Кувуклия — часовня в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Январь 25th 2010 -
Куву́клия (греч. Κουβούκλιον то есть «покой, царская опочивальня», лат. Cubiculum) — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню.
Существующая Кувуклия, сооружена в 1810 г.взамен прежней, которая погибла в опустошительном пожаре 1808 года. При восстановлении Кувуклии, были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). Впоследствии она пострадала в землетрясении 1927 года и в настоящий момент укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.
Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова и настолько мал что вмещает не более трех-четырех человек одновременно.
Придел Ангела— более обширное (3,4 х 3,9 м), восточное, почти прямоугольное помещение. Через него попадают в Гроб Господень. На этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший Женам-мироносицам о Воскресении Христа (Мф.28:2-6). В середине придела стоит мраморный постамент, в который вложена и закрыта стеклом часть того самого священного камня.[1] В приделе Ангела, в северной и южной стенах устроены два овальных отверстия величиною с большое столовое блюдо, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский священнослужитель армянам.
Гроб Господень соединяется с приделом Ангела низким арочным входом (всего 112 х 72 см). Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с Кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов
Немного юмора
«Кувуклии» для эволюционистов.
В некоторой несуществующей (Н) деревне жила была Прасковья Анисимовна, некая условная старушка, христианская душа, чей скептицизм оказался непробиваемым по отношению к атакам Вани Серёжина, молодого атеиста, односельчанина Прасковьи Анисимовны.
Ваня Серёжин, человек очарованный атеистической пропагандой, открывший для себя в «Настольной книге атеиста» реальный, по его мнению, источник рациональности, которой, как говорили в деревне, ему весьма недоставало. Ваня был больше уверен, чем знал наверняка, что та аргументация, которой он обладал, могла разрушить веру в Бога даже у Прасковьи Анисимовны. Но все же он думал, что знал. Конечно же Ваня, как всякий атеист, презирал веру, и считал атеизм плодом рационализма и чистой научной мысли, исходя из противопоставления атеизма религии. Ваня думал, как и многие другие атеисты, что если атеизм против веры, следовательно, он признает только то, что познается наукой. Другими словами, если учитель говорит «курить плохо!» это означает, что сам он не курит, даже втихаря.
Пришел как-то Ваня к Прасковье Анисимовне после того как натаскался на одном из атеистических форумов, и говорит:
— Здрасть, баб Прош!
— Здравствуй Ванечка! Что, опять спорить пришел со мной? – шутливо спросила Прасковья Анисимовна, посматривая на целлофановый пакет в руке Вани, в котором явно лежали книги.
— Да нет! Бабушка прислала вам какие-то семена. – Ваня достал из кармана кулек и протянул его Прасковье Анисимовне. — Да и чё тут спорить, баб Прош? Итак, понятно – то во что вы верите – антинаучный бред! Наука доказала, что нет ни Бога, ни души. Человек произошел от обезьянооборазного существа, затем оно развилось в гомосапиенса, который, когда еще был неандертальцем, придумал религию. Затем религия тоже меняла формы, и наконец, был придуман Бог. А вы живете в средневековом мраке, во тьме древности. Но наука прольет свет. Наука может все. Мы изобрели самолеты, компьютеры и космические корабли. Мы научились лечить почти все болезни. – говорил Ваня с таким вдохновением, как если бы он принимал участие во всех разработках, а не был простым пользователем. — Мы стоим на пути к высшему обществу, в котором древние предрассудки являются лишь тормозом нашей эволюции. Вот, что говорит наука, баба Проша!
— А что это, милок, за наука такая, которая может так далеко в прошлое проникать?
— Ну как же, баб Прош, эта наука называется история.
— А кто писал эту историю?
— Ща посмотрю – Ваня начал беспорядочно листать книжку, на зеленой обложке которой золотыми буквами было написано «настольная книга атеиста».
— Девятое издание? – спросила Прасковья Анисимовна.
— Угу! – угукнул Ваня, продолжая листать то взад, то вперед.
— Попробуй поискать на 41-ой странице. Идея о дорелигиозной эпохе принадлежит Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Но, Ванечка, они же вылупились только в 19-ом веке. Откуда им знать-то было, кто и чем до них занимался? Кроме того, они были атеистическими философами. Разве могли они придумать что-то другое?
