Сегодня 13 Июня (31 Мая 2010 по ст. ст.). Православный календарь
Июнь 12th 2010 -
Сегодня 13 Июня (31 Мая 2010 по ст. ст.) . Православный календарь
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Страдание святого мученика Ермия (II).
Страдания святого мученика Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918).
Апостол Ерм (I)
Собор Новгородских святых. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским. Собор Белорусских святых Собор Псковских святых. Собор Санкт-Петербургских святых.
События Русской истории:
1223 г. произошла битва на реке Калке Русских войск, объединенных с половцами с татаро-монголами. Из-за малодушия и предательства половцев Русские войска были разгромлены и почти полностью истреблены, но монголо-татары, не встречая сопротивления, вдруг повернули на восток и ушли из Русских земель
1584 г. совершилось венчание на царство Царя Феодора Иоанновича, сына Царя Иоанна IV Грозного и Царицы Анастасии Романовны. Государь Федор Иоанновича – последний царь из династии Рюриковичей
1598 — Благословение Бориса Годунова на великое государство московское.
1667 — На заседании церковного собора в Москве были осуждены старообрядцы.
1754 — Вышел указ об учреждении в России первого банка.
1829 — Пушкин просит руки Натальи Гончаровой.
1845 — В России учреждена Императорская служба мер и весов.
1865 — открыт Новороссийский университет в Одессе (сейчас Одесский национальный университет имениИ. И. Мечникова).
1895 — Указом Николая II на вооружение русской армии принимаются солдатская и офицерская модификации револьвера системы Нагана.
1913 — В Петербурге совершил первый полёт первый в мире 4-моторный самолёт «Русский витязь» (общая масса около 5 000 кг), построенный на Русско-Балтийском заводе по проекту авиаконструктора И. И. Сикорского. На его базе вскоре был создан более совершенный воздушный гигант «Илья Муромец», который использовался во время первой мировой войны.
1918 г. в ночь с 12 на 13 июня (н. ст.) в окрестностях Перми большевики убили Великого Князя Михаила Александровича (род. 22 ноября 1878 г.)
Родились
1804 — Алексей Степанович Хомяков (ум. 1860), философ, поэт, публицист, один из основателей движения славянофилов.
Скончались
1956 — Александр Фадеев (настоящая фамилия Булыга) (р. 1901), прозаик, критик, теоретик литературоведения, общественный деятель, покончил с собой.
2001 — Алексей Андреевич Туполев (р. 1925), генеральный конструктор самолётов, доктор технических наук, профессор, академик РАН, Герой Социалистического Труда.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Тропарь апостола от 70-ти Ерма
глас 3
Апостоле святый Ермие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак апостола от 70-ти Ерма
глас 4
Яко звезда, возсиял еси вселенней,/ светом просияв солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла,/ мира просвещшаго концы,/ сего ради тя чтим, Ермие.
Тропарь мученика Ермия
глас 4
Мученик Твой, Господи, Ермий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Ермия
глас 6
Иже по Христе усердно подвизався,/ в сединах доблих мужество стяжа,/ мучениче Ермее,/ беззаконных злоумышления поправ/ Христовою силою,/ от чаровных напоений невредим пребысть, зовый:// Бог есть со мною, и никтоже на мя.
Тропарь Всем преподобным отцам Вологодским
глас 8
Яко светильницы всесветлии,/ явистеся в пределех града Вологды,/ преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы:/ вы бо, крест Христов от юности своей на рамена вземше,/ усердно Тому последовали есте,/ чистотою Богови приближившеся,/ от Негоже и чудес дарованием обогатистеся;/ темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем:/ отцы преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.
Тропарь Всем преподобным отцам Вологодским
глас 8
Яко светильницы всесветлии,/ явистеся в пределех града Вологды,/ преподобный отцы наши, Вологодстии чудотворцы:/ вы бо, крест Христов от юности своей на рамена вземше,/ усердно Тому последовали есте,/ чистотою Богови приближившеся,/ от Негоже и чудес дарованием обогатистеся;/ темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем:/ отцы преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.
