Православный календарь 6 Ноября ( 24 Октября по ст.ст.)

Ноябрь 5th 2010 -

Православный календарь 6 Ноября ( 24 Октября по ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523).
Св. Зосимы (Верховского) старца Сибирского (1833).
Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия (1918).
Прп. Арефы исп. (1932).
Сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров (1937).
Сщмч. Петра пресвитера (1938).
Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII-XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах.
Блж. Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553-555).
Мц. Синклитикии и двух дщерей ее (VI).
Свт. Афанасия, патриарха Цареградского (после 1311).
Прп. Иоанна, затворника Псково-Печерского.
Мч. Акакия Армянского.
Прп. Сеноха, игумена Турского (Галл.).
Мч. Себастьяна Хераклиевского Трайского (86)
Св. Маглория игумена Саркского.

Мученик Алексей Нейдгардт

иконы Всех скорбящих Радость

Афанасий Цареградский

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!



Молитвы

Иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте». Тропарь, глас 4.
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.

Слава, и ныне: ин тропарь, глас 4.
Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоея глаголати недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед;/ кто же бы сохранил доныне свободны;/ не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Тропарь, глас 8.
Ко источнику приснотекущему милосердия,/ Пречистей Деве Богородице,/ притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/ мужие, и жены, и чада, здравии и болящие,/ в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/ Владычице, помози грешным рабом Твоим,/ яви яко Благая славу Твою,/ присно потщися умилосердитися на ны,/ испросити очищение душ и телес наших/ от Источника жизни нашел, Бога,/ Егоже родила еси, едина Благословенная.

Ин тропарь, глас 4.
Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/ имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/ та бо, верным являющи чудеса,/ низпосылает дары целебныя./ Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/ и на Тоя пречистый образ взирающе,/ яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Присно деву Богородицу,/ и умильно глаголем:/ воззри, Мати Божия, оком милости,/ простри к нам руце Твои пречистыя,/ якоже на иконе Твоей сие зрится,/ и подаждь всем скорбящим радость,/ больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,/ яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших.

Тропарь, глас 2.
Всех скорбящих Радосте, / и обидимых Заступнице, / и алчущих Питательнице, / странных Утешение, / обуреваемых Пристанище, / больных посещение, / немощных покров и заступнице, / Жезл старости, / Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: / потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 4.
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников. Тропарь, глас 1.
Мужествовавше во Христе противу безбожнаго царя,/ мученицы святии,/ и того неверие иудейское во Христа обличивше,/ прияша мук томление и главам усечение;/ тем восхвалиша тя Ангели,/ и верных роди тя прославляют, Арефо,/ и пострадавших с тобою,/ яко молящихся присно о душах наших.

Кондак, глас 4.
Веселия ходатай нам наста/ светоносный днесь страстотерпец праздник,/ егоже совершающе, славим в Вышних сущаго Господа.

Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Тропарь, глас 1.
Чистоты жития светом страстное терние попалил еси / и течением слез безплодную землю напоил еси, / многоплодну ниву душевную соделав, / Афанасие преблаженне, / светило Царюграду, Патриархом удобрение, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2.
В светлую священия одежду одеявся,/ мысленно в Небесныя радостно достигл еси Царства/. Тем восприяша тя селения праведных,/ идеже есть неизглаголанно веселие,/ и слова, и всех святых лицы,/ святителю Афанасие,/ моли непрестанно о всех нас.

Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 2.
Богатство твое душевное погубити хотя враг, / помрачил тя бяше богатством тленным исперва, / но всех спасаяй Господь / богатство гибнущее окрасти попусти, / душевное же невредно соблюд, / Небесных сокровищ наследника тя показа, Арефо, / тем тя чтим и ублажаем.

Кондак, глас 2.
Иова терпеливодушнаго ревнуя благодарению,/окра дений тленнаго своего имения претерпел еси благодарив, преподобие Арефо,/ тем с ним обрет нетленное имение на Небеси,/ моли Христа Бога о всех нас.

Блж. Елезвоя. Тропарь, глас 4.
Иже Божественным рачением подвигся/ на отмщение пролитыя крови праведных,/ яко Давид от Самуила,/ ты же от Зинона предивнаго,/ пророчески яже сбытися тебе предрекша,/ еже обещанием к нему,/ и того благословением победы на враги и одоления показавшу,/ отнюду же со отложением царства/ постных селений горы жизнь соверши, Елезвое царю,/ моли Небеснаго Царя Христа/ спасти души наша.

