Поученіе въ праздникъ перенесенія мощей святителя Николая, 9 мая. Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ)
Май 22nd 2012 -
И овцы по Немъ идутъ, яко вѣдятъ гласъ Его (Іоан. 10, 4).
Въ сихъ словахъ, содержащихся въ евангельской притчѣ о пастырѣ, указывается на отношеніе великаго Пастыря Христа къ овцамъ Его словеснаго стада. Безсловесныя овцы въ странахъ восточныхъ и южныхъ обыкновенно слѣдуютъ за пастыремъ, который идетъ впереди ихъ. Онъ хорошо знаетъ каждую овцу, даетъ ей кличку и достигаетъ того, что овцы на его призывный голосъ отвѣчаютъ послушаніемъ, не отстаютъ отъ стада, не уходятъ въ сторону и такимъ образомъ спасаются отъ опасности заблудиться, попасть въ мѣста непроходимыя, безводиыя, покрытыя однимъ пескомъ и камнями, умереть съ голоду или сдѣлаться добычею хищнаго звѣря.
Подобно доброму пастырю безсловесныхъ животныхъ и Господь Іисусъ Христосъ заботится о безопасности своихъ словесныхъ овецъ. Онъ знаетъ каждую христіанскую душу и Своимъ голосомъ предостерегаетъ и спасаетъ ее отъ уловленія лютѣйшимъ звѣремъ, діаволомъ, который яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити, отъ лжеучителей, отъ мірскихъ соблазновъ и искушеній.
Во время земной Его жизни голосъ Его неумолкно раздавался въ продолженіе трехъ съ половиной лѣтъ. Это былъ голосъ ученія или наставленія въ истинахъ вѣры и нравственности, голосъ обличенія враговъ истины, голосъ предостереженія отъ погибели, голосъ утѣшительныхъ обѣтованій исполнителямъ Его заповѣдей и угрозъ нарушителямъ ихъ. Не умолкъ сей спасительный голосъ и по отшествіи Его отъ насъ на небо съ пречистою плотію. Онъ доселѣ слышится въ Евангеліи, которое есть не простая книга, удовлетворяющая человѣческой любознательности, но живой проводникъ благодати, исходящей изъ устъ Его и напояющей жаждущія истины и спасенія души. Онъ слышится также въ св. Христовой Церкви, которая есть столпъ и утвержденіе истины. Органами Церкви въ семъ случаѣ служатъ вселенскіе и помѣстные соборы, раскрывшіе и утвердившіе догматы вѣры и правила христіанскаго благоповеденія, отцы и учители Церкви, устнымъ словомъ и писаніемъ возвѣщавшіе истину Христову, современные намъ пастыри и учители церковные. Авторитетъ всѣхъ этихъ органовъ Церкви такъ великъ, что къ нимъ относятся слова Христа Спасителя, сказанныя апостоламъ и въ лицѣ ихъ преемникамъ ихъ служенія, пастырямъ и учителямъ церковнымъ: слушаяй васъ Мене слушаетъ и отметаяйся васъ Мене отметается и Пославшаго Мя (Лук. 10, 17).
Къ сожалѣнію, нельзя не сознаться, что между христіанами есть не мало людей, которые подлежатъ этому строгому суду Христову. Они похожи на тѣхъ неисправныхъ слугъ, которые на ваши требованія или порученія исполнить то или другое дѣло отвѣчаютъ: слушаю, а между тѣмъ совсѣмъ не дѣлаютъ того, что обѣщались сдѣлать. Такіе христіане исполнительны на словахъ, а не на дѣлѣ. На увѣщанія пастыря Церкви отстать отъ той или другой грѣховной привычки, сдѣлать то или другое доброе дѣло, они отвѣчаютъ согласіемъ, являются повидимому послушными учениками, на самомъ же дѣлѣ совсѣмъ не думаютъ объ исполненіи обѣщанія. Они принимаютъ только къ свѣдѣнію вразумленія и наставленія, а отнюдь не къ исполненію. Они даютъ свои обѣщанія безъ возраженій только затѣмъ, чтобы поскорѣй отдѣлаться отъ дальнѣйшихъ обличеній и вразумленій.
Поистинѣ это жалкіе люди. О ихъ жалкомъ положеніи можно судить по сравненію съ участію овецъ отставшихъ отъ стада и блуждающихъ вдали отъ него. Неслушаясь законныхъ пастырей и учителей, они легко поддаются внушеніямъ незаконныхъ учителей въ дѣлѣ вѣры. Что касается до нравственной жизни, они не только вопреки на ставленіямъ законныхъ пастырей сбиваются съ пути благочестія и добродѣтели, но еще оправдываютъ себя въ этомъ случаѣ. Напримѣръ, они не почитаютъ себя обязанными упражняться въ молитвѣ, доколѣ не придетъ расположеніе къ ней, хотя молитва есть дѣло неотложнаго долга; почитаютъ униженіемъ своей чести прощеніе враговъ, кротость и терпѣніе въ отношеніи къ обидчикамъ, хотя честь христіанина оскорбляется не исполненіемъ заповѣди Христовой о кротости и смиреніи, а мстительностію и злобою, доходящею до звѣрства. Горе всѣмъ таковымъ! Горе непослушнымъ гласу Христову, исходящему изъ устъ Самого Христа или изъ устъ богопоставленныхъ пастырей! Если они не идутъ тѣмъ путемъ, на который указуетъ этотъ голосъ и который есть единственный путь ко спасенію, то идутъ путемъ погибели, отъ которой да избавитъ всѣхъ насъ Господь молитвами святителя Николая Чудотворца.
Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1895 году Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1897. — С. 74-76.Источникъ: «Русскiй Порталъ»
Метки: Николай Мирликийский