Православный календарь 3 ноября (21 октября по ст.ст)
Ноябрь 2nd 2010 -
Православный календарь 3 ноября (21 октября по ст.ст)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Прп. Илариона Великого (371-372).
Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).
Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия и Никандра пресвитеров и мч. Киприана (1937).
Сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937).
Сщмчч. Константина, Сергия, Василия, Феодора, Владимира, Николая, Иоанна, Василия, Александра, Димитрия и Алексия пресвитеров, Сергия и Иоанна диаконов и прмч. Софрония (1937).
Прмц. Пелагии (1944).
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI).
Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского.
Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412).
Святые мученики Дасий, Гаий и Зотик (303).
Свт. Илариона, митр. Киевского (XVI).
Прп. Филофея, Афонского (Греч. ).
Сщмч. Иоанна, еп. Пелопонесского (Греч. ).
Прпп. Виссариона Сарайского, иеромон. и Софрония Киорарского, монаха, исповв. и прп. Опреи Салистийской, замученных латинами (Рум.).
Иереев-исповедников: Иоанна Галешского и Моисея Макиниса, Сибиельского (Трансивльвания).
Новомчч. Андрея, Стефана, Павла и Петра (Греч.).
Мчч. Феодоты и Сократа, пресв. Анкирского (Греч.).
Прмч. Евкрата (Греч.).
Св. Варуха монаха (Греч.).
Прмч. Захарии (Греч.).
Мч. Азеса (Греч.).
Перенес. мощей св. Христодула, Патмосского (Греч.).
Мч. Урсулы Кологненской и ее спутников (383).
Новосщмч. Павлин (Крошечкин) архиеп Могилевский (1937).
Св. Финтан Мунну Тичмунский (635) (Кельт. и Брит.).
Св. Малатгени Клуан-Еднический (767) (Кельт. и Брит.).
Св. Кондида пустынника Фонтенелийского.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Прп. Илариона Великого. Тропарь, глас 8.
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси / и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Иларионе, отче наш: / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 8.
Яко иноков утверждение, наставник же граждан пустынных,/ и чудотворец благодатию Великому Антонию подобяся,/ помощник в страстех бедствующим неотступен, Иларионе отче наш,/ моли за чтущия святую память твою.
Кондак, глас 3.
Яко светильника незаходимаго умнаго тя Солнца,/ сошедшеся днесь, восхваляем в песнех,/ возсиял бо еси сущим во тьме неведения,/ вся возводя к Божественней высоте, Иларионе./ Темже вопием:/ радуйся, отче, всех постников основание.
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 1.
Воистину достойне наречен был еси Иларион, / тихостен бо и кроток нрав по имени твоему имел еси, блаженне, / имже кроткому Господу Иисусу благоугодив, / молися Ему о нас рабех твоих.
Кондак, глас 2.
Великий Ангельский образ иноческаго чина святую схиму яко прием,/ и второе отрицание суетнаго мира сего яко сотворь,/ тщался еси всеми образы, преподобие Иларионе,/ обещание делом исполнити/ и образу святому приличие пожити,/ тем тя чтим и ублажаем.
Перенесение мощей свт. Илариона , еп. Меглинского. Тропарь, глас 3.
Чудо явився извещения, / делы возсиял еси добродетелей Божиих, / монашествующих лики упасл еси, / архиерейская седалища изчистил еси, / еретическаго же нападания не усумневся, / церкви Христовы воздвигл еси, / преподобне Иларионе, / умер, яко спя, / тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть, / и подает цельбы болящим от различных недуг, / и демоны прогоняет, / сего ради молим тя: / моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 3.
Яко светоносна явися, архиерее, память твоя,/ тьму разруши уныния и свет облиста даров Небесных,/ вся созывающи на радость,/ от Бога бо, Иларионе, благодать обрел еси/ и монахов был еси степень.
Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Тропарь, глас 4.
