О силѣ вѣры, упованія и терпѣнія въ молитвѣ. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій
Октябрь 8th 2011 -
О силѣ вѣры, упованія и терпѣнія въ молитвѣ.
Нынѣ читано было, братія мои, изъ евангелія отъ Матѳея повѣствованіе о неотступномъ прошеніи ханаанскою женщиною Іисуса Христа за бѣсноватую дочь свою (Матѳ. 15, 21-28).
Читать по теме: Бесѣда въ недѣлю 17-ю по Пятдесятницѣ
В Неделю семнадцатую по Пятидесятнице. Протоиерей Родион Путятин
Поучительна для насъ, братія и сестры, эта хананеянка — мать! Любовь къ дочери, жестоко страдавшей отъ бѣсовской мучительской силы, побудила ее искать спасенія несчастной у божественнаго, всемогущаго Чудотворца, — и она не отстала отъ Благодѣтеля и Спасителя, доколѣ не получила просимаго, хотя и были не легкія искушенія ея вѣрѣ и дерзновенію! Ей былъ, по видимому, отказъ и разъ и два и три, но она не смутилась; не отчаялась, не сказала: нѣтъ, не стану болѣе просить и безпокоить, видно я — недостойна; но все питала твердую надежду на Чудотворца.
Сначала Сердцевѣдецъ не отвѣчалъ ей ни слова на ея просьбу — для того, чтобы возбудить въ ней сильнѣйшую вѣру и надежду и пламеннѣйшую молитву, ибо отъ препятствій вѣра и надежда съ молитвою болѣе и болѣе получаютъ въ иныхъ силы и крѣпости, болѣе возгараются, тогда какъ въ маловѣрныхъ и слабодушныхъ — ослабѣваютъ или и совсѣмъ погасаютъ. Дѣйствительно, хананеянка не ослабѣла въ вѣрѣ, упованіи и молитвѣ, но еще сильнѣе стала просить и кричать, идя вслѣдъ за Господомъ и учениками, такъ что за нее стали они ходатайствовать, чтобы отпустилъ ее. Господь, какъ бы не желая слушать ни ее, ни учениковъ, говоритъ, что Онъ посланъ только къ погибшимъ овцамъ дома Израилева, т. е. къ евреямъ, коимъ даны были обѣтованія, откровенія, пророчества о пришествіи Его въ міръ и спасеніи чрезъ Него людей. Не смотря на вторичный отказъ, она подходитъ къ Самому Господу, кланяется и говоритъ: Господи! помоги мнѣ. Примѣтьте, сколь велика ея вѣра, упованіе, дерзновеніе! Будучи язычницей, она исповѣдуетъ Его Господомъ, Сыномъ Давидовымъ, всемогущимъ Царемъ духовъ, уповаетъ на Его безконечную благость, объемлющую не только евреевъ, но и язычниковъ, и какъ раба Господу, или лучше, — какъ дщерь Отцу, смѣло говоритъ: Господи! помоги мнѣ. Когда же Господь сказалъ: не хорошо взять хлѣбъ у дѣтей, и бросить псамъ, разумѣя подъ псами язычниковъ, не вѣдавшихъ истиннаго Бога, къ числу коихъ принадлежала и эта женщина; — она ни мало не оскорбилась такимъ названіемъ, сознавая, что она достойна такого поноснаго имени, и сказала: такъ, Господи! но и псы ѣдятъ крохи, которыя падаютъ со стола господъ ихъ.
Такая вѣра, такое упованіе, смиреніе, терпѣніе были пріятны Спасителю, — Онъ похвалилъ ее за великую вѣру и сказалъ: о, женщина! велика вѣра твоя, да будетъ тебѣ по желанію твоему. И исцѣлилась дочь ея въ тотъ часъ.
Да, такой матери стоитъ рукоплескать! Такую же вѣру Господь нашелъ въ одномъ сотникѣ римскомъ, тоже бывшемъ идолопоклонникѣ, у коего былъ при смерти любимый слуга, исцѣленный Господомъ по просьбѣ и великои вѣрѣ сотника, — и въ похвалу его Господь сказалъ: Я и въ Израилѣ такой вѣры не нашелъ (Матѳ. 8, 10).
