Священномученик Алексий Введенский, иерей
Июль 5th 2012 -
Память 23 июня/ 6 июля
Священномученик Алексий Введенский родился в 1872 году в Карасе-Истокском селе Екатеринбургского уезда в семье священника.
В 1893 году Алексей Константинович окончил Пермскую духовную семинарию по второму разряду, был рукоположен в сан священника и определен для служения в Вознесенскую церковь села Багарякского Екатеринбургского уезда. К этому времени он уже был женат на Лидии Евгеньевне Юшковой, у них родилось четверо детей: дочери Юлия и Елизавета, и сыновья Григорий и Петр.
Через год после рукоположения батюшка был назначен наблюдателем церковно-приходских школ. Труды его в этой должности были столь успешны, что уже в августе 1895 года он удостоился за это архипастырского благословения. К сожалению, вскоре он должен был оставить исполнение этих обязанностей из-за болезни глаз, но уже в декабре 1896 года был назначен членом благочиннического совета. В июне следующего года священника перевели к Свято-Троицкой церкви села Катайского Камышловского уезда.
Катайское — старинное уральское поселение, возникшее как сторожевой пост и застава на Сибирском тракте в середине ХVII века. В ХIХ веке Катайский острог после освящения в нем церкви получил статус села. Население его в основном занималось хлебопашеством и извозом. В 1911 году рядом с селом была проведена железная дорога и построена станция Катайск. Село считалось крупным и богатым; причт церкви состоял из трех человек: священника, диакона и псаломщика. Отец Алексий с усердием исполнял свои пастырские обязанности, преподавая также Закон Божий в Катайском земском училище. Помимо этого, он состоял членом благочиннического совета по 5-му округу Камышловского уезда и был духовным следователем по тому же округу. За ревностное служение Церкви его наградили в 1902 году скуфьей, к 1904-му – набедренником, а в 1913-м – камилавкой.
В 1909 году по прошению отца Алексия ему предоставили отпуск с 1 июля по 1 августа. Священник отправился в Саров, чтобы поклониться мощам преподобного Серафима Саровского и принять участие в богослужениях в день памяти святого старца, которого отец Алексий особенно почитал. В то время путь в Саров был нелегким и занимал несколько дней. По воспоминаниям многочисленных паломников, бывавших в Саровском монастыре, уже на последней железнодорожной станции перед Саровом человек словно погружался в новый, незнакомый мир. «…Там какая-то особая атмосфера… – писал митрополит Вениамин (Федченков). – Все села вокруг Сарова точно напитаны были отцом Серафимом. Все крестьяне как-то особенно тепло и живо относились к отцу Серафиму, считая его своим, близким, и величайшим угодником. ...Все жило отцом Серафимом… Он всех привлекал к себе…».
Паломничество к преподобному Серафиму, безусловно, оставило глубокое благодатное чувство в душе отца Алексия. Испросив помощи у небесного заступника Русской земли, он вернулся к своему служению – в Катайское.
В июне 1910 года в Екатеринбургской Духовной консистории было решено назначить священника села Катайского Алексия Введенского катехизатором по 5-му благочинническому округу до конца этого года. В обязанности катехизатора входила подготовка катехизических бесед и проведение их в различных храмах благочиния. Конечно, на эту ответственную должность назначались священнослужители, пользовавшиеся доверием со стороны священноначалия.
В октябре 1910 года отец Алексий стал благочинным 5-го округа Камышловского уезда. В благочиние входило обычно от десяти до тридцати окрестных церквей с причтами, и благочинный обязан был наблюдать за церковной жизнью приходов и заботиться о том, чтобы основой ее были христианское благочестие и высокая нравственность. Исполнять подобные обязанности мог только опытный, усердный и деятельный священник, который, кроме того, отличался особой рассудительностью и безупречным поведением. Должность благочинного отец Алексий занимал до 2 августа 1911 года.
