Беседа на Псалом 145. Святитель Иоанн Златоуст
Март 2nd 2011 -
Беседа на Псалом 145. Святитель Иоанн Златоуст
Хвали душе моя Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь (ст. 1-2).
1. Пророк начинает этот псалом тем, чем кончил предыдущий, — хвалой и славословием. Это немало способствует очищению души. Хвалою же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:16), также и Павел: «Прославите убо Бога в теле вашем, и в душе вашей» (1 Кор. 6:20). И как в предыдущем псалме пророк говорил: На всяк день благословлю Тя (Пс. 144:2), так и здесь: Пою Богу моему, дондеже есмь.
Потом, опять желая сделать других людей участниками в славословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (ст. 3). Другой переводчик [1] говорит: ...на того, кто не может спасти (τω μη εχοντι σωσαι) (НП). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что значит в нихже несть спасения? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камня. Это означают последующие слова: Изыдет дух его и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (ст. 4). Другой: ...предположения его (προθεσεις) (НП). Смысл этих слов следующий: кто не может защитить самого себя, тот как может спасать других? Нет ничего слабее и ненадежнее такой надежды. Это показывают самые дела. Павел, беседуя о надежде на Бога, сказал: Упование же не посрамит (Рим. 5:5).
Не таковы дела человеческие — они слабее тени. Не говори мне, что такой-то человек — начальник. И начальник в этом отношении не имеет никакого преимущества перед обыкновенным человеком, он подлежит такой же неизвестности. Даже если можно сказать нечто удивительное, потому особенно и не должно надеяться на него, что он начальник. Такая власть весьма непрочна. Если он не падает, то бывает склонен к гневу и пользуется своей властью неблагонамеренно, как будто он не должен будет отдать отчет тому, кто принимал от него обет; если же он будет благонамеренный, то тем скорее в сравнении с частными людьми может подвергаться падениям, чем большими и многочисленнейшими бывает окружен кознями, и тем легче он может быть уловлен, чем больше людей, строящих ему козни. Что значат телохранители? Что значат многочисленные стражи? Итак, кто в благоустроенном городе не может поручиться даже за собственное тело, но находится в таком тревожном состоянии, как будто находится среди неприятелей, тот как может спасать других? Кто во время мира боится больше находящихся на войне, тот как может других утверждать в безопасности и избавлять от опасностей? Многие сами по себе могли бы жить в безопасности, но погибли именно оттого, что надеялись на таких людей; когда эти последние падали, то они низвергались вместе с ними; для других самые стражи делались предателями. Впрочем, пророк, оставив все это, потому что многие избегали подобных случаев, указывает на то, что не подлежит сомнению, — на смерть. «Если даже, — говорит, — все будет у тебя идти благополучно, если он будет доброжелателен к тебе, благосклонен и готов на воздаяния, то, окончив жизнь среди обещаний, он оставляет тебя с пустыми надеждами, потому что ему недостало жизни для исполнения обещания. Если же он даже не имеет достаточно жизни для исполнения обещания, но жизнь его прерывается прежде исполнения, то ты прибегаешь к ненадежной помощи. Или вы не знаете, что так случилось со многими и, когда падал покровитель их, они, лишившись помощника, терпели от этого большее падение?» Но что я говорю о непрочности и неисполнении обещаний, когда недолго остается и сам виновник их? И возвратится, — говорит пророк, — в землю свою. Если он погибает, то тем более — обещания его. Потому пророк и прибавляет: …в той день погибнут вся помышления его, выражая, что не только обещания его не достигнут исполнения, но погибнет и сам обещающий. Что же затем он делает? Отклонив надежды человеческие, он указывает безопасную пристань и несокрушимую крепость и предлагает совет. Это и есть превосходнейший способ увещания — отклонять от слабого и приводить к твердому, уничтожать ложное и представлять истинное, обличать вредное и показывать полезное. Блажен, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога Своего (ст. 5). Видишь ли важность совета и увещания? Под именем блаженства он разумеет все блага и показывает безопасность этой надежды. Назвав блаженным надеющегося на Бога, он говорит потом о силе Помощника, объясняя, каков человек и каков Бог, тот погибает, а Этот пребывает, и не только Сам пребывает, но и дела Его. Потому он и присовокупляет: Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них (ст. 6).
2. Если же дела Его постоянны, то тем более Сам Он неизменяем и всемогущ; самые дела Его доказывают Его силу и то, что Он таков. Но если Он при неизменяемости и всемогуществе не желает? Многие неразумные говорят это. Но смотри, как пророк уничтожает такое сомнение. Сказав: Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них, он присовокупляет: Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым (ст. 7). Смысл слов его следующий: в том и состоит дело Божие, обыкновенное и особенно Ему свойственное, чтобы не оставлять без внимания обижаемых, не проходить мимо притесняемых, подавать руку помощи тем, кому строятся козни, и это постоянно. Поэтому он говорит в век, указывая на это, и не только на это, но и на то, что следует далее. Дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы. Другой: ...просвещает (φωτιζει) (НП). Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришелцы; сира и вдову приемлет, и путь грешников погубит (ст. 8—9). Видишь ли, как он всяким образом доказывает, что промышление Божие простирается на все, что Его дело — избавлять от бедствий, утолять голод, освобождать от уз? Впрочем, это отчасти могут делать и люди, но следующее — нет. Он исцеляет, говорит, слепоту, восстановляет падших, прославляет сияющих добродетелью, спасает беззащитных, утешает и ободряет скорбящих и бедствующих от сиротства и вдовства. Потом, сказав любит праведники, показывает, что Бог многим помогает даже за одно только несчастье. Так, алчущих Он питает потому, что они алчут, хотя в этом нет добродетели; связанных разрешает потому, что они связаны, хотя и это не добродетель, а несчастье; слепым дает зрение по причине слепоты, хотя и это не заслуга, а несчастье, равно как и расслабление, и странничество, и сиротство, и вдовство. Если же Он помогает находящимся в несчастьях, то тем более — подвизающимся в добродетели. Итак, если Он и может и хочет и все дела Его постоянны, если Он и принимает добродетель, и милует за несчастья, то почему ты не оставляешь защитника ненадежного, слабого, тленного и не прибегаешь к сильному и непобедимому, Который не укоряет за несчастья, но избавляет от них и может сделать все, чего хочет? Посмотри, с какой точностью выразился пророк и в последних словах. Он не сказал грешников погубит, но путь их, т. е. дела их. Бог не отвращается от существа, но ненавидит пороки. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род (ст. 10). Если же Он царствует постоянно и пребывает вечно, то не должно сомневаться, но если Он не сделал воздаяния здесь, то отлагает его до большего воздаяния. Итак, не будем смущаться и беспокоиться в искушениях, если мы не тотчас получаем избавление от них, но предоставим время избавления Самому Господу и, когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас же требовать воздаяния, но также будем полагаться на Его волю, потому что если Он откладывает, то после делает большее воздаяние. Будем же благодарить Его за все и постоянно воссылать Ему хвалу. Таким образом, и настоящую жизнь мы проведем в великой безопасности, и достигнем неизреченных благ благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со безначальным Его Отцем и животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
*****
Примечания:
1. Здесь и далее переводчики Писания на греческий указываются в сокращении: НП – неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в “Экзаплах”; С – Симмах; А – Акила; Ф — Феодотион.
Текст приводится по изданию: Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 598-602.