Пощадите Церковь на земле Украины
Август 1st 2015 -
Ян Таксюр
За последние годы немало написано и сказано о той группе священнослужителей, которая активно выступает за отделение УПЦ от Московского патриархата. Люди эти многим известны. Их объединяют идеи украинской автокефалии, изменения богослужебного языка и тот общий антимосковский, антироссийский дух, который у нас иногда принимают за проукраинский. Не один год пребываю с отцами и владыками в горячей внутренней полемике. Однако сегодня решил обратиться к ним с письмом. Не как судья, но с позиции рядового чада Церкви, глубоко обеспокоенного судьбой народа Божьего и его пастырей.
Досточтимые отцы!
Прошу простить меня, если придется сказать вам нечто горькое. Среди вас есть те, кто учил меня, исповедовал, кого я по-человечески любил. О ком молюсь. Но когда я переступил порог церковной ограды, мне объяснили (в том числе и вы объясняли), что Церковь — это наша Мать. И я твердо в это поверил. И когда сегодня моей Матери угрожает опасность, когда нечто похожее на болезнь, на духовную порчу проникает в нее, захватывая тысячи душ моих братьев и сестер, молчать и смущенно прятать глаза более не могу. Прошу вас спокойно, как на исповеди, выслушать мои вопросы, тревоги, недоумения. Поверьте, наболело немало. Пришлось даже разбить наболевшее на разделы и пронумеровать. Ну, как уж получилось...
1. О вашей активности
В последние месяцы ваша активность усилилась. В мае на международном симпозиуме в Торонто, проходившем под покровительством Константинопольского патриарха, от имени УПЦ был сделан доклад «Украинская Православная Церковь в поисках украинской идентичности». В докладе, как и в недавних ваших заявлениях по поводу ситуации в стране, вновь затрагивается весь обычный набор тем, остро вас интересующих: необходимость скорейшего отрыва от Москвы и автокефалии, придание УПЦ национального облика, с тем чтобы украинцы чувствовали себя тут «своими». Как всегда, с разной степенью неудовольствия поминаются святейший патриарх Кирилл, русский мiр, так называемые «политические православные», «сподвижники Януковича в церкви» и выражается полная поддержка действиям нынешней власти.
Замечу, дорогие отцы и братия, по всем этим вопросам наши взгляды не совпадают. По всем имеются недоумения, о которых будет сказано. Но для начала хочу спросить.
Вам не кажется, что сегодня, когда на земле Украины, где вы призваны проповедовать Христа и служить в Его Церкви, люди убивают друг друга, такая «организационная активность» не совсем уместна?
Гораздо важнее сейчас услышать от священства призыв к взаимному пониманию и, главное, прекращению убийств. Стоит ли представителям Церкви именно теперь (вольно или невольно) способствовать каким-либо размежеваниям, делить крещеных православных сограждан на политически правильных и неправильных, поддерживать поиск «исторических и национальных обид»? Неужели не ясно, что сегодня за всем этим могут последовать новые жертвы? От вас логичнее было бы услышать призыв не разделяться, не разжигать ненависть, что бессовестно делает большинство СМИ, но исполнять закон Христов, закон любви. Однако складывается впечатление, что вы сознательно хотите использовать общественную нестабильность, диктат преступных группировок, принявших облик политических организаций, и поднятую волну «москвофобии и русофобии» для продвижения вашего главного проекта — «переформатирования» Церкви.
Но ведь Церковь есть Тело Христово. Так меня учили, и я понимаю это не «поэтически», а как величайшую духовную истину. Но тогда выходит, что для преобразования богочеловеческого организма вы используете мирские, суетные и крайне сомнительные средства. Оставляя при этом в стороне вещи гораздо более страшные, трагические. И такая ваша нечувствительность к подлинным бедам — кровь, взаимная ненависть, ведущая мирян в вечную погибель, — и слишком горячая привязанность к одним и тем же вашим целям, на мой взгляд, крайне тревожный знак. Здесь признак непорядка, опасной смены приоритетов и серьезного нездоровья в УПЦ. (Мысль о том, что вы преследуете интерес корыстный или выполняете чей-то заказ, гоню от себя и рассматривать отказываюсь.)
