Проповедь в день памяти Собора Соловецких Святых, иеромонах Савватий
Август 21st 2011 -
Проповедь в день памяти Собора Соловецких Святых, иеромонах Савватий
В сегодняшний праздничный день, дорогие братья и сестры, Соловецкая земля, а с нею и вся Русская Церковь отмечает память всех Соловецких святых. Вчера мы прославляли первоначальников соловецких — прпп. Зосиму, Савватия и Германа. Мы знаем, по слову Евангелия, что там, где двое или трое собраны во имя Бога, Сам Бог пребывает посреди них (Мф. 18, 20). Бог по молитвам преподобных освятил эти дикие места и вслед за святыми отцами на эти острова потекли многочисленные подвижники благочестия, их ученики, ученики учеников… Даже те, кто не видели преподобных в их земной жизни, но слышали об их подвигах, в желании подражать им, тоже пришли в эти места. В этом Спасо-Преображенском соборе веками молились очень разные люди, которые приезжали на Соловки из самых разных уголков нашего Отечества. Что двигало этих людей в одно избранное Богом место? Можно сказать, что искание Бога, ибо как сказал Сам Господь: ищите же прежде Царства Божия и правды Его и все остальное приложиться вам (Мф. 6, 33).
Как часто окружающая нас среда мешает нам приблизиться к Богу. Не будем сейчас говорить о том, где легче или труднее спастись: в монастыре или в миру. Мы знаем, что везде есть свои трудности, но есть путь, который помогает человеку преодолеть все соблазны мира сего. Для высшего исполнения Евангельских заповедей Господь предлагает: отвергнуться себя и, взяв крест свой, последовать за Ним (Лк. 9, 23).
Все подвижники благочестия, которые последовали за Христом, именно отверглись себя, оставив всё: родных, близких, имения, все то, что, так или иначе, удерживает нас от точного исполнения закона Божия. Мы знаем, по слову ап. Павла, что: без веры Богу угодить невозможно (Евр. 11, 6), поэтому подвиги наших святых были основаны на краеугольном камне веры, который есть Христос (Мф. 21, 33-45). Этот краеугольный камень веры закладывался в основания всех наших обителей, веры в то, что Господь наш Иисус Христос совершил дело спасения всего мира и всего человечества. Нам с вами и всем грядущим поколениям остается лишь это спасительное действие в нашей жизни исполнить. Господь взял на себя грехи мира, но требует, чтобы каждый человек взял на себя и понес свой крест.
Мы прославляем в нынешние дни Преображение Господне. Каждый, кто поднимался хоть на небольшую гору, знает как трудно подниматься с грузом за спиной. Наша жизнь часто наполнена грехами, которые не дают нам возвысить свой ум и сердце к Богу. И святые, зная об этом это, оставляли мирские дела и попечения и уходили в пустыни, для того чтобы очиститься от всякой скверны плоти и духа. Нам же, чтобы приблизиться к Богу, не надо искать удаленных мест. Если мы, хотя бы на время оставляем свои земные заботы и приходим в храм, где стараемся молитвенно приблизиться к постижению Евангелия, то вполне можем совершить дело, ради которого Господь пришел в мир. Господь принес благую весть, которая связана с покаянием, поэтому преображение является для человека исполнением данного ему завета: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Ибо что такое покаяние? Это изменение жизни к лучшему. И мы знаем из церковных песнопений, что подвижники, живущие в обителях и пустынях, именно оставляли худшее и стремились к лучшему, оставляя нам образ служения Богу. Ибо труд, который мы с вами предпринимаем, когда приходим в храм, не является напрасным, а является для нас спасительным.
Когда Бог создал человека и поселили его в Раю, то дал человеку и заповедь хранить и возделывать Рай (Быт. 2, 7-15). И Адам, как это кажется современным людям, не был в безделье. Он трудился, но этот труд был легким, так как был связан с благодатью Духа Святого. Современный человек, который постоянно удаляется от Бога, считает труд чем-то излишним, считает труд наказанием. Но это происходило и происходит именно из-за отступления от Бога, именно нарушение заповеди привлекло в жизнь смерть и теперь нам приходится нести различные труды. Господь сказал падшему человеку: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 19). Труд стал нелегким, человек должен научиться заставлять себя. Но во время любого труда, когда бывает тяжело духовно и телесно, человек должен вспоминать эти слова Бога, и тогда наши болезни и скорби не будут казаться нам такими тяжелыми.
Святая Соловецкая обитель, ее храмы и многое другое, свидетельствуют о возможности благодатного труда, который творит чудеса, когда люди осознают главную задачу свой деятельности. К сожалению, со времени, когда в России люди перестали стремиться к Богу и Небесному Отечеству, в наших людей вошли помыслы о земном богатстве. Они забыли для чего нужен труд и устремились лишь к земным благам, они стали заботиться о чинах и наградах и, являясь в своем крещении православным, стали язычниками по духу. Мы видим, что современный мир ищет удовольствий земных. Но мы знаем, что Господь зовет нас к Себе и земная жизнь является лишь странствованием. Хотим или не хотим, но мы когда-нибудь потеряем все блага, расстанемся даже со своим любимым телом. Мы должны готовиться к этому дню, вся наша жизнь должна быть направлена на преображение.
Мы должны становиться лучше и средством к этому является именно труд – труд молитвы и труд телесный. Мы видим с Вами, что из камней, кирпичей и известки созидались храмы, мы видим, что трудились здесь даже подростки, которые оставляли свои отпечатки на этих кирпичах. Часто мы ходим и даже не видим, какую лепту вкладывал каждый христианин в созидание материальной, но и духовной жизни, ибо монастыри являются местами, где человек вспоминает об утраченном Рае. В этих святых местах благословенный Богом труд обновляет не только самого человека, но и все стихии, всю окружающую природу.
К сожалению, труд современного человека – это труд хищника, который не считается ни с чем для достижения своих земных целей. Мы видим, что трудно найти даже здоровую пищу, что многое в нашей жизни отравлено, потому что человек удовлетворяет только личные пожелания, вместо того, чтобы трудиться во Славу Божию. Как говорит ап. Павел: всё, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3, 17). Мы делаем добрые дела и нам нравится, когда нас хвалят, но мы никогда не должны забывать, что именно Бог помогает нам во всех наших добрых делах.
В Соловецкой обители, где остались памятники благословленного труда, даже стены, которые хранят память о молитвенном и телесном труде, напоминают нам о том, как надо жить, как надо устраивать свою временную жизнь — не обольщаться земными благами, не бегать только в искании их. Ибо сказано: жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 19), оно зависит от благословения Божия. Всё надо делать с молитвой, а окончив дело, необходимо благодарить Бога, что Он сподобил нас сделать добро, которое является камнем для нашего спасения и для спасения окружающих нас людей, ибо каждый человек, если он добрый хозяин, заботиться обо всем, что у него есть в доме.
К сожалению, за десятилетия отступления от Бога, когда извратился труд, когда он стал бессмысленным и абсурдным, когда один человек делал, а другой разрушал и не было никаких результатов, в нашем народе родился дух безразличия – ничего не созидающий дух. Господь же сказал: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). Мы должны не расхищать достояние Божие, а наоборот, созидать, тогда наша жизнь будет достойна памяти наших предков и у нас появится надежда, что Господь по их святым молитвам поможет и нам пройти это земной путь и достигнуть того Небесного Отечества, куда мы все с вами призваны. Аминь.
22 августа 2006 года
Источн ик: Соловки-монастырь.ру