В молитвах бодрствуя, / пресветлый храм Духа Святаго был еси, / темже и чудотворец предивный явился еси, / преподобне отче наш Иларионе. / О нас моли Христа Бога / светом Божественнаго познания просветити ны / и спасти души наша.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Кол. 3, 17-4, 1; Лк. 9, 44-50). «Кто примет Меня тот принимает Пославшего Меня», сказал Господь: а Пославший Его — Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого Божеского естества лица, раздельные но единочестные м сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания — один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.
(Кол. 4, 2-9; Лк. 9, 49-56). Как относиться к неверам, неисповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к непринявшей Его веси. Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: «не знаете, какого вы духа». . . Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал непринявшим Его, но, минуя их, пошел в другую весь, предоставив их самим себе. Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалеть и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный — и довольно.
Проповедь на каждый день
О десятине и о милостыне
(Лк. 11, 42-46)
(1 Фес. 4, 1-12)
Обличая фарисеев, Господь сказал: «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей». А вчера мы слышали: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть».
Закон о десятине был установлен в ветхозаветные времена. Бог через Моисея повелел, чтобы одиннадцать колен Израилевых, между которыми была разделена земля обетованная, давали бы «десятину из всего» — двенадцатому колену, колену Левия, «за то, что они исправляют службы в скинии собрания» (Чис.18,21).
Но Господь не противопоставляет милостыню десятине. Понятие милостыни и шире, и глубже, как и все, чему учил Господь, по сравнению с Ветхим заветом. Вот на упорный вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»? — Господь не десятину предлагает платить: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф.19,16,21). Вот Закхей мытарь восклицает: «Господи! половину имения я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8)! Или вот — бедная вдова тайно кладет в сокровищницу две лепты, и пред Богом оказалось, что она положила «больше всех» (Мк. 12, 43—44). Да и стакан воды, поданный ради Христа, тоже Ему дорог.
Милостыня — все то, что в духе свободы и любви. И десятина может быть как милостыня, если она по свободному произволению, от чистого сердца. Авраам сам, по своей воле, дал Мелхиседеку, «священнику Бога Всевышнего», «десятую часть из всего» (Быт.14,18—20). Иаков обещал на пути в Месопотамию: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28,22). Не за то укорял Господь фарисеев, что давали десятину, но за то, что при этом нерадели «о суде и о любви Божией».
Все, что в духе свободы, — трудно. Проще — когда назначили цену, и — отдал. Тут, кстати, и погордиться можно, и одновременно пороптать. А когда о цене молчат, начинается борьба помыслов: мало дать — стыдно, много — жалко. Вот и думай, и решай.
Наша церковь сохранила дух Христовой свободы. И хотя мы видим, что в свечном ящике на все установлены определенные цены, но мы понимаем, что так быть не должно. Ревнующие о благочестии священники постепенно стараются вводить в своих храмах свободное пожертвование за все, даже за свечи. Но и везде, в любом храме: если не можешь заплатить установленную цену за что-либо, скажи об этом, и никто тебе не откажет. Апостол заповедует, чтобы мы «ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво».
Но как недопустимо говорить дающему: «мало», столь же недопустимо говорить: «много». Один Бог знает, что для кого много, а что мало. Главное, чтобы давать смиренно, понимая, что ничем не сможешь оплатить благодати Святого Духа. Но и не давать, или давать мало, — тоже надо смиренно, и не смотреть при этом завистливым оком на плоды чужой щедрой милостыни.
Проповедь протоиерея Виталия Головатенко.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Неоднократно Христос внушал Своим ученикам, избранным ученикам, мысль о том, что скоро Он их оставит и будет предан в руки человеческие, то есть погибнет от рук человека.
Они никак не могли понять, почему Мессия, Помазанник Божий должен погибнуть от рук человеческих. Наоборот, в то время, в мессианскую эпоху, все ожидали Мессию, Который придет и разрушит ненавистное иго римлян, восстановит царство Израильское, и все народы покорит, поработит Израилю, и Израиль будет царствовать над всеми.
А тут, Мессия униженный, Мессия страдающий, наконец, Мессия умирающий. Это было совершенно непонятно. При этом они боялись спросить у Христа, почему Он должен погибнуть, и слово это было закрыто от них. Они не понимали смысла и все-таки считали, что Мессия, их Учитель, придет и воссядет на троне царей Израильских.
