Православный календарь 16 сентября (3 сентября ст. ст.)
Сентябрь 15th 2012 -
Слово въ недѣлю пятнадцатую по Пятьдесятницѣ. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій
Слово въ недѣлю пятнадцатую по Пятьдесятницѣ. Митр. Арсеній Москвинъ
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Мф. 22, 35-46). Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического — самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.
День за днемъ.
Краткие духовные размышления на каждый день
«Стойте!» — «Скажи сынамъ Израилевымъ, чтобы они шли». (Исх. 14, 13, 15).Пока мы не научились «стоять» на мѣстѣ, когда того требуетъ Господь, мы не сумѣемъ идти и впередъ, слѣдуя Его зову. Если мы рѣшились Ему служить, Онъ научитъ насъ отдыхать на пути, стоять на мѣстѣ, или же двигаться шагъ за шагомъ впередъ, согласно Его волѣ. Для насъ всего труднѣе бываетъ покоряться волѣ Божьей, выжидая Его указанiя мы бы предпочли всякую дѣятельность такому вынужденному отдыху. Марiя избрала «благую часть», сидя у ногъ Спасителя и слушая слово Его, но, быть можетъ, такое созерцательное положенiе не соотвѣтствуетъ нашимъ потребностямъ; мы рвемся впередъ, насъ тянетъ на живое поприще, на широкое поле дѣятельности, намъ претитъ то, повидимому безцвѣтное прозябанiе, какимъ намъ представляется наша скромная жизнь.
Быть можетъ, и теперь вы еще въ ожиданiи указанiя Божiя, о, не унывайте! «Благъ Господь къ надѣющимся на Него, къ душѣ, ищущей Его. Благо тому, кто терпѣливо ожидаетъ спасенiя отъ Господа». [Пл. Ер. 3, 25-26]. Васъ тяготитъ это ожиданiе? Да, пока вы не отдадитесь всецѣло Господу, пока не покоритесь, не примиритесь вполнѣ и безповоротно вашей участи; но съ той минуты, какъ вы отдадите все въ Его руки, предоставивъ Ему управлять вами; помимо васъ самихъ и, принимая Его волю безпрекословно въ вашемъ сердцѣ, повѣрьте, въ душѣ вашей водворится миръ невозмутимый, тотъ миръ, который превыше всякаго ума. Господь требуетъ и ожидаетъ отъ васъ, прежде всего полнаго отреченiя отъ своей воли, отъ всего своего, тогда можетъ быть будетъ обращено и къ вамъ повелѣнiе «чтобы вы шли» и та дѣятельность, которую вы искали съ такимъ трудомъ, очутится рядомъ съ вами; вы увидите ясный путь передъ собою, вамъ уже не нужно будетъ ничего искать, ничего придумывать, вы будете идти впредъ подъ сѣнью крылъ Его, во свѣтѣ лица Его; «черезъ реку перешли стопами, тамъ веселились мы о Немъ». [Пс. 65, 5]. О душа, тревожная, безпокойная, суетливая, успокойся, потерпи, утихни, довѣрься Господу, и убѣдись, что Его цѣли достигаются всегда, что для Него нѣтъ ничего невозможнаго; «ибо отъ вѣка не слыхали, не внимали ухомъ и никакой глазъ не видалъ другого Бога, кромѣ Тебя, Который столько сдѣлалъ бы для надѣющихся на Него». [Ис. 64, 4].
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи. Публикуется по изданию 1908 года Древний ПатерикГлава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней
25. Был один подвижник в скиту. Враг приводил ему на память одну женщину, весьма красивую собой, и сильно возмущал его. По смотрению же Божию, пришел в скит другой брат из Египта; он между разговором сказал, что умерла жена такого-то. А это была та самая женщина, которою возмущался брат. Услышав об этом, брат взял ночью свой хитон и пошел в Египет; открыв гроб умершей, отер хитоном гниющий труп ее и возвратился с ним в свою келью; положив этот смрад возле себя и сражаясь с помыслом, говорил: вот предмет, к которому ты имеешь похоть, он пред тобою — насыщайся! Таким образом, он мучил себя сим смрадом, доколе не кончилась его борьба.