Православный календарь 2 ноября (20 октября по ст.ст)
Ноябрь 1st 2010 -
Православный календарь 2 ноября (20 октября по ст.ст)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Святой великомученик Артемий (362).
Священномученик Николай Любомудров пресвитер (1918).
Священномученик Герман (Кокель), епископ Алатырский, (1937).
Свщмчч. Зосимы Пепенина, Иоанна Талызина, Иоанна Речкина, Иоанна Ганчева, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Родионова и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравеца диаконов и мч. Павла Бочарова (1937).
Праведного Артемия Веркольского (1545)
Мчч. Аборсама и Сеноя Персидских (341).
Мчч. Евора и Евноя, Персидских.
Прп. Матроны Хиосской.
Мч. Зевины из Кесарии Палестинской.
Преподобного Герасима Нового, Кефалонского (Греч. ).
Свт. Акка, еп. Хексхэмского (740) (Кельт. и Брит.).
Новомч. Игнатия Афонского (Греч.).
икона Артемий Веркольский
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Вмч. Артемия. Тропарь, глас 4.
Истинною бо Христовою верою/ утверждься, страстотерпче,/ мучителя злочестива царя/ победил еси со идольским того возношением./ Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго,/ пресветлым венцем победным одарен бысть,/ вся исцеляяй болящия и призывающий тя, Артемие великий,/ моли Христа Бога/ спасти души наша.
Кондак, глас 2.
Благочестиваго и венценоснаго мученика,/ на враги победы вземшаго одоление,/ сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия,/ превеликаго в мученицех,/ чудес же дателя пребогатаго,/ молится бо Господу о всех нас.
Прав. отрока Артемия Веркольского. Тропарь, глас 2.
Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим,/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ о иже верою и любовию приходящим к тебе, подал исцеление всем неотложно,/ и моляся Христу Богу, спастися душам нашим.
Кондак, глас 8.
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его, дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Кол. 2, 20-3, 3; Лк. 9, 23-27). Не стыдись исповедать Господа Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим и искупившим Своею крестною смертью, воскресением же и вознесением Своим открывшим нам вход в Царство Небесное. Если ты постыдишься, то и Он постыдится тебя, «когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов». Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как в начале только и речей было, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том и речь охотнее течет. Неужели же к Господу меньше стало лежать сердце? Судя по речам, должно быть так. Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему; опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нем речи, и священство молчит. И вышло, что речь о Господе Спасителе и о главном нашем деле — спасении — исключена из круга речей, принятых в обществе. Что же, скажете, неужели только и говорить, что об этом? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорят ли христиане или язычники, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям. Пересмотрите все журналы, о чем только там не пишут? Но повести речь по христиански никому нет охоты. Мудреное время!
Проповедь на каждый день
О очищении ока
(Лк. 11, 34-41)
(1 Фес. 3, 9-13)
Господь сказал: «Светильник для тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если око твое будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма»?
Значит, око освещает не столько внешний мир, сколько — собственное тело! И вполне зрячее око может быть причиной того, что все «тело твое будет темно». Преподобный Дорофей приводит пример. Стоит человек на улице. Проходит некто мимо, и думает: «вот, ждет, кого бы ограбить». Тут же проходит другой, и думает: «вот раб Божий ждет друга, чтобы вместе пойти помолиться». Потому что у одного око темное, а у другого — светлое. Или — еще пример. Один епископ увидел проходящую мимо известную в городе блудницу, и… заплакал. «Посмотрите, — сказал он своим собратьям, — с каким тщанием эта женщина украшает себя, чтобы угодить поклонникам. С таким ли усердием мы украшаем себя добродетелями, чтобы угодить Небесному Жениху»? Даже при взгляде на источник греха и соблазна, все тело святого человека просветилось, и его воля еще более окрепла, чтобы трудиться для Царства Небесного. Что же он скажет, глядя на тех, кто преуспевает в добре? Конечно же, вместе с Апостолом воскликнет: «Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом»!
А человек с темным оком от всего оскверняется. На что бы он ни взглянул, — в нем оживают и копошатся темные страсти: то гнев, то вожделение, то зависть. Фарисеи осквернились даже взглянув на Господа Иисуса, осудив Его за то, что не совершил ритуального омовения рук перед едой. Сами они всегда тщательно мыли руки, потому что для них все вокруг было скверным и нечистым, — настолько темно было их око, настолько «внутренность» их была «исполнена хищения и лукавства»!
Господь обличил их в этом, и открыл, какой помысел должен быть в сердце, чтобы светлым оком смотреть вокруг: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть; тогда все будет у вас чисто». Как только научишься видеть во всем повод для творения милостыни, сразу все темные чары рассеются, мир преобразится, и все внутри и вокруг «будет светло» «так, как бы светильник освещал тебя сиянием».
Так и в приведенном в начале примере. Второй прохожий поистине желал творить милостыню «из всего, что у него есть». Едва увидев человека на улице, он первым делом подал ему милостыню хотя бы добрым помышлением о нем.
Проповедь священника Евгения Горянчика
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Господь наш Иисус Христос сказал: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
Что такое душа, которую можно сберечь и потерять? Это от Бога данная жизненная сила, делающая человека живым. Это не материальная, бестелесная разумная составляющая человеческой природы. Душа дана человеку навечно. Тело человека умирает, а душа его продолжает жить. Важно то, как будет жить душа. Если с Богом, то это подлинная совершенная жизнь и блаженство. Если же без Бога, вдали от Бога, то это пребывание во мраке и не может быть названо собственно жизнью, но есть плач и скрежет зубов.