И, как часто бывает в таких случаях, уже начинали делить места, кто сядет по правую руку Его, кто сядет по левую, кто из них больше. И вот, очевидно, не впервые они об этом спорили между собой, кто же из них больше, и соответственно, кто из них будет ближе к Иисусу на мессианском пире.
Иисус понимал, что не эти мысли должны волновать и заботить Его ближайших учеников и будущих последователей, будущих апостолов, проповедников Евангелия по всей Вселенной.
И вот, как часто бывает, Он прибегает к живой притче, Он берет дитя. Иисуса сопровождали большие толпы народа, среди них были и женщины, и дети, и нетрудно было найти ребенка в этой толпе. И вот Он ставит это дитя перед Собой, а по варианту Евангелия по Матфею, обнимает его, и говорит им, вот только тот, кто примет это дитя, как Меня Самого, тот Меня принимает, а значит, и принимает и Пославшего Меня, то есть Бога. И уточняет: ибо кто из вас меньше всех, как это дитя, тот будет истинно велик.
Как часто Иисус все переворачивает с земной точки зрения с ног на голову. Ведь, казалось бы, в нашем мире мы воспринимаем только тех, кто выше, больше нас, у кого больше почетных званий, регалий и прочих аксессуаров нашего земного царства. Только такого человека мы станем слушать, признаем его авторитет, его власть. А когда нам что-то скажет один из малых сих, мы, конечно, можем его благосклонно выслушать, но вряд ли мы воспримем его, как Самого Христа.
А ведь именно так мы должны поступить по заповеди нашего Учителя. И чем меньше человек, которого посылает нам Бог на нашем пути, тем внимательнее мы должны быть к нему, чем он незнатнее, незначительнее, умаленнее, смиреннее, тем больше внимания нашего он должен привлечь к себе: уж не Христос ли передо мной?
С другой стороны, если мы не обратимся, то есть не покаемся, не изменимся в корне, и не станем как дитя, мы не войдем в Царствие Небесное. Казалось бы, всю свою жизнь мы стараемся быть умнее, образованнее, выше, значительнее, что-то понять, что-то постичь, чего-то добиться, стать выше в своих и чужих глазах, возвысить себя – и это нормально для условий нашего мира. Только такую игру, такие условия игры наш мир принимает. Христос нас призывает к совершенно обратному – умалиться. Это не значит, что не нужно ничего изучать, не нужно стремиться к знаниям, не нужно стремиться чего-то достичь в этой жизни. Нет, нужно. Но при этом нельзя терять вот этой детскости, этой непосредственности восприятия, чтобы мы не были загипнотизированы званиями, регалиями чьими-то, чтобы мы видели и принимали человека так, как его принимают дети. Просто, без каких-то дополнительных аксессуаров и определений. Таким, каков он есть.
И вот этому-то нам нужно учиться, прежде всего, у детей, по слову Христа. Интересно, что именно при этом, как сказано в 49 стихе: при сем Иоанн сказал: Наставник, вот мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. А Иисус на это же возразил, не нужно запрещать, потому что, кто не против вас, тот за вас.
Казалось бы, вот этим стихом вот то великое множество экзорцистов, заклинателей бесов и прочих чудотворцев, которые сейчас во множестве появились, но не нужно забывать, что и Иоанн спросил об этом у Учителя «при сем», то есть при этом. А при чем при сем? Да при том, что написано немного выше, именно, когда Христос говорит о детях.
Христос – сердцеведец. И Иоанн еще только говорит Ему об этом человеке. А Христос уже видит его и знает, что этот человек использует имя Христово не во зло. Возможно, он именно как ребенок доверился Христу, Его учению, Его имени и таким образом помогает людям.
Да, он не ходит с избранными учениками Христовыми и вообще с Его учениками. Но кто знает? Может, только пока не ходит? Может, он в будущем и присоединится и тоже станет христианином? Христос, очевидно, и это прозревает. И это вовсе не значит, что Он благословляет всех, пользующихся Его именем.
