Православный календарь. Сегодня 17 Сентября (4 Сентября по ст. ст.)

Сентябрь 16th 2010 -

Сегодня 17 Сентября (4 Сентября по ст. ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Страдание  священномученика Вавилы, еп. Великой Антиохии,  и с ним трех отроков (251).

Житие  пророка Моисея Боговидца (1531 до Р.Х.).

Память святых мучеников Феодора, Мианы, Иулиана, и Киона-311).

Память святого Вавилы Никомидийского и с ним 84 детей (IV).

Память святой мученицы Ермионии (ок. 117).

Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский (1867)

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (1680)

Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911).

Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1989).

Собор Воронежских святых.

Священномучеников Григория, еп. Шлиссельбургского. Павла, Иоанна, Николая, Николая, Иоанна, Николая, Александра, Петра, Илии, Михаила пресвитеров, прмч. Стефана, мучеников Василия, Петра, Стефана и Александра (1937).

Мученицы Елены (1943).

Священномученика Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941).

Моисей пророк

Неопалимая купина. Икона БМ

Икона Божией Матери «Неопалимая купина»

Святой Митрофан Воронежский

Икона Св. Иоасаф Белгородский

События Русской истории:

1530— крещение в Троицкой обители княжича Иоанна Васильевича – будущего первовенчанного Русского Царя и Великого Князя Иоанна IV Грозного. Младенца крестил управлявший в то время Троицкой обителью игумен Иоасаф (Скрипицын) — впоследствии митрополит Московский. Восприемники от купели: Кассиан Босой (старец Иосифова монастыря), преподобный Даниил игумен Переяславский и Иов Курцев (старец Троицкого монастыря)

1832 — Николай Александрович Мотовилов (1809—1879) получил от преп. Серафима заповедь служить Божией Матери и Ее Дивеевской обители, назначен питателем обители в присутствии двух сестер Мельничной общины

1920 — При вузах России созданы рабочие факультеты (рабфаки).

1922 — В Москве состоялся первый в России радиоконцерт. Начало вещания «Радио Москва».

1932 — Постановлением Президиума ЦИК СССР по инициативе Максима Горького основан Литературный институт им. А. М. Горького

1932 — Комсомол Украины награждён орденом Ленина за строительство Днепрогэса.

1941 — В СССР введено обязательное обучение военному делу всех граждан.

1954 — На Новой Земле создан советский ядерный полигон.

Родились

1832 — Сергей Петрович Боткин (ум. 1889), классик русской медицины.

1841 — Фёдор Решетников (ум. 1871), русский писатель («Подлиповцы»).

1843 — Михаил Скобелев (ум. 1882), русский полководец, генерал (род.17 сентября «по старому стилю»).

1857 — Константин Циолковский (ум. 1935), русский учёный, пионер космонавтики.

1864 — Михаил Михайлович Коцюбинский (ум. 1913), украинский писатель («Fata morgana»).

1895 — Александр Михайлович Василевский (ум. 1977), Маршал СССР,был начальником Генштаба СССР во 2-й мировой войне и позднее.(род.17 сентября «по старому стилю»)

Скончались

1855 г. — государственный деятель в области народного просвещения, президент Российской Академии, граф Сергей Семенович Уваров (род. 25 августа 1786 г.), выдвинувший триаду «Православие, Самодержавие, Народность»

1866 — Михаил Александрович Дмитриев, русский поэт, критик, переводчик, мемуарист (р. 1796).

1950 — Виктор Александрович Веснин, архитектор, первый президент Академии архитектуры СССР (Днепрогэс, Театр-студия киноактёра в Москве) (р. 1882).

1951 — Олег Леонидович Леонидов, писатель, сценарист и критик.

1980 — Лев Владимирович Гинзбург (р. 1921), русский советский поэт, публицист, переводчик немецкой поэзии.

1984 — Юрий Визбор, советский киноактёр, журналист, бард, один из основоположников авторской песни (р. 1934).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь святителя Иоасафа

глас 3

Святителю, Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.