Кондак, глас 4.
Высоту земнаго царства, и венца венец светлости,/ и багряницу отложшаго любве ради Царя Христа,/ от Негоже на Небесех славно венчана, Елезвоя царя мудраго,/ иже тленным царством и мимоходящим, Царство Вечное изменшаго,/ в пениих песненных восхвалим,/ молитвенника о мире велика.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(2 Кор. 5, 1-10; Лк. 7, 2-10).
Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры — тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. Апостол, называя веру Божиим даром. Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

Проповедь на каждый день
О «другом Иисусе»
(Лк. 9, 1-6)
(2 Кор. 11, 1-6)

Апостол Павел писал в послании к коринфянам: «если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому».
Да, так бывает. Проповедуют вроде бы Иисуса, и говорят вроде бы правильно и складно, но чувствуется, что это именно какой-то другой Иисус. И предлагают Духа, и вроде бы демонстрируют действие этого духа, но сердце говорит, что это тоже какой-то иной дух, а не Тот, Который в Пятидесятницу сошел на верных учеников. В чем тут дело?
Вспомним, как еще до Своих страданий Господь послал Апостолов на проповедь, дав «им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней». Они «проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Это — целое движение, целый поток посланцев Христовых: сначала двенадцать, потом еще семьдесят. И Сам Господь прожил на земле тридцать три года, из которых последние три непрерывно проповедовал… А каждое из четырех Евангелий — тоненькая книжечка, содержащая в основном параллельные тексты.
Ничто, сказанное Богом, не могло исчезнуть. Но все вошло не в книгу, а — в самую плоть и кровь первой церкви, первых последователей Христовых. Люди, не видевшие Иисуса, видели Апостолов, видели их непрестанные труды, участвовали с ними в общих молитвах, от которых колебалась земля под ногами (Деян. 4, 31). Судившие первомученика Стефана «видели лице его, как лице Ангела» (6,15).
В самом устроении общины, в таинствах, в обилии даров Святого Духа, — во всем этом жил Сам Христос. Читая жития святых, мы видим, как раскрывалась в Церкви та или иная сторона жизни Господа Иисуса. В мучениках — Его жертвенная любовь к Отцу. В преподобных — Его молитвенный труд. В святых епископах и пресвитерах — Его пастырское служение, Его радость и об одной обратившейся овце. В богословии церкви постепенно проявлялась совершенная точность Его учительных слов. Только Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь приняла в себя истинного Иисуса. И когда встретишь одного-единственного истинного сына Церкви, это мгновенно разрешает все вопросы, устраняет все сомнения и смущения, и самому хочется стать причастником этой тихой, неземной красоты.
А тот, кто опирается только на Евангелие, на эти несколько десятков страниц, тот как раз и приносит нам другого Иисуса, которого не знала первая Церковь. Но если бы они действительно опирались только на Евангелие! Если бы они молча, без единого слова, просто раздавали эту книгу! А то ведь у них и свое «богословие», и свои «жития». Только все это уже совсем от другого корня. А мы-то бываем «очень снисходительны» к таковым, потому что у них — проще, удобнее, «по-человечески»…
Но никакого «другого Иисуса» нет. «Другой», это уже не Иисус. «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», — говорит Апостол о Единственном Иисусе.
А «другой», это — тот, который уже однажды «хитростию своею прельстил Еву», и теперь, маскируясь под Иисуса, хочет и нас увести от Того, Кто пришел, чтобы освободить нас от этого прельщения.

