вспомнить эти слова Христа Спасителя, что Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня. Человек должен выбрать в такой ситуации свои религиозные убеждения и духовную свободу.
И история Церкви богата примерами, когда имя Христово разделяло семьи. И многие находили в себе силы следовать за Господом. Ну достаточно хотя бы вспомнить житие святой великомученицы Варвары, историю взаимоотношений ее со своим отцом Диоскором. А сколько было таких схожих примеров в XX веке в нашей стране, когда имя Христово служило публичным отречением детей от родителей и родителей от детей, разводов мужа и жены, распадов семей и так далее.
И когда молодой человек желал поступить в Семинарию и сталкивался с неприятием одной этой мысли со стороны своих родителей и покидал их, уходил из отчего дома, дабы служить Церкви и слышал в свой адрес проклятия от самых близких и любимых людей. Да и сегодня подобная ситуация не редкость. Конечно, может быть, не так остро и драматично они проявляются, как во времена гонений у нас в Церкви.
Допустим мне, как приходскому священнику, достаточно часто приходится сталкиваться с подобными проблемами. Когда, скажем, посещение одного из членов семьи храма или причащение детей, соблюдение постов и иные проявления религиозной жизни, у других членов семьи вызывают раздражение, недоброжелательность. На этой почве возникают и конфликты и разделение.
То есть все это было в прошлом, есть в настоящем и, конечно, будет в будущем. Слова Господа это не отвлеченная философия, а реальность нашей жизни, провозглашенная однажды и на все времена.
Дай Бог, чтобы эта тяжелая реальность, этот нелегкий выбор между Христом и близкими нам людьми миновал нас. Но уж если того коснется, то надо набраться сил и терпения, поступить так, как учит нас Господь в Евангелии. Аминь.