Ин тропарь Всем преподобным отцам Вологодским (Творение Вологодскаго епископа Иннокентия)
глас 2
Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкве Вологодский богодарованное украшение,/ молите Милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подастся благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение.
Ин тропарь Всем преподобным отцам Вологодским (Творение Вологодскаго епископа Иннокентия)
глас 2
Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкве Вологодския богодарованное украшение,/ молите Милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подастся благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение.
Кондак Всем преподобным отцам Вологодским
глас 4
Светоносный облак свидетелей веры и благочестия,/ осеняющ пределы страны нашел,/ утвердил еси, Христе Царю, на тверди Церкве Вологодский,/ да, взирающе на скончание жительства их и венец славы неувядаемый,/ терпением течем на предлежащий нам подвиг спасения.
Кондак Всем преподобным отцам Вологодским
глас 4
Светоносный облак свидетелей веры и благочестия,/ осеняющ пределы страны нашел,/ утвердил еси, Христе Царю, на тверди Церкве Вологодский,/ да, взирающе на скончание жительства их и венец славы неувядаемый,/ терпением течем на предлежащий нам подвиг спасения.
Ин кондак Всем преподобным отцам Вологодским
глас 2
Волнений множество невлажно проходяще,/ безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте,/ Богомудрии и преподобнии,/ и, чудес дар приимше,/ молите непрестанно о всех нас.
Ин кондак Всем преподобным отцам Вологодским
глас 2
Волнений множество невлажно проходяще,/ безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте,/ Богомудрии и преподобнии,/ и, чудес дар приимше,/ молите непрестанно о всех нас.
Собор Новгородских святых. Тропарь чудотворцем Новгородским
глас 8
Яко всесветлии светильницы,/ явистеся во стране сей,/ святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии,/ постом насажденнии воздержанием напаяеми,/ сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа/ и чудеса действовати,/ молите Христа Бога за вся люди,/ спастися душам нашим.
Собор Новгородских святых. Тропарь чудотворцем Новгородским
глас 8
Яко всесветлии светильницы,/ явистеся во стране сей,/ святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии,/ постом насажденнии воздержанием напаяеми,/ сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа/ и чудеса действовати,/ молите Христа Бога за вся люди,/ спастися душам нашим.
Ин тропарь Собору Новгородских святых
глас 4
Пустынное житие возлюбивше, преподобнии отцы,/ явистеся Новгородстей стране, яко иное солнце,/ озаряюще сию молниями чудес ваших,/ и просвещаете верою воспевающих вам:/ радуитеся, постников похвало и праведных удобрение.
Собор Новгородских святых. Ин тропарь
глас 4
Пустынное житие возлюбивше, преподобнии отцы,/ явистеся Новгородстей стране, яко иное солнце,/ озаряюще сию молниями чудес ваших,/ и просвещаете верою воспевающих вам:/ радуйтеся, постников похвало и праведных удобрение.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Рим. 5, 1-10; Мф. 6, 22-33).
«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: «да, это не худо». У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.
Проповеди на каждый день
О темном и светлом оке
(Мф. 6, 22-33)
(Рим. 5, 1-10)
Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно».
Человеческое око не просто орган зрения. Оно неотделимо от свободного разума. Увидеть, это всегда значит — оценить увиденное, составить то или иное мнение. И Господь хочет, чтобы у нас было светлое око, чтобы мы от всего получали свет и пользу. Например, Он учит, как надо смотреть на природу. Он говорит: «Взгляните на птиц небесных». Взгляните, и увидите, что «они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец ваш Небесный питает их». Затем Он говорит: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут». Он зовет удивиться их неповторимой красоте, и признать, как далеко до нее нарядам царя, на которого работают сотни людей. Лилии «ни трудятся, ни прядут; но» «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».