2. Одна неожиданная цитата
Митрополит Андрей Шептицкий, униат, человек, который вряд ли может для нас являться авторитетом в вопросах веры, однажды обратился к своей пастве со словами вполне справедливого упрека. В 1941 году, критикуя отказ от слов приветствия «Слава Іісусу Христу» в пользу «Слава Україні», он говорил следующее: «...тим словом заступити акт релігійного прославлення Христа є виразною тенденцією усунути Христа і поставити батьківщину на його місце, значить, є ознакою безбожницької тенденції...» И далее подчеркивалось особо: без Спасителя, без Предвечного Бога Иисуса Христа Украина как государство вообще невозможна. Даже враг православия — и, кстати, закоренелый враг России — точно заметил кощунственность подмены Бога государством. Запомним это.
3. Необходимое уточнение
Принадлежу к тем христианам, кто пришел к вере в Господа после долгих поисков смысла существования. И потому особенно дорожу приобретенным. Вместе с миллионами верующих Украины знаю: мы живем ради Неба, ради вечной жизни со Христом, Богородицей с ангелами и святыми. Вот наша цель и смысл. Но в земной жизни, полной обмана и зла, мы нуждаемся в спасении. Ради встречи с Богом, а не погибели с дьяволом. А спасительный корабль — Церковь. И вести на Небо, досточтимые отцы, — ваша задача. Вы удивлены, что дерзаю напоминать вам то, чему вы меня учили? Сейчас все объясню.
4. Сколько человек спасет автокефалия?
В который раз хочу спросить: каким образом отделение от Московского патриархата (автокефалия или переход, скажем, в патриархат Константинополя) приблизит нас, граждан Украины, к спасению во Христе? Что в автокефалии как явлении спасающего? Разумеется, ничего. Это явление иного порядка. Тогда непонятно и странно — почему именно на эту цель направляется столько усилий. Согласитесь, на какой близкий вам ресурс ни загляни, в центре внимания — если не прямо, то косвенно — один и тот же круг сердечно волнующих вас тем: поддержка антимосковского поведения украинской Церкви и скрытая или явная критика всего русского — мира, культуры, патриарха. Хотя напомню никем канонически не отмененное: УПЦ по-прежнему часть Русской Церкви, а святейшего Кирилла мы с вами называем господином и отцом. Простите, но бывает такое впечатление, что читаешь не церковное издание, а включил какой-нибудь верноподданный (подданный олигарха) телеканал. Та же болезненная неприязнь к «московско-кремлевскому», то же благоговение перед «европейским». А как же насчет главной цели — Неба? Она ведь не отменяется? То есть вести паству к Небесному Царству все еще главная ваша пастырская задача? Но тогда позвольте сказать вам. Если бы малую долю тех усилий, которые вы употребляете на отрыв УПЦ от Церкви-Матери, вы употребляли на катехизацию нас, непросвещенных, на исправление нравов, на призывы к столь необходимой сегодня молитве и покаянию, на ограждение паствы от губительных соблазнов мiра, на поиски примирения людей, впавших в ненависть и убийства (а это грехи к смерти, к вечной погибели), — если бы это вас так же заботило, наша Церковь была бы совсем иной. Спасенных было бы больше, а Бог, возможно, ради такого вашего усилия не допустил бы нынешнего противостояния и нравственного помрачения. И вот эта «смена приоритетов» представляется весьма опасной и для верных, и для вас, пастырей, и для Церкви. А ваша активность лишь на «одном направлении» будоражит Церковь, разделяет верующих, обращает их интерес к вещам второстепенным и, быть может, вообще губительным.
5. Церковь или клуб?