Они вначале допускают, что был некогда дорелигиозный период, потом на определенном уровне развития сознания была придумана религия. Потом, как они пишут, религия тоже прошла через ряд исторических форм, и наконец, люди придумали Бога. А придумал Его, конечно же, эксплуататорский класс. И, следовательно, необходимо просто вырезать эксплуататорский класс, что бы победить религию, эту рабскую идеологию, поддерживающую руки эксплуататоров. Да при такой «исторической картине», Ванечка, религия в глазах обывателя оказывается просто адским инструментом антинародной элиты. Ваня, внучек ты мой дорогой, вникни во все это. Им изначально нужно было вырезать эксплуататорский класс, что бы самим стать эксплуататорами, но христианство стояло на пути, так как учит чтить царя, и многие были христианами. Им нужно было отвратить народ от Библии, что бы превратить его в орудие против монархов. Вот они и сочинили эту басню с эволюцией жизни, человека и его сознания, а также религии. Это не наука, это политика. Открой эту же книгу на 48 странице и почитай, как эти «ученые» в кавычках ломают голову, «почему же синантропы поедали своих мертвецов? Ну почему же синантропы поедали своих мертвецов? Из-за религии, или из-за голода? Из-за религии, или из-за голода?». Тьфу!!! Смех, да и только. До седых волос выросли, а ума не вынесли! Как можно узнать по кости, чем она питалась? Да и был ли этот синантроп вообще?
— Вообще-то об эволюции ученые говорили.
— Да мало ли кто чего говорит, Ваня. Вон, у нас бабки тоже языком метут так, что правду от кривды не отличишь. – Прасковья Анисимовна кивнула головой в сторону дома Клавдии Степановной, по прозвищу «Местное радио». Из всего, что вы скажете, сделаете, или, не дай Бог, помыслите, она немедленно сделает «соответствующие», а главное, аргументированные, выводы*. А вечером того же дня она опубликует их со скамейки, к которой стекались все престарелые любительницы послушать «шокирующее» о своих соседях. – Вон, — продолжала Прасковья Анисимовна, – попробуй доказать, что Светка Савычева не летала голой на метле. Особенно попробуй доказать это бабке Марфуше и бабке Зое, которые наградили Клавдию Степановну непомерным авторитетом, и готовы черпать от нее круглые сутки.
— Ученые – это не бабки на скамейке. – пробурчал Ваня, встряхнув головой, пытаясь выкинуть из неё сложившийся образ Ричарда Докинза. Ему казалось, Докинз в русском деревенском платке, сидит на скамейке и что-то чешет языком без умолку. А сам Ваня, тоже в платке, стоит, открыв рот, и кивает на каждое слово, восхищаясь логикой Ричарда Докинза.
— Дык, и мужики бывают хуже баб. – не сдавалась Прасковья Анисимовна, и, дабы не быть голословной, кивнула головой в сторону дома Аристарха Васильевича, автора самых скандальных на деревне слухов, раздутых ровным счетом из ничего. Заспорщик из заспорщиков, утративший навсегда доверие у большей части мужского населения деревни.– Разве, Ванечка, кто-то видел эту эволюцию?
— Ха-ха! – почти по-настоящему рассмеялся Ваня. — Вы все еще в плену клерикализма. Эволюция – научный факт. Знаете, как эта наука называется, которая доказала происхождение человека от обезьяны?
— Да уж откуда, Ваня? Я ж человек неученый.
— Палеоантропология.
— Ууууу! Я и не выговорю. – продолжала иронизировать старушка.
— Это раздел физической антропологии, изучающий эволюцию гоминид на основе ископаемых останков.
— Что значит «изучающий эволюцию гоминид»? – возмутилась Прасковья Анисимовна. — Звучит так, словно эти гипотетические гоминиды существовали и развивались, и вопрос, по сути, в последовательности их развития, а не в том, была ли эволюция вообще. Ванюша, как они могут изучать эволюцию на основе костей, тогда как они собирают эти кости, что бы доказать, что эволюция была вообще? Гипотетические гоминиды стоят на защите, возможно, самой дурацской теории в истории человечества.