Господь учит нас и на себя смотреть, как на того, кто сотворен быть царем всей твари, и кто поэтому вправе рассчитывать на гораздо большую заботу со стороны Творца. Он говорит: «Вы не гораздо ли лучше» малых птиц? И если «траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры?» Поэтому «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, и для тела вашего, во что одеться».
Но скажут: «Что же, надо сидеть и ждать, пока Бог за нас все сделает»? А Господь снова подсказывает: «Взгляните на птиц небесных». А правда: разве хоть минуту находятся они в праздности? Они летают, вьют гнезда, собирают корм. Но — взгляните на них: пришла ночь, и они спокойно спят, не заботясь, не переживая, «что день грядущий мне готовит». Так и нас Господь зовет не к праздности, не к легкомысленному расточению приготовленного на завтра. Он только предостерегает от безбожной озабоченности. Чтобы мы не терзались при виде неудачно складывающихся обстоятельств, чтобы темным оком не смотрели в завтрашний день: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Так мы заранее убиваем себя скорбями, которых еще нет и, Бог даст, вообще не будет.
А ведь истинные воины Христовы даже хвалятся «скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть».
Поэтому будем светлым оком смотреть вперед. Что будет завтра? — А будет Бог, как Он был и вчера, как Он есть и сегодня. Бог вовеки Тот же, и «Свою любовь он доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».
Страдание святого мученика Ермия
Во время гонения, воздвигнутого на христиан в царствование нечестивого императора римского Антонина1, для мучения христиан был назначен императором некий вельможа, по имени Севастиан. Прибыв из Киликии в Каппадокию2, он встретил в Команах3 некоего воина, по имени Ермия, старца, убеленного сединою, христианина, веровавшего во единого истинного Бога и проводившего жизнь добродетельную. Князь тот сказал Ермию:
— Ко мне прислан указ императора римского Антонина, приказывающий всем христианам приносить жертвы богам римским; если же христиане не захотят приносить жертв, то будут преданы многим лютым мукам. Посему и ты, Ермий, принеси жертву богам: тогда ты будешь другом царя; ты будешь награжден великими почестями. Послушайся меня, в противном случае я предам мукам и душу, и тело твое.
Христов подвижник Ермий отвечал на это:
— Я воин небесного и бессмертного Царя Христа, Его же Царствию не будет конца; посему я не буду исполнять приказания смертного и нечестивого царя, царствование которого маловременно, в то время как царствование Господа нашего Иисуса Христа пребудет неизменным во веки; всякий, верующий в Него, наследует жизнь вечную. Вот и я верую в Него. Раньше я служил Ему тайно, но ныне служу явно; диавол не победит меня; ты же имеешь власть лишь над телом моим, и то по попущению Божию; над душою же моею никто не имеет власти, кроме одного Бога, Который подаст мне терпение и сохранит меня невредимым во веки.
После того как Севастиан выслушал святого Ермия, обратившись к нему, сказал:
— Принеси жертву богам, если хочешь насладиться радостями жизни этой.
Но святой отвечал:
— Какая может быть для меня радость, какое наслаждение и какая жизнь, если я, отступив от Создателя моего, поклонюсь бесам? Поистине, это не радость, а печаль; это не наслаждение, а горе; это не жизнь, а смерть вечная.
Сказал князь:
— Я вижу, что ты очень мудр.
Отвечал святой:
— Я мудр о Господе, Боге моем, в Которого я верую и Которому я служу со всем усердием; за Него я готов пострадать и согласен с радостью умереть.
— Уважая седины твои и ум твой, — сказал князь, — я готов пощадить и помиловать тебя.
Отвечал святой:
— Я не ищу милости у тебя, но ищу милости у Бога, Который умудряет рабов Своих Духом Святым.