В докладе, сделанном в Торонто от имени Церкви Украины, кроме срочно необходимой автокефалии, заявлена и вторая «насущнейшая» задача. Сказано, что для верующих Украины наша УПЦ недостаточно «своя», что Церковь следует приблизить к национальной идентичности. Признаюсь, подобный тезис также вызывает недоумение. Простите, но при чем национальная идентичность к Церкви как собранию спасающихся для вечной жизни? Вы снова беспокоитесь о чем-то внешнем, организационном, политическом, если хотите. Да и никогда мы не чувствовали дискомфорта (и, кстати, не комфорта нужно искать в церкви и в жизни). Никогда мы не ощущали себя в УПЦ чужими. Конечно, если приходили за главным — к спасительной Чаше Христовой, соединяться с Богом. Если же мы приходили общаться в милой нам фольклорной среде, в обществе политических единомышленников, то нам не Бог нужен и мы, собравшись, образовывали не Церковь, но общественно-политическую организацию или клуб. Но это — подмена, отказ от Бога ради мирского и рядом с Ним ничтожного.
Ответьте мне, пожалуйста, в какие именно моменты божественной службы у нас не хватает национальной идентичности? В момент принесения жертвы? В момент призывания Святого Духа? В таинстве исповеди? Мысленно вспоминаю нашу литургию. Где, в чем здесь мне неудобно? Здесь Небо на земле, и мне на небе ничего не может «мешать», здесь полнота, здесь Христос. И как можно это изменить, как можно даже сметь помышлять об этом? А если вы в ваших горячих стараниях помышляете о чем-то ином, спасительном не в первую очередь, то вносите в Церковь несущественное, мирское и придаете ему незаслуженно важное место. И поскольку сегодня именно через спекуляцию на теме национальной враг рода человеческого искушает, разделяет и подчиняет себе людей, вы в конце концов служите разделению.
6. Быть патриотом Украины
Поскольку люди, далекие от веры, но имеющие политическую и медийную власть, часто провокационно упрекают нашу Церковь в недостаточной патриотичности и тем искушают неокрепшие умы и души, сделаем одно принципиальное уточнение.
Быть подлинным патриотом и сознательным гражданином Украины означает жить по Евангелию на земле Украины. Исповедовать Христа на земле Украины. И творить добро на земле Украины, исполняя Его заповеди. Патриот — это тот, кто желает своей родине и живущим на ней высшего блага — спасения во Христе. И прежде всего в этом (а не в языке проповеди, поминании или непоминании патриарха или идеологических предпочтениях) состоит помянутое в канадском докладе наше «національне забарвлення».
А если православный Украины может чувствовать себя вполне христианином, только если он обязательно следует идеологемам государства, почитает высказывания лишь определенных деятелей (часто явных безбожников), смотрит только в предписанном ракурсе на историю и впадает в нервную дрожь от упоминания тех или иных географических названий, то его позвали не в Церковь, не в Царство Небесное, а в некое сообщество партий и культур.
Если я действительно погибаю и нуждаюсь в спасении, то мне нужен корабль для спасения. А если меня в первую очередь интересует не то, чтобы меня, утопающего, подобрали, а какие гирлянды висят на мачте корабля либо личное дело капитана, то моя цель иная. И я не вижу себя погибающим. И корабль мне нужен особенный. Может, для европейского круиза, а может, для того, чтобы меня похвалило начальство, сильные мiра сего, но не Бог. Однако с такими интересами я рискую попасть не на корабль спасения, но оказаться среди разбойников.
Итак, что же мне сегодня мешает спасаться в УПЦ (МП)? Ничего. Здесь все есть.
Ближе ли мы, молящиеся Украины, становимся к Богу, если вместе любим или не любим одну и ту же партию? Нет. Не партийного единения ищут в Церкви, а единства в Боге. И вы, уважаемые отцы, это знаете лучше меня, так сказать, по долгу службы. Надеюсь, в этом вопросе изменений пока не произошло.
Pages: 1 2