— Вообще-то там ученые, а не попы, работают над этой проблемой.
— Ох, и жулики эти твои «ученые» в кавычках. Придумали слово «ГОМИНИДЫ» завели под него человека и обезьяну по кличке Австралопитек, и этим полощут мозги молодежи.
— Да-а-а-а! Ну и темнота вы, баб Проша… Есть куча костей переходных форм от обезьяны к человеку, вообще-то. Вот, посмотрите! – Ваня извлек из целлофанового пакета новейший справочник по биологии для школьников и абитуриентов, выпущенный под общей редакцией академика Н.В. Чебышева. Из учебника торчала закладка, ведущая прямо на 140-ую страницу, где находились иллюстрации эволюции человека.
— Да! Действительно похожи. Но только это все картинки.
— Что вы имеете в виду? – растерялся Ваня, и улыбка «победы» тихо сползла с его лица.
— Я имею в виду, что в любой иллюстрированной Библии гораздо больше типичных этому доказательств Бога. Ты говоришь об ископаемых останках, а показываешь мне рисованную картинку. Вот я и говорю, если тебя убеждают такие картинки, то возьми у моей внучки иллюстрированное евангелие, и поверь, что Бог действительно есть, был и грядет.
— Хорошо! В нашем классе есть черепа…
— Из пластика! – дополнила Прасковья Анисимовна.
— Эмм… В дарвинском музее…
— Из гипса! – в полном спокойствии продолжала отстреливаться бабушка Прасковья.
— Что вы хотите сказать? – Ваня нахмурил брови.
— Я хочу сказать, что ни ты, ни твой учитель биологии, ни тот мужик, что написал эту книжку, никогда не видели этих костей. Присядь-ка, я расскажу тебе, что такое кувуклия.
Ты, наверное, слышал о некоем «благодатном огне», который якобы сходит с небес на православную Пасху в Иерусалиме?
— Ну, слышал!
— Процессия этого явления такова: в кувуклию, это такая мраморная часовня в центре Храма Гроба Господня…
— Иисуса не было! Я об этом фильм смотрел.
— Да я уж поняла. Сейчас речь не об этом. Просто послушай! Так вот: в кувуклию заходит патриарх. Его, как говорят, обыскивают на наличие спичек, кремня и т.п. Дверь кувуклии закрывается, и никто не видит, что там происходит. Через некоторое время двери кувуклии открываются, оттуда выходит патриарх, держа в руке огонь, который считают сошедшим с Небес. Верующие, которые ждали вне кувуклии, принимают огонь на свечки и лампады, и развозят по церквам, передавая огонь от свечи к свече. Что скажешь?
— Ха-ха! Это же простые фокусы. У него в кувуклии спички лежат или свечка какая-нибудь горит.
— То есть ты им не веришь?
— Конечно, нет! Атеисты, как и ученые – скептики. Мы все подвергаем сомнению, и ничего не принимаем на веру, чего нельзя проверить.
— Ты уверен?
— Да! Я поверю, если только увижу своими глазами. И то, он может факир какой-то, а эти фокусники так все чётко делают, что комар носа не подточит. Вот когда бы этот огонь сошел с Небес ко мне, было бы другое дело. Как вы верите во все это, баба Проша?
— Ну, я не совсем в это верю. Точнее я НЕ ТАК не верю в это, как не верят в это атеисты, и в тоже время я верю в это НЕ ТАК, как в это верят православные. У меня на этот счет другой взгляд, но дело сейчас не в этом. Дело в том, что существуют еще «кувуклии» для эволюционистов. Ты можешь объездить все музеи мира, но не найдешь ископаемых останков переходных звеньев. Только, как их называют, «копии» из пластика и гипса. Оригиналы, как говорят, сокрыты в сейфах, подобных банковским, за железными дверями, за бетонными стенами. В этих сейфах, якобы лежат оригиналы ископаемых останков тех черепов, рисунки которых ты мне хотел всучить в качестве доказательства того, что я верю в «антинаучный бред». В эти «кувуклии» заходить все подряд не могут, только избранные. Говорят, что с этих «оригинальных черепов» делают копии, и эти копии расходятся по музеям мира, подобно тому, как расходится «благодатный огонь» по церквям. Только, если в случае с «благодатным огнем» в кувуклии мог быть заранее внесенный источник огня, то в «кувуклиях» эволюционизма, как я считаю, нет источника «благодатных костей», т.е. нет никаких оригинальных ископаемых останков переходных звеньев между человеком и обезьяной. Гипсовые поделки выходят прямо из головы эволюциониста. Попробуй доказать обратное!