На это князь сказал:
— Итак, ты предпочитаешь жизнь смерти?
— Эта смерть, — отвечал святой, — не есть смерть, но жизнь вечная, если я с терпением перенесу назначенные тобою муки.
Тогда князь приказал сокрушать лицо святого камнями, бить его в уста и сдирать кожу с лица его. И сказал святой:
— Благодарю Бога моего, ибо благодать Его пребывает со мною.
Потом князь спросил воина:
— Почему ты не берешь своего оброка, как берут его все прочие воины?
— Так как вы несправедливо обираете убогих, — отвечал мученик, — то я по этой причине не беру оброков ваших, и не питаюсь ими, ибо я имею духовную пищу, подаваемую мне Духом Святым, от которой и никогда не взалкаю.
Тогда князь приказал разжечь печь и бросить в нее мученика Христова. Спустя три дня раскрыли печь, но нашли святого живым и невредимым, прославляющим Бога, ибо огонь не прикоснулся телу его.
После этого князь, призвав волхва, приказал ему дать отраву Ермию.
Святой же, помолившись Богу, выпил отравленное питье и нисколько не пострадал, согласно слову Христа Господа, сказавшего: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк.16:18).
Волхв приготовил еще более опасную отраву и дал мученику, сказав:
— Если ты нисколько не потерпишь от этого яда, то я оставлю свое волшебство и уверую в распятого Бога, Которому ты служишь.
Святой же Ермий, вкусив эту отраву и испив ее до дна, нисколько не пострадал, но продолжал пребывать здравым и невредимым. Тогда волхв воззвал:
— Ты победил меня, Ермий! Ты одолел и превозмог меня, раб Христов! Ты спас от ада погибшую душу мою и побудил меня служить Богу. Подобно тому как старое изваяние, сделанное из железа, будучи перековано, обновляется; так обновляюсь душою и я, состарившийся во грехах и нечестии; обновляюсь я, обращаясь к Богу живому, пребывающему вечно. О, Боже небесной, единый истинной, избавивший меня от обольщения бесовского и от скверны идолослужения посредством раба Твоего Ермия! Прими меня, грешного, обращающегося к Тебе, и помилуй меня, исповедующего Тебя!
Когда он взывал так, князь преисполнился ярости и приказал обезглавить его. И усечен был волхв тот, крестившись кровью своею; и отошел новой христианин и мученик ко Христу Богу, ради Которого он положил жизнь свою.
Святого же Ермия князь приказал мучить без милосердия, вытаскивая жилы по всему телу его. Будучи так жестоко мучим, святой сказал:
— Я совершенно не чувствую никакой боли от мучения; ибо, подобно тому как нож, разрезая жилу, выпускает негодную кровь и дает здоровье телу; так и я, принимая исторгание жил из тела моего, делаюсь всё более и более здравым в вере Христовой.
Потом мучитель приказал бросить святого в котёл, наполненный кипящим маслом. Но котёл тотчас остыл, и масло кипящее обратилось в прохладную росу. Мученик же Христов громогласно восклицал:
— Я не чувствую боли и не исполню твоего приказания, мучитель! Я лишь буду исполнять волю Отца небесного, Которому и приношу себя самого в жертву непорочную, ибо Он — Владыка душ и тел наших.
В то время как святой говорил так, мучитель приказал лить в гортань его горький уксус, смешанной с желчью. Мученик же говорил:
— Эта горечь для меня всё равно что сот медовый ради Бога моего, во имя Которого я и терплю всё сие.
Затем мучитель приказал выколоть глаза святому Ермию. Услышав об этом, святой сказал мучителю:
— Если тебе нужны очи мои телесные, видящие суету мира сего, — то возьми их; я имею очи сердечные, которыми ясно созерцаю свет истинный.
И выколоты были очи у святого мученика.