Вспомним, как Он скажет на Страшном Суде в ответ на призывы: Учитель, не с Тобой ли мы были вместе? Не Твоим ли именем чудеса творили, бесов изгоняли? – А Я им отвечу, — говорит Христос, — Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Все предельно просто и понятно. Стало быть, очевидно, в этом случае речь идет именно о том, что некто, услышав о Христе и Его учении, и какие силы творятся только именем Иисусовым, также решил помогать людям именем Христа, но не из-за корыстных целей, не лицемеря при этом.
И вот здесь мы тоже должны быть очень осторожны, когда слышим о подобных чудесах. Вовсе не значит, что все, творящие чудеса именем Христовым – шарлатаны, обманщики или лицемеры – вовсе нет. Очевидно, среди них есть и такие, которые действительно поверили Христу, доверились Ему, но еще не пришли к Нему, еще не пришел их час. И в свое время, если они будут идти дальше, они обязательно придут.
И вот именно об этом слова Христа: кто не против вас, тот за вас. Кто вас не изгоняет только потому, что вы христиане, у того уже есть шанс стать христианином. Не пришел еще его час, но обязательно придет. А вы не мешайте, не отдаляйте приход этого часа. Оставьте расти до времени и пшеницу и плевелы, и в свое время, когда настанет жатва, хозяин сам разберется, потому что будет уже совершенно ясно, где сорная трава, а где пшеница.
Вот так и каждый из нас должен созреть в свою меру. Не нужно торопиться с осуждением, нужно дать время созревания, когда человек дойдет до конца в своем стремлении или к добру или к злу. Тогда уже будет всем ясно и очевидно, кто он и на чьей он стороне.
Но чтобы мы не ошиблись, еще раз вспомним слова Христа о необходимости умаления, о необходимости быть как дети, и по-детски, с доверием и просто без всяких задних мыслей принимать человека таким, каков он есть. И тогда, возможно, с помощью Божией мы ошибемся, и не повредим ни себе, ни ему, а поможем. Аминь.
События в Руской истории
1723 — начальник Ревельской эскадры Фан-Гофт получает приказ Петра I срочно оснастить и вооружить для дальнего плавания два новых, только что построенных в Амстердаме фрегата: «Амстердам-Галей» и «Декронделиаде».
1888 — Первое исполнение симфонической сюиты «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
1957 — в СССР запущен КА «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту. Собака погибла через короткое время после старта от перегрева.
1958 — советские учёные наблюдают вулканическое извержение на Луне.
1963 — свадьба космонавтов Андрияна Николаева и Валентины Терешковой. Впоследствии они разведутся.
1993 — Синод Русской православной церкви лишает священника Глеба Якунина сана за участие в парламентских выборах.
Родились
См. также: Категория:Родившиеся 3 ноября
1733 — Михаил Матвеевич Херасков, писатель, драматург, поэт, масон.
1797 — Александр Александрович Бестужев-Марлинский, русский писатель-декабрист.
1801 — Карл Бедекер, немецкий издатель, основавший в 1827 в Кобленце издательство путеводителей по различным странам.
1882 — Якуб Колас, белорусский писатель.
1883 — Дмитрий Стахиевич Моор, советский график, автор плакатов.
1887 — Самуил Яковлевич Маршак, русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик.
1895 — Эдуард Георгиевич Багрицкий (Дзюбин), поэт.
1924 — Леонид Генрихович Зорин, драматург.
Скончались
1835 — Дмитрий Иванович Хвостов (р. 1756), граф, сенатор, стихотворец, член «Беседы любителей русского слова» и Российской Академии.
1901 — Константин Степанович Веселовский (р. 1819), экономист, статистик, академик Петербургской АН.
1918 — Александр Михайлович Ляпунов (р. 1857), русский академик-математик. Создал теорию устойчивости, равновесия и движения механической системы с конечным числом параметров.
1970 — Иосиф Моисеевич Тронский (Троцкий) (р. 1897), российский и советский филолог-классик, индоевропеист, крупнейший специалист по античной литературе.
1993 — Лев Сергеевич Термен (р. 1896), изобретатель, создатель первого электро-музыкального инструмента