Проповедь в пятницу 7-й седмицы по Пасхе протоиерея Вячеслава Резникова
Июнь 9th 2011 -
Проповедь в пятницу 7-й седмицы по Пасхе протоиерея Вячеслава Резникова
О буре и надежде
(Ин. 17, 18-26)
(Деян. 27, 11-44)
Вынужденное путешествие Апостола Павла в Рим было очень трудным. «Многие дни не было видно ни солнца, ни звезд, и продолжалась немалая буря». Дошло до того, что «исчезла всякая надежда». Был момент, когда «корабль сел на мель: нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн». Был момент, когда корабельщики «хотели бежать с корабля». Был момент, когда воины согласились умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. И среди этого ужаса только один человек и сам сохраняет спокойствие, и другим помогает, хотя там и опытные моряки, и видавшие виды воины. А сам он кто? — узник, всего лишенный и отправленный на суд, который неизвестно чем кончится.
Но ведь Павел — один из тех, за кого Господь Иисус Христос посвятил «Себя, чтобы и они были освящены истиною», за кого молился перед тем, как принести Себя в жертву на всемирном жертвеннике Креста: «Отче!.. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир». Павла, как и двенадцать других, Господь послал Сам. Он явился ему и сказал: «Дерзай, Павел: ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян.23,11).
Господь послал Павла, как Отец послал и Его Самого: побеждать силой Креста. Поэтому, чем сильнее Павел унижен за Христа, тем более возвышен; чем крепче за Него связан, тем более свободен; чем больше вокруг опасностей, тем ярче на нем царская печать, делающая его неприкосновенным. «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».
Кажется, что Павел зависит от каждого человека, будь то воин или корабельщик. Но на самом деле именно ему «Бог даровал… всех плывущих с ним», и все они обязаны вольно или невольно способствовать его делу, «да уверует мир, что Ты послал Меня».
И не случайно как раз сегодня, вместе с рассказом о скорбном путешествии, звучит молитва Господа Иисуса Христа к Отцу. В этих двух чтениях соединено и самое тяжкое, и самое радостное. С одной стороны — непрерывно многие дни бушует буря, и разверзается бездна погибели.
А с другой — открывается бездна Божественной любви. Слова молитвы Бога Сына к Богу Отцу, как ступеньки спасительной лестницы, спускаются к страждущему, чтобы он мог войти в круг этой любви. «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».
Эта лесенка идет к каждому из нас. Потому что Господь молит Отца не только об Апостолах: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». И Церковь учит, чтобы мы в наших бедах вспоминали именно эту последнюю молитву Бога Сына к Богу Отцу, чтобы мы не с чужих слов, а своими ушами слышали, как постоянно живет, как пульсирует и дышит эта любовь Христова к Отцу и к верным Своим чадам.