Потом святой был повешен вниз головою и висел в таком положении три дня, так что много крови вышло через ноздри его. По прошествии же трех дней, пришли некоторые посмотреть на святого, думая, что он уже скончался, но нашли его живым и славящим Бога, чему весьма удивились. Но за неверие их, очи их покрылись мраком; они ослепли и начали взывать:
— Помилуй нас, раб Бога истинного, ибо мы поражены слепотою!
Святой же сказал им:
— Подойдите ко мне!
Когда они подошли к нему, то он, возложив на них свои руки, сказал:
— Во имя Господа моего Иисуса Христа прозрите.
И тотчас все прозрели и, возвратившись, рассказали обо всем происшедшем.
Князь же, придя в еще больший гнев, приказал содрать кожу со всего тела мученика. Когда слуги исполняли приказание мучителя, святой поносил князя и укорял его мерзких богов, чем вызвал князя на еще больший гнев. Зарычав как лев, он ножом отрезал честную главу святого мученика.
Так окончил подвиг свой мученик Христов Ермий4.
Христиане придя тайно на место то, взяли честное тело его и похоронили в Каппадокии на месте, называвшемся Комана. Здесь совершались многие чудеса от честных мощей мученика и подавались многоразличные исцеления во славу Христа, Бога нашего, Которому вместе со Отцом и Святым Духом, воссылается слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечные веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Император Антонин 1-й царствовал с 138 г. по 161 г.
2 Киликия и Каппадокия — области в Малой Азии.
3 Город Команы находился в северо-вост. части Малой Азии, в провинции Понте. — В истории христианской Церкви этот город известен как место ссылки св. Иоанна Златоустого (см. житие его под 13 ноября). Впрочем некоторые разумеют здесь город Команы, находившийся в Каппадокии.
4 Кончина св. мученика Ермия последовала ок. 166 г.
Страдания святого мученика Философа
Сей святой мученик Христов Философ1 происходил из окрестностей города Александрии2. О нем, а равно и о том, как он совершил свой мученический подвиг, сообщил великий в иноках Антоний3.
Был прекраснейший сад, полный всяких многоцветных и благоуханных растений. В этом саду поставлена была для мучения роскошно украшенная постель и на нее положен был спать связанной по рукам и по ногам сей святой мученик Философ. Слыша от пришедшей к нему блудной жены соблазнительные и бесстыдные слова, доблестный мученик смежил свои глаза, чтобы не смотреть на нее, но вежд и ушей он не мог закрыть, он был связан, а потому и не мог ничего для этого сделать. Тогда он поступил так. Кусая зубами язык свой и нанося себе этим сильную боль, он от боли не слышал того, что внушала ему бесстыдная жена, а так как не имел возможности закрыть себе ноздри, то мочил своим окровавленным языком нечистую постель, сильно окровавил свою одежду и остался, таким образом, невредимым от искушения. Такой подвиг совершил доблестный мученик, но не покорился мучителю. После этого ему отсекли голову4, и он вечно веселится на небесах5.
________________________________________________________________________
1 Философ — несобственное имя, равно и другие имена усвояемые сему святому. Под 31 мая помещен он ради имени Иустина Философа, память которого празднуется 1 июня.
2 Александрия — город в Египте, основанной Александром Македонским при устьях реки Нила на берегу Средиземного моря.
3 Здесь разумеется преподобный Антоний Великий, основатель отшельнического иночества в Египте. Память его празднуется 17 января.
4 Святой мученик Философ пострадал при императоре Декии около 252 года.
5 Сказание о подвиге святого мученика Философа более подробно и вразумительно рассказывается в житии преподобного Павла Фивейского. Память его празднуется 15 января. Под сим числом и житие его.
Апостол Ерм (I)
Святой апостол Ерм был епископом в Филиппополе Фракийском. Святой апостол Павел в Послании к Римлянам приветствовал его (Рим. 16, 14). Проповедуя Евангелие, апостол Ерм потерпел много скорбей от язычников, но скончался мирно.