Кондак святителя Иоасафа

глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Тропарь священномученика Вавилы

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Вавилы

глас 8

Яко благочестия проповедника и страдальцев утверждение,/ Церковь славит тя, Вавило славне, освещаема днесь;/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ в мире совершеннем величающия и восхваляющия тя сохранити// Христу молися, о многострадальне.

Тропарь пророка Моисея

глас 2

Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Моисея

глас 2

Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Еф. 4, 17-25; Мк. 12, 1-12).

В притче о винограднике изображена Церковь ветхозаветная и Божие о ней попечение. Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться притча эта, а так как каждый христианин тоже церковь Бога жива, то и к нему. Последняя для нас нужнее. Что здесь виноградник? Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа, как залог наследия вечного царствия, слово Божие, св. таинства, ангела-хранителя. Кто делатели? Сознание и свобода. Они получают дары и дают обязательство возделывать их и плодоносить Господу. Кто неисправные делатели? Те, которые преимуществами христианскими хотят пользоваться и пользуются, сколько это уместно во внешнем порядке жизни, а достойных Господу плодов духовных не приносят. Кто послы от Господа? Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учители и пастыри, которыми хочет Господь вразумить неисправимых. Нехотящие исправиться не внимают им; иные гонят их и стараются заглушить их голос; иные же доходят до того, что и против Самого Господа начинают враждовать, когда веру в Него отвергают в разных видах. Конец: «злые зле погибнут».

Проповеди на каждый день

О безумных виноградарях

(Мк. 12, 1-12)

(Еф. 4, 17-25)

Некий хозяин устроил виноградник и сдал его виноградарям, договорившись об арендной плате. Но едва виноградари заключили договор, как сразу повели себя крайне нагло: сколько ни посылал к ним хозяин слуг за положенной долей, — виноградари «то били, то убивали» их. «Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего»…

Общеизвестно, что хозяин — Бог Отец. Слуги — пророки, напоминающие, что над нами есть Хозяин, и мы нечто должны Ему. Ну а сын хозяина — Единородный Сын Божий. Отец послал Его уже не просто напомнить, но коснуться самого сокровенного в человеке, разбудить его совесть: «может быть, постыдятся сына моего». Со стороны Бога все честно выполняется: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 15). И мало того: Бог Сам пришел к отступившим от Него людям. Всемогущий и неприступный Бог стал соразмерным и доступным человеку. Но что получилось? — Эта соразмерность и доступность дала неожиданную возможность борьбы с Богом, и не какой-то духовной борьбы, но — до оплевания и распятия. Последняя надежда Бога вывести человека со дна погибели — это одновременно и последняя безумная надежда богоборческих сил уничтожить Бога, и получить мир в полное владение. Крайняя попытка устыдить становится поводом явить крайнее бесстыдство. Фарисеи, например, сразу «поняли, что о них сказал притчу». И не стали даже выяснять, а каких именно плодов ждет хозяин? Они тут же примкнули к виноградарям и тоже «старались схватить Его».

Но тому, кто считает себя на стороне Хозяина, совершенно необходимо выяснить: а сам я плачу положенное или нет? Рассмотрим хотя бы один вид платежа: «Принеси в жертву Богу хвалу» (Пс. 49, 14), и: «За все благодарите» (1 Фес. 5, 18). Что же, когда все идет гладко, мы с удовольствием это сделаем (если, конечно, не забудем). Но вот Господь посчитал благовременным призвать к себе наших близких (которых Сам же и сотворил). Или счел полезным лишить нас имущества (которое Сам же в Свое время и дал). И — присылает слуг с обычным напоминанием: «За все благодарите». И мы, не раз читавшие, и другим повторявшие эти слова, теперь вдруг воспринимаем их как издевательство над нашим горем! И много ли найдется таких благочестивых арендаторов, которые могли бы от всего сердца сказать, как сказал потерявший все Иов своей жене: «Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (Иов. 2, 10)?

Последнее же утешение страждущему — напоминание о Сыне Божием, Который «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному; Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2, 21—24). И если эти слова мертвы для нас; если они не облегчают страданий, то — что мы делаем, как не убиваем и не выбрасываем Его «вон из виноградника», выбрасываем за пределы нашей жизни, как ничто не значащий и ничего не определяющий факт?

Оставьте комментарий!