Порошенко призвал Константинополь к молитве за Россию
Август 9th 2016 -
Не далее как в январе, в ожидании подписания Московским патриархатом согласованных проектов документов «Всеправославного собора» Константинопольский патриарх заявлял, что признаёт главой канонической Церкви в Украине предстоятеля УПЦ (МП) митр. Онуфрия, и заверял Патриарха Московского «в отсутствии планов какого-либо вмешательства Константинопольской церкви в церковные дела на Украине».
Документы подписали, и вот на Украину приехал полномочный представитель патриарха Варфоломея архиепископ Иов (Геча). Здесь, в интервью униатской информационной службе, он заявил, что «территория Украины является канонической территорией Константинопольской Церкви».
Архиепископ Иов (Геча)– уроженец украинской диаспоры в Канаде – был «крещён» в одной из самосвятских «украинских автокефальных церквей», а потому вряд ли имеет право носить монашеское имя Иов. В конце прошлого века несколько деноминаций «украинских церквей» в Северной Америке поглотил Константинопольский патриархат (чем, строго говоря, поставил и собственную каноничность под сомнение). Тогда уже прихожанин Константинопольского патриархата Геча защитил диссертацию в Парижском католическом институте (где ныне имеет должность профессора). Позже, будучи членом «Группы свт. Иринея по международному диалогу Православной и Католической церквей», публично выступил против тезиса о едином духовном пространстве Великой, Малой и Белой Руси, а также одобрил обращение «Архиерейского собора УАПЦ» к патриарху Варфоломею с просьбой принять её в состав Константинопольского Патриархата на правах автономии. А сразу же после «Всеправославного собора» его полномочный спикер и представитель Фанара во Всемирном совете церквей архиепископ Иов (Геча) занял пост сопредседателя Объединенной международной православно-католической комиссии по богословскому диалогу. С чем его уже поздравил понтифик. Так что благосклонность архиепископа Иова к униатским ресурсам неслучайна. Как вполне закономерно и то, что патр. Вартоломий (так правильно по-униатски) именно в дни пребывания архиепископа Иова на Украине прислал лидеру украинских униатов Шевчуку благодарственное письмо за поддержку оным «Всеправославного собора», в котором заверил «Его Блаженство» в своей «приверженности к диалогу с нашими родственными Церквями» (выделено здесь и далее мной, – Д.С.).
Собственно, интервью архиепископа Иова (Геча) (которому мы посвятим отдельную публикацию) стало своеобразным ответом на несколько непосредственных обращений к нему президента Порошенко.
Речь последнего на торжествах у памятника Владимиру, на которые архиепископ Иов был приглашён вместе с представителями иудаизма, ислама и католичества (вообще-то, отвергнутыми равноапостольным князем), была более посвящена деяниям не имеющего никакого отношения к Крещению Руси Варфоломея, нежели свершениям Равноапостольного Владимира.
«Президент подчеркнул, что Его Святейшество Варфоломей приложил много усилий для организации исторического Святого и Великого Собора Православной Церкви, хотя его пытались сорвать, – сообщает президентский сайт. – Глава государства приветствовал успешное проведение Собора и принятия важных документов на нем». В чём, спросите, «историчность Собора», который презрели четыре поместные Церкви (в т.ч. самая многочисленная)? А в том, что «успешное проведение Вселенского Православного Собора… утвердило и укрепило авторитет Его Святейшества в православном мире». Это было уже сказано на приёме архиепископа Иова в президентском кабинете. Но, судя по всему, президент так и не открыл несчастному, что созванный Варфоломеем собор «Вселенским» никак не был, и что отсутствие на нём половины епископов мира, представляющих абсолютное большинство православных христиан – сомнительное «утверждение и укрепление авторитета» его инициатора. Посему впавший в украинское богословие лидер нации всё же определил собор как «абсолютно новое явление, которое представляет в правильном измерении ситуацию во Вселенском Православии». Что это за «правильное измерение» такое, обитатели которого прежде имели слабое представление о мире, в котором существует Православие, оставалось лишь гадать. Недолго, впрочем. Но не будем забегать вперёд, и вернёмся ко вселенским прогибам Порошенко на Владимирской, заметьте – не Варфоломеевской – горке.
Здесь «гарант» доложил, что «за последний год имел возможность встретиться с Вселенским Патриархом и убедился, что Его Всесвятость молится за Украину и думает над тем, как помочь решить украинские проблемы». А архиепископа Иова публично попросил передать его руководству, что «Православная Церковь на Украине нуждается в неотложном внимании со стороны Вселенского Константинопольского Престола». Ну вот как, скажите, можно одновременно быть убежденным, что «Его Всесвятость», дескать, молится и думает об Украине, и при этом просить его же уделить внимание Украине? Или в «правильном измерении» и логика соответствующая?