Вечная жизнь начинается для человека на земле. И от того, как живет земной человек, как он относится к Богу, к окружающему его миру, другим людям, собственной душе зависит и жизнь в вечности. Как говорят, земная жизнь — это время подготовки к созреванию в жизни вечной.
Сегодня популярно следующая формула жизни: жить для себя. То есть посвятить время для удовлетворения любых своих интересов и пожеланий. При этом люди часто забывают о Боге, о ближних, о нуждающихся. В такой жизни нет места состраданию и милосердию, терпению и любви. И к тем, кто живет для себя, относятся слова Спасителя о том, что они потеряют жизнь. Кто живет для себя на земле, не может жить с Богом в блаженной вечности.
Для того, чтобы не потерять души своей, нужно потерять ее ради Христа на земле. То есть посвятить жизнь Богу, последовать за Христом, взяв крест свой. Нужно исполнить волю Божию, перенести без ропота и уныния трудности земной жизни. Нужно послужить ближним, явить к ним милосердие и сострадание. Важно с решимостью вести борьбу за преодоление своей греховности во всех ее проявлениях. Здесь предельно необходима помощь, подаваемая Богом в Таинствах Церковных: молитва Церкви, покаяние, причастие Святых Христовых Таин укрепят и вразумят и сделают возможным следование за Христом.
Постараемся же с Божией помощью не погубить своей души, но пройдем поприще земного пути согласно с волей Божией, да не лишимся вечной радости в Царстве Господа нашего. Аминь.
События Русской истории:
1721 — во время празднования Ништадтского мира Сенат подносит царю Петру I титул императора.
1790 — Александра Радищева, закованного в кандалы, фельдъегерь увозит в Сибирь.
1831 — в Санкт-Петербурге на охтинском Адмиралтействе закладывается фрегат «Паллада», вошедший в историю благодаря роману И. А. Гончарова «Фрегат „Паллада“».
1874 — учреждение в Кронштадте Минного офицерского класса и Минной школы для рядовых специалистов.
1894 — вступает на престол последний российский император Николай II.
1914 — Россия объявляет войну Турции.
1927 — в Ленинграде сооружён самый большой закрытый плавательный бассейн в СССР.
1937 — на пяти башнях московского Кремля загораются рубиновые звезды.
1939 — Верховный Совет СССР принимает Закон о включении Западной Белоруссии в состав СССР с воссоединением её с Белорусской ССР.
1940 — вводятся персональные воинские звания для рядового и младшего начсостава РККА.
1941 — в г. Ульяновске открыт Ульяновский филиал Центрального музея В. И. Ленина.
1942 — указ Президиума ВС СССР «Об образовании Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР».
Родились
1783 — Саблуков, Александр Александрович, русский изобретатель и учёный, генерал-лейтенант корпуса горных инженеров.
1800 — Екатерина Ивановна Лаваль, графиня, в замужестве — княгиня Трубецкая, первая из жён декабристов, последовавшая за мужем в Сибирь.
1833 — Николай Иванович Жуковский, русский революционер, бакунист.
1835 — Дмитрий Дмитриевич Минаев, поэт-сатирик, пародист, фельетонист, переводчик.
1843 — Марк Матвеевич Антокольский, скульптор («Иван Грозный», «Пётр I», «Ермак»).
1861 — Георгий Евгеньевич Львов, князь, глава кабинета министров Временного правительства.
1864 — Елизавета Фёдоровна Романова, родная сестра последней российской императрицы, основательница Марфо-Мариинской обители.
1884 — Михаил Васильевич Шулейкин, советский учёный в области радиотехники.
1886 — Евгений Алексеевич Косминский, советский историк-медиевист, академик АН СССР.
1901 — Дмитрий Данилович Лелюшенко, советский военачальник, генерал армии, дважды Герой Советского Союза, герой ЧССР.
1902 — Сергей Алексеевич Лебедев, создатель первых отечественных ЭВМ серии БЭСМ.
1906 — Даниил Андреев, поэт, писатель, философ, создатель религиозно-философского учения «Роза Мира»
1923 — Иван Георгиевич Лазутин, российский писатель, драматург.
1927 — Юрий Алексеевич Трутнев, советский и российский учёный — физик, академик, доктор технических наук.
Скончались
1813 — Дмитрий Петрович Неверовский, герой Отечественной войны.
1844 — Михаил Леонтьевич Магницкий (р. 1778), поэт, публицист, деятель народного просвещения.
1889 — Николай Успенский (р. 1837), русский писатель.
1907 — Афанасий Николаевич Матюшенко, один из руководителей восстания на броненосце «Потёмкин» в 1905 (повешен).
1907 — Сергей Силович Синегуб, русский революционер-народник.
1926 — Владимир Карпович Дебогорий-Мокриевич, русский революционер, народник.
1937 — Владимир Ильич Иохельсон, советский этнограф, исследователь народов Крайнего Севера.
1944 — Павел Михайлович Никифоров, советский геофизик, член-корреспондент АН СССР.
1955 — Борис Викторович Старк, советский металлург, член-корреспондент АН СССР.
1956 — Константин Николаевич Державин, советский литературовед, театровед и переводчик.
1964 — Елена Ильина (настоящее имя Лия Яковлевна Прейс) (р. 1901), писательница («Четвёртая высота»).
1972 — Александр Альфредович Бек, писатель («Волоколамское шоссе»).
2003 — Лев Израилевич Горлицкий, советский конструктор бронетехники.