Проповедь в пятницу 15-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева
Сентябрь 22nd 2011 -
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из 6-й главы Евангелия от Марка, где повествуется о том, как Господь понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону Галилейского озера в Вифсаиду. Причем ученики отправились, а Господь остался с народом. И отпустив народ, пошел на гору помолиться; а потом, когда лодка с учениками была уже посреди моря, «Он увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный». И была сильная волна, и ученики оказались в бедственном положении. «И пошел к ним по морю».
Давайте остановимся здесь и задумаемся вот о чем. Во-первых, вот эти слова: «понудил учеников войти в лодку». Блаженный Августин рассуждая об этом месте из Священного Писания, обратил внимание на это слово «понуждать». Иногда для спасения людей полезно употребить некоторую силу; правда, к сожалению, потом в западной интерпретации это рассуждение дало основание для силовых, скажем так, действий инквизиции. Православная Церковь этого никогда не одобряла. Но, с другой стороны, иногда в жизни нужно проявлять большую настойчивость и убедительность. Лодка или корабль в Священном Писании, в христианской традиции – это символ Церкви. И стоит немножко как бы подталкивать тех, кто рядом с тобою, приходить на этот корабль, приходить в Церковь, потому что это путь спасения.
Читать по теме: Проповедь в пятницу 15-й седмицы по Пятидесятнице. священника Георгия Полякова
Но вот что было дальше? Ученики сели в лодку, отправились по пути спасения, но оказались в бедствии – почему же так произошло? На этот вопрос есть два ответа. Первый из них заключается в том, что мы, люди, часто, даже оказавшись в Церкви, начинаем надеяться на себя, на свои силы, на свой разум, как будто забывая, что в нашей Церкви, в жизни верующих людей действует Бог, и нужно в жизни оставлять место для действия Божественного. И поэтому, с одной стороны, нужно действовать так, как будто все зависит от тебя, но, с другой стороны, молиться так, как если бы все зависело только от Бога. Потому что и то, и другое справедливо. И когда ученики делали все, что в их силах по-человечески, но все равно оказались в бедственном положении, они не надеялись на помощь, но она пришла к ним неожиданно и пришла чудесным образом – по воде как по суху. Господь пришел к ним таким чудесным образом. Ученики, увидев Его, идущего по морю, подумали, что это призрак, и даже закричали от страха. Но Он заговорил с ними, ободрил, сказал им: «не бойтесь, это Я».
Господь может прийти к нам или послать Свою помощь даже тогда, когда по человеческому разумению рассчитывать уже не на что. И даже могут возникать такие мысли – ну как же даже Бог может мне помочь? А вот так – даже по воде придет, если будет нужно. Только нам необходимо, самое главное, уповать и не отчаиваться.
И вот здесь, в евангельском рассказе мы слышим об этом чуде. Господь входит в лодку – это тоже символ: Христос соединяется с Церковью, Христос берет управление Церкви в Свои руки тогда, когда человеки понимают, что это невозможно. И море утихает. А море – это тоже символ, символ жизни, жизни не вечной, а нашей, временной, мятущейся. И Церковь идет по этому бурному житейскому морю к своей цели. А когда море пытается уничтожить этот корабль, этот мир пытается уничтожить Церковь Божию, то, если это нужно, чудесная сила Божия проявляется.
А какова вторая причина, почему началось волнение? Следующий отрывок из Священного Писания, который будет читаться в Церкви завтра, будет посвящен тому, как Господь исцелил болящих в земле Генисаретской. И давайте подумаем вот о чем: каково было им, людям, которые много лет были в болезни, много лет страдали? И вот, Господь к ним идет, Господь идет к ним, чтобы исцелить их вместе со Своими учениками, а силы зла делают все, чтобы остановить действие Божественное. Но Господь преодолевает это. Ученики же сами по себе не могут эту злую силу преодолеть, но когда Господь с ними, они тоже получают возможность преодолеть это бурное море и оказываются там, куда Господь их привел.
Знали ли они, зачем Он понудил их войти на этот корабль? Знали ли они, свидетелями каких чудес им предстоит быть? Хоть и предстояло пройти через опасность, но благодаря этому увидеть великую славу Божию, а потом еще и людям помочь, людям страждующим, болящим, которым надеяться было уже не на что. Но Господь пришел и исцелил их.
Здесь очень глубокая мысль. Совершение любого доброго дела всегда сопровождается трудностями. И поэтому, если вы пытаетесь поступать по-Божественному, а при этом вокруг возникает буря, относитесь к этому спокойно. Любое доброе дело всегда сопровождается искушениями, но сила Божия их устраняет. Поэтому все эти искушения – это то, что не должно нас устрашать и нас останавливать на пути делания добра. Эти искушения являются знаком того, что мы делаем Божие дело. А Господь всегда нас поддержит и нам поможет.
Будем же, братья и сестры, настойчивы в делании дел Божиих, дел добрых, какие бы сложности не пришлось из-за этого испытать. Господь явит и силу, и помощь, и чудеса. Аминь.