Во время революции и гражданской войны батюшка остался служить в селе Катайском, несмотря на то, что обстановка в этом районе была очень опасной для духовенства. В начале июня в Катайское прибыл отряд красногвардейцев из Камышлова, начальником которого был П.Н.Подпорин. Была объявлена мобилизация всех мужчин 1893–1897 годов рождения, началось формирование 1-го Крестьянского коммунистического полка. Впоследствии этот полк прославился своей жестокостью. В тех районах, где он воевал, насчитывалось больше всего зверских расправ над верующими. И это не удивительно: для формирования полка использовался особый контингент. Например, в Шадринске для организации красного отряда были освобождены из тюрьмы преступники; этот отряд, во главе которого встал матрос Петров, также влился в 1-й Крестьянский коммунистический полк. «…Это была лишь горсточка безумных храбрецов, но мы заранее знали ее силу и мощь», – писал в своих боевых заметках из жизни полка один из его бойцов А.Н.Грязных.
В это же время в уезде началось наступление белогвардейских частей, Катайский район был объявлен на военном положении. Однажды ночью, когда красноармейцы рыли окопы у Троицкой церкви, с колокольни раздался набат. Красноармейцы решили, что это сигнал «к выступлению контрреволюции против соввласти», и арестовали тех, кого сочли причастными к нему. В Совет были доставлены отец Алексий и сторож храма. Последний признался, что это он приказал звонить в колокол, чтобы собрался народ «побить этих злосчастных большевиков». Тем не менее, в организации набатного звона обвинили священника. По приговору тройки, в которую входили командир полка П. Н. Подпорин, председатель совдепа А. М. Пниженин и военный комиссар К. С. Истомин, он был «именем республики» приговорен к расстрелу. Произошло убийство около села Катайского, за полотном железной дороги, 23 июня/6 июля 1918 года. Красноармейцы заставили отца Алексия самого выкопать себе могилу, а затем зарубили его шашками. Впоследствии один из участников событий так объяснял причины подобных преступлений: «В то время без крепкого тыла бороться с контрреволюцией армия не могла. Тыл должен был быть крепким, и он был крепким, это была задача, поставленная перед армией».
Среди родственников отца Алексия сохраняется и другое предание о его мученической кончине. По их рассказам, в июне 1918 года в село Катайское прибыл из центральной России спецотряд красногвардейцев во главе с комиссаром Рязановым. Этот отряд громил православные церкви и монастыри; красногвардейцы похищали церковные ценности, оскверняли мощи. Именно отряд Рязанова 18 февраля 1918 года участвовал во вскрытии мощей Феодосия Черниговского. Во время вскрытия комиссар отрубил от десницы святого мизинец и с тех пор носил его с собой. В Катайском красногвардейцы из отряда Рязанова остановились в доме священника, так как это был самый большой дом в селе. Внезапно комиссар отряда тяжело заболел, у него началась лихорадка и бред. Чувствуя приближающуюся смерть, Рязанов понял, что болезнь постигла его в наказание за святотатство, и приказал привести священника. Отца Алексия позвали, он поспешил к умиравшему, который исповедал ему свои грехи и передал частицу мощей. Затем больной причастился Святых Христовых Таин. После Причастия жар у Рязанова спал, и к утру он спокойно скончался. Бойцы отряда, недовольные тем, что священник исповедовал комиссара, заставили отца Алексея вырыть могилу для умершего, а потом для самого себя. Могилы были вырыты перед окнами дома. Батюшку столкнули в могилу и живого засыпали землей. Потом красноармейцы плясали на могиле, приговаривая: «А ну-ка, воскресни!» Несколько дней они пировали в доме убитого, называя это «поминками». Жена и дети священномученика Алексия Введенского видели расправу над ним. По свидетельству родственников, тело отца Алексия не перезахоронили, его останки должны находиться рядом с его домом.
Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Алексий Введенский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Источник: «Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»