Православный календарь 11 Ноября (29 Октября)
Ноябрь 10th 2010 -
Православный календарь 11 Ноября (29 Октября)
Православный календарь 10 Ноября (28 Октября ст.ст.)
В этот день:
Прмц. Анастасии Римляныни (III).
Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360).
Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073—1077).
Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1930).
Сщмч. Евгения пресвитера (1937).
Мц. Анастасии (после 1937).
Сщмч. Леонида пресвитера (1941).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285).
Прп. Анны Константинопольской (826).
Прп. Аврамия, затворника Печерского.
Прмч. Афанасия.
Прп. Ермилиндисы, пустынницы (Нидерл.).
Новомч. Афанасия Спартанского (Греч.).
Мч. Тимофея Есфигменского (Греч.).
Мц. Мелитины Маркионопольской (Греч.).
Мчч. Кирилла, Мины и Минеона (Греч.).
Св. Ростислав принц Моравский (870) (Чехия).
Св. Серапиона Зарзмского (900) (Груз.).
икона: Авраамий Ростовский
Анастасия Римляныня
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитва:
Прмц. Анастасии Римляныни. Тропарь, глас 4.
Агница Твоя, Иисусе, Анастасия,/ зовёт велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую, / и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами/ яко Милостив спаси души наша.
Прп. Аврамия. Тропарь, глас 8.
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобие Авраамие, дух твой.
Кондак Авраамия, глас 3.
Во плоти, яко Ангел, на земли явился еси,/ и лощением был еси, яко древо насажденное, / водою воздержания добре возрастився/, и теченьми твоих слез скверну омыв:/ сего ради явился еси приятелище Божественное, Авра-амие, Духа.
Прп. Аврамия, архим. Ростовского. Тропарь, глас 1.
Просветйвся Божественною благодатию, / неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия: / и по смерти сияя светлостию жития твоего, / источаеши исцеления притекающим с верою к тебе, / Авраамие отче наш, / Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак, глас 2.
Иго Христово прием, Авраамие, / и Того крест на рамо взем,/ последовал еси Ему,/ насажден быв в дому Господни / и процвел еси, яко финике и яко кедр, иже в Ливане,/ умножил еси чада твоя, муж желаний духовных:/ от возлюбленнаго же апостола Иоанна Богослова благодать восприим,/ жезлом сокрушил еси идола/ и рассыпал еси его, яко прах,/ и чудотворец убо велий явился еси, преподобие./ Темже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.
Прп. Аврамия, затворника Печерского. Тропарь, глас 2.
Велия веры исправления, / в пещернем затворе, яко на воде упокоения, / преподобне отче Авраамие, радовался еси, / огнем бо любве Божественным распалаемь, / бдением и молитвою безстрастия достигл еси / и явился еси равноангельный на земли, / того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак, глас 3.
Во плоти яко Ангел на земли явился еси,/ и пощением, яко древо насажденное при водах воздержания, добре возрос еси,/ теченьми же твоих слез скверну омыв, Авраамие,/ явился еси селение Божественное Святаго Духа.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
1 Фес. 2, 9-14; Лк. 11, 14-23
«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него». Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.
Проповеди на каждый день
О бедах и о грехах
Однажды Господь Иисус Христос со Своими учениками проходил мимо слепорожденного, сидящего при дороге (Ин.9,1—3). Наверное, этот человек имел такой жалкий вид, что ученики захотели узнать причину: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым»? Тут не простое любопытство, но сокровенное желание самим избежать такой беды.
Вообще человеку свойственно искать закономерности, чтобы увереннее идти по жизни. Так, при виде всякого несчастья, всякой страшной смерти, очень хочется найти видимую причину, чтобы ее обойти. И в то же время хочется оправдать случившееся, успокоить себя, мол, по грехам этот человек получил заслуженное. Со мною же это не случится, потому что я не такой. Нам все хочется заключить в простую формулу. Почему «четыре»? А потому что здесь «два умножено на два».
Сегодня тоже узнаем о двух несчастьях. Понтий Пилат жестоко казнил нескольких Галилеян. А в Иерусалиме обрушилась Силоамская башня. Не дожидаясь обычных вопросов, Господь сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала Силоамская башня и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете». И на вопрос о слепорожденном Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3).
Господь не отрицает связи наших бед с нашими грехами. Но все гораздо глубже. При виде чужих несчастий, действительно, надо со страхом поглядеть себе под ноги, не стою ли я на этом же обрыве? И если так, то первым делом надо покаяться и оставить грех. Но бывает, что и каемся, и исправляемся, и делаем все, что нам говорят, а беды не отступают. Закон не срабатывает, и возникает обида на Бога. А по причине Его недоступности, набрасываемся на своего духовника.
А может быть, тебе, как большому кораблю, Бог определил и большое плавание, и по твоим силам дал тебе такой крест? Может быть, Он хотел, чтобы на тебе, как на многострадальном Иове, явились миру великие Божьи дела? А может быть, это и есть та самая Божья воля, которую мы все время выпрашиваем у Него: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли»? Иов еще не знал этой молитвы, а нам она уже открыта. А как узнать Божью волю? А так: если это не моя воля, если я этого не хотел и не ждал, и не хочу принимать, и не хочу нести; если это совершенно не мое, — значит, это и есть — Божье. И просто надо взять это, и смиренно понести.
«Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово». Но ни у кого никогда не получится