«Он (эта самая «Всесвятость», – Д.С.) – единственный, кто способен помочь православным Украины объединиться и урегулировать канонический статус Украинской Церкви в структуре мирового Православия», – заявил Порошенко. И здесь – по законам «правильной логики» с ним можно согласиться – отчасти. Ибо патриарх «Варфоломей, действительно, единственный в мировом Православии, кто так озабочен политическими интересами своих общих с Порошенко патронов, только вот причем здесь объединение православных?
Последний, правда, поспешил заверить, что «Украина не будет безучастно наблюдать за вмешательством другого государства в свои церковные дела», но всё это прозвучало как-то неубедительно после заседаний в Раде под председательством Байдена, разносов с трибуны той же Рады от Нуланд, прямых репортажей с придыханием о приземлении самолёта Кэрри, и «разруливанием» «президентско-губернаторских» конфликтов по звонку от Пайетта.
Упомянув для неприличия, что князь Владимир «заложил нерушимый фундамент под украинское государство», наш президенгт подвёл к тому, что «первые епископы и священники Руси (почему тогда уж не Украины?!! – Д.С.) прибыли именно из Константинополя». На основании чего совершил «открытие» «богословское»: «Константинопольская Церковь для нас была, есть и будет Церковью-матерью». Изобретение было тут же удостоверено «Вселенской» инстанцией. В ответной речи «достопочтенный представитель Вселенского Патриархата», заверил присутствующих, что «подобно матери, которая всегда заботится о своих детях..., Вселенский Патриархат, не перестает интересоваться судьбой Украины и ее народа..., не перестает работать для возрождения единства церковного тела».
Увы, присутствующему, к сожалению, предстоятелю УПЦ (МП) слово предоставлено не было. Иначе, мог бы он рассказать докладчикам, что есть такой Символ веры, и в нём утверждается, что тело Христово не нуждается в «возрождении единства», ибо было, есть, и вовеки веков будет едино. И не одолели его врата адовы, несмотря ни на унии, которые проворачивал Фанар с еретиками, ни на окормляемые им расколы по всему миру, ни на экуменические «великие и святые соборы». Как и том уведомил бы представитель единственной на Украине канонической церкви, что понятия «Церковь-Мать» в каноническом праве нет. А если уж что и называть Материнским Лоном в переносном смысле, то для всех христиан таковой Горница Иерусалимская. Константинопольская же кафедра, вела себя по отношению к малороссам скорее, как равнодушная мачеха – когда пустилась в Флорентийский загул с богатым развратником Ватиканом (не отсюда ли Варфоломеевы эпитеты униатам как «родственной Церкви»?). В итоге к началу XVII в. на территории Речи Посполитой не осталось ни одного православного епископа (а где нет епископа, там нет и Церкви). Восстанавливать епископат Юго-Западной Руси пришлось всё тому же Иерусалимскому патриархату. Так что пусть Константинополь бамбук покурит со своим «заботливым материнством».
Порошенковы речеписцы о канонах, думается что-то, слышали. Но поняли ли, что слышали? Вот, к примеру, продукт осмысления ими условий предоставления автокефалии, озвученный работодателем: «Следует исходить из древнего канонического принципа: гражданским и земельным распределениям пусть следует и распределение церковных дел». Слушавшие сие с почтенным видом иерархи, конечно, знали, что указанный «принцип» – далеко не единственный и не главнейший при решении вопроса об автокефалии. Вопроса, который будучи «благодаря участию Его Всесвятости» решён для Украины, «заложит между Украинской Церковью и Константинополем уникальные отношения, которые позволят преодолеть немало негативных тенденций в жизни современного Православия». Читай: крошечный т.н. Вселенский патриархат получит многомиллионного союзника в борьбе с традиционалистами из самой крупной в мире Церкви. К которой ещё три года назад принадлежал челобитчик, т.е президент Порошенко, и в которой был крещён.
Сегодня он соизволяет эту Церковь прилюдно отчитывать за её «неправильные» молитвы о прекращении междоусобной брани: «Паллиативные формы как-то абстрактный «вооруженный конфликт» или «вооруженное противостояние» – это оценки с чужого, неукраинского голоса. То, что происходит на Востоке, называется «нашествием чужаков… Этому украинскому словосочетанию не сложно найти аналог и в церковнославянском языке». Не в пример нерадивой Церкви, сей истинно украинский защитник отечества (просто «забывший» закрыть в «стране-агрессоре» свои производства, наполняющие её военный бюджет, отозвать подпись под Договором о дружбе с РФ, ввести военное положение, в конце концов) призвал к общей молитве за избавление от «российской агрессии» и «промосковских банд». Причем, не только священнослужителей, но и святых – в первую очередь «небесного покровителя Руси-Украины» князя Владимира. Только вряд ли родившийся под Псковом князь понял бы в своё время, против каких «чужаков» его призывают сражаться. И за какую Украину (если учесть, что Украиной Залеской именовалась в средние века клятая Московщина). Получается, главком ВСУ молился за «агрессора»?
Дмитрий Скворцов
© «Радонеж.ру»
Метки: автокефалия, Всеправославный Собор, Патриарх Варфоломей, РПЦ, Украина, УПЦ