Послѣ этого я скажу всѣмъ вамъ, братія и сестры: научитесь такъ вѣровать, такъ надѣяться и такъ просить Господа или Божію Матерь, съ такою смѣлостію и неотступностію, какъ просила хананеянка за дочь свою, какъ просилъ сотникъ за слугу своего: и получите по желанію, если оно угодно Богу и вамъ на пользу. Просите, говоритъ Господь, и дастся вамъ; ищите, и найдете; стучите и отворятъ вамъ (Матѳ. 7, 7). Хананеянка изображаетъ душу нашу; бѣсноватая дочь ея — многострастную плоть нашу, на всякій день бѣснующуюся разными страстями. Въ какой бѣдѣ была хананеянка и дочь ея, — въ такой бѣдѣ находимся и мы съ вами. Отъ юности моея мнози борютъ мя страсти, но Самъ мя заступи и спаси, Спасе мой! (Антиф. 4-го гл.)
Отчего страсти, эти бѣсы, дѣйствующіе въ сердцахъ, такъ нагло господствуютъ нерѣдко надъ людьми, мучатъ, терзаютъ, срамятъ одержимыхъ ими людей? Оттого, что эти люди не имѣютъ крѣпкой вѣры, не молятся горячо и неотступно, не имѣютъ твердаго желанія избавиться отъ нихъ. О, кто бы намъ послалъ такую мать, какъ хананеянка, которая бы помолилась о насъ ко Господу съ такою же вѣрою, надеждою и любовію, какъ та о своей дочери, чтобы ради ея молитвы Господь помиловалъ насъ и изгналъ изъ насъ страсти наши, исцѣливъ насъ отъ бѣшенствъ нашихъ? Ибо плоть наша злѣ бѣснуется. Но братія, не хананеянкѣ чета есть у насъ Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать предъ Сыномъ Своимъ и Богомъ о избавленіи насъ отъ бѣшенства и неистовства страстей, только бы мы къ Ней всегда съ вѣрою и упованіемъ, въ покаяніи, отъ искренняго сердца прибѣгали съ молитвою о помощи. Ея ходатайство всесильно, вѣрно, благонадежно, ибо Она — Мать Самого Господа и Творца твари, и Сынъ Ея и Богъ, какъ должникъ Матери, — исполнитъ всякое Ея прошеніе за насъ. Къ Ней, въ Ея державный покровъ, будемъ всегда прибѣгать. Но и сами будемъ изощрять и умножать свою вѣру въ Господа, свое упованіе и свою любовь къ Богу и ближнимъ и непрестанно прибѣгать въ покаяніи къ Самому Господу, какъ та хананеянка; ибо Господь всѣмъ намъ далъ право обращаться смѣло и къ Нему Самому: просите, и дастся вамъ; и еще: все, о чемъ попросите въ молитвѣ съ вѣрою, получите (Матѳ. 21, 22).
Такъ, братія и сестры, велика сила вѣры! Чѣмъ сильнѣе вѣра наша, тѣмъ большую силу Божію спасительную привлекаетъ она къ человѣку, и нѣтъ грѣха, нѣтъ столь великой скорби, бѣды, отъ коихъ не могла бы спасти вѣра. Она грѣхи очищаетъ, отъ страстей избавляетъ, демоновъ прогоняетъ; скорби врачуетъ, болѣзни исцѣляетъ, отъ смерти избавляетъ; мертвыхъ воскрешаетъ; — враговъ претворяетъ въ друзей, грѣшниковъ — въ праведниковъ; она горы преставляетъ; она всякія чудеса содѣваетъ. Одинъ гражданинъ въ нѣкоторомъ городѣ, живущій вѣрою и ведущій упорную брань со страстями, какъ воинъ Христовъ, говорилъ мнѣ въ бесѣдѣ со мною, что онъ ежедневною и ежечасною молитвою покаянія и вѣры почти непрестанно восхищаетъ у Бога спасающую его отъ всѣхъ грѣховъ и страстей силу, что при безчисленныхъ искушеніяхъ и внутреннихъ грѣхопаденіяхъ, онъ въ концѣ концовъ всегда является побѣдителемъ страстей и прогонителемъ бѣсовскихъ мечтаній и наважденій, разрушителемъ козней демонскихъ, — словомъ, что онъ по милости Божіей и по вѣрѣ Божіей, данной ему, есть постоянное чудо самъ для себя. Вотъ что значитъ молитва вѣры, молитва покаянія! Такъ будемъ вѣровать, такъ будемъ молиться и такъ будемъ побѣждать свои страсти! Аминь.
Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева
Томъ 2-й. Изданіе второе, исправленное авторомъ.
СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894.