Проповедь протоиерея Александра Глебова.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы с вами только что слышали евангельское чтение об очень трогательном событии, происшедшем в городе Капернауме. Господь шел со Своими учениками, апостолами и народом, который Его окружал, и Ему навстречу вышли иудейские старейшины, чтобы передать просьбу сотника. То есть командира, под началом которого находилось сто римских легионеров.
А просьба его заключалась вот в чем. Он просил, чтобы Господь исцелил не его самого, не отца или мать, не детей или жену, а слугу, раба, который лежал в болезни и тяжело страдал. Иудейские старейшины подкрепляют просьбу об исцелении этого язычника, воина, по сути, оккупанта, врага очень веским аргументом.
Они говорят Христу: он достоин, чтобы Ты сделал для него это. Ибо он любит наш народ и построил нам синагогу. И Господь идет в его дом. «И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей — сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим».
Вот этот, казалось бы, небольшой эпизод из множества славных дел, совершенных Господом Иисусом Христом во время Его земного служения и пребывания среди людей. Но эпизод этот очень назидательный и поучительный. Это событие учит нас тому, каким должно быть наше обращение к Богу, какой должна быть наша молитва.
Ведь это мы сейчас, когда молимся, то обращаемся к невидимому Богу. А для сотника Бог был человеком, идущим по улице. И именно просьба эта и была его молитва об исцелении слуги, лежащего в болезни и страдающего. С каким же чувством обратился этот сотник к Спасителю? Об этом нам Евангелие не говорит. Но мы можем точно сказать, он обратился с двумя чувствами.
Первое – это чувство любви к своему слуге, а второе – это вера в Господа, в то, что Он может совершить чудо исцеления. Он как бы поучает Спасителя и говорит: не надо идти Тебе ко мне в дом, я недостоин, Ты только скажи слово. Вот такая вера и такая любовь жили в этом человеке, видимо, несклонного к сентиментальности, ибо это был человек, который прошел по многим военным дорогам. Но это, очевидно, не исказило того образа Божия, который в нем пребывает.
Когда мы слышим это евангельское повествование, то оно должно нас обнадеживать и утешать. Утешать тем, что наша молитва, наша вера, с которой мы обращаемся к Господу, помогает тем людям, о которых мы молимся. Господь слышит эту молитву. Потому что если мы молимся за другого, то делаем это не потому, что это надо нам, а потому что это надо ему. А когда мы боль и проблему другого человека воспринимаем как свою собственную, то тогда в нашем сердце появляется то, что именуется любовью к ближнему.
И вот что еще очень важно. Молился-то этот сотник, обращался к Господу не на прямую, а через посредников. Сначала через иудейских старейшин, затем через своих друзей. Он понимает, что он – язычник, и вообще, человек очень грешный, и Христос не станет, может быть, с ним разговаривать, а потому он просит за своего слугу через ходатаев. И эти ходатаи как бы пытаются убедить Христа, что надо помочь этому сотнику: «он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу».
Вот это тоже очень важное свидетельство того, как Господь отвечает на молитву, на просьбу, с которой мы обращаемся к Нему через кого-то, через ходатаев, через просителей за нас, будь то Матерь Божия, святые угодники Божии, будь то обыкновенные благочестивые люди, которые рядом с нами и которых мы нередко просим помолиться за нас или за наших близких.
И вот еще о чем говорит нам наше евангелие. Кем был этот сотник? Он был римлянин. С точки зрения благочестивого иудея он был человек, с которым общаться-то не стоит. Сотник не знает, как к Христу обращаться, он чувствует свое недостоинство, видимо, не знает, как себя вести, если Христос войдет в его дом, он смущается, просит других исходатайствовать у Господа исцеление слуге. И Господь слышит эту молитву. И отвечает ему, так, как и сегодня Он отвечает многим и многим людям, которые так же не знают, как к Нему обращаться, мало, что знают о Боге, не знают молитв, практики церкви, пытаются их читать в Молитвослове, не понимают ни текста, ни языка, ни значения, но они обращаются к Богу так, как они могут. И Господь дарует им просимое. А это дает нам надежду, что наша молитва, если она обращена к Господу с верой и любовью к ближнему, то эта молитва будет услышана.
А ведь каждому из нас есть за кого помолиться, и за живых и за умерших. И сегодняшнее евангельское чтение это надежда на то, что нашу молитву Господь не посрамит и что по нашей молитве Он помилует и нас и тех, за кого мы молимся. Мы веруем, что Господь дарует нам просимое. Как Он даровал это сотнику, который с верою и любовью обратился к Нему. Аминь.

События в Русской истории

1736 — Михаил Ломоносов зачислен в Марбургский университет в Германии.
1924 — первые в СССР магистральные тепловозы (Щэл1 системы инженера Гаккеля и Ээл2 системы инженера Ломоносова) совершили первую испытательную поездку.
1931 — в Москве делегация из Луганска представила правительству первый паровоз серии «Феликс Дзержинский» — самый мощный и сильный серийный грузовой паровоз в истории СССР.
1932 — завод «Динамо» выпустил первый электровоз советской конструкции — ВЛ19-01.
1941 — обращение Сталина к советскому народу, доклад на торжественном заседании перед парадом войск Красной Армии 7 ноября на Красной площади в Москве.
1943 —Войска 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Н. Ф. Ватутина в ходе Киевской наступательной операции освободили от гитлеровских войск Киев.
1943 — На вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии принимается самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152.
1960 — открыта первая очередь Киевского метрополитена — участок Святошинско-Броварской линии длиной 5,2 км с 5 станциями: «Вокзальная», «Университет», «Крещатик», «Арсенальная», «Днепр».
1967 — вступил в строй первый по классификации Главного Штаба ВМФ ракетный подводный крейсер стратегического назначения.
1982 — открыты станции Киевского метрополитена «Минская» и «Героев Днепра».
1985 — открыта станция Пражская Московского Метрополитена.
* 1986 — крушение поездов на станции Користовка.
1991 —  Указом Президента РСФСР прекращена деятельность КПСС и КП РСФСР

Родились

1794 — Константин Андреевич Тон, русский архитектор, автор Храма Христа Спасителя в Москве (ум. 1881).
1852 — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, русский писатель.
1865 — Дмитрий Николаевич Прянишников, русский агрохимик.
1883 — Александр Егоров, один из первых пяти маршалов Советского Союза.
913 — Александр Александрович Новиков, маршал авиации.

Скончались

1192 — Варлаам Хутынский, основатель Спасо-Преображенского Хутынского монастыря.
1672 — Генрих Шютц (Heinrich Schütz) (р. 1585), немецкий композитор, органист, дирижёр, педагог.
1855 — Василий Львович Давыдов, поэт-декабрист (р. 1792).
1893 — Пётр Ильич Чайковский, русский композитор, оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса) (р. 1840).
1994 — Леонид Израилевич Лиходеев, русский писатель (р. 1921).

Оставьте комментарий!