— Но, баба Проша…
— Что Ванюша? Ты называешься скептиком. Будь скептиком! Не верь тому, чего не видели твои глаза, не слышали уши и не осязали руки! Найденные в Перу Чёрные камни Ика с изображением динозавров, работающих на людей, были объявлены подделками, хотя любой может поехать и посмотреть на них. Но все почему-то боятся хотя бы допустить, что гипсовые поделки эволюционистов могут быть фальсификацией, к тому же нам не показывают оригиналов. Все так уверены в их честности, так уверены в их объективности! Ну, прямо слов нет! Ты уверен, что составители библейских текстов обманщики, создававшие религию, которая помогала эксплуататорам порабощать рабочий класс. Но ты даже не допускаешь, что эти Марксы, всякие Фридрихи и Чарльзы, которые научили тебя так думать, и которых кто-то там называет учеными, тоже могут быть обманщиками, создающими новую религию, которая приведет народы под настоящее иго.
— Атеизм не может быть религией, потому что атеисты не верят в Бога. – процитировал Ваня чей-то комментарий с форума.
— За то вы верите картинкам и всяким поделкам. – стояла на своём бабушка Прасковья.
— В Библии написано, что бы чтили царя, так как всякая власть от Бога. Это доказывает, что цари и написали Библию, что бы создать идеологию для эксплуатируемого населения.
— Это тебе Карл Маркс сказал? – пошутила старушка. — Библия, Ванечка, — уже со всей серьезностью заговорила Прасковья Анисимовна. — учит так же ограничивать власть человека, даже если он царь, Властью Бога. И если Её составили для порабощения, как ты научен думать, то почему мы находим в Библии массу примеров неповиновения царю, и даже критики в его адрес? Не находишь ли ты это губительным для постройки чисто-рабской идеологии? Ведь это делают положительные герои. Их за это одобряют в той же Самой Библии…В общем, Ваня, ты меня опять не убедил. Все твои аргументы – слова и графика. У моей свекрови в «красном углу»** на твои аргументы в два раза больше контраргументов было. Ты веришь одной книжке, написанной одними людьми, а я верю другой книжке, написанной другими людьми. Ты веришь, что те люди были гипер-объективными, а я верю, что библейские люди были водимы Святым Божьим Духом. Это спор о том, чья вера лучше. Подумай об этом. Ступай с Богом! А мне надо огурцы поливать. Бабушке привет передавай! Ну и заходи, если что!
— Хорошо! Передам! – угрюмо сказал Ваня уже удаляющейся от него бабушке Прасковье. Но, напоследок, он вменил ей её уход как уклонение от дискуссии.
Склонив голову, Ваня шел неторопливо домой. Но он не размышлял над тем, что сказала ему Прасковья Анисимовна. Ваня думал, как бы ему доказать ей, что он прав, а она не права. «Как заставить эту старушку верить атеистам, и не верить Библии?» - вот, что составляло заботы Вани Серёжина. Ваня думал: «проблема бабки Прошки в том, что она не понимает методов науки. Надо будет ей это объяснить. В смысле, что она не понимает научных методов». Прасковья же Анисимовна помолилась тихонько Богу, возблагодарив Его за дарованные лета, что прожила она с Ним на Земле, и вопросила Господа о Ване. Время полива настало.
________________________________________________
*Клавдия Степановна, хотя и вымышленный персонаж, но существование подобных личностей является чистым фактом.
**Часть жилого помещения, где установлена икона, либо домашний иконостас.
__________________________
Тема о Храме Гроба Господня будет продолжена
Метки: храм
Елена сказал:
Апрель 19th, 2010 at 16:19
+++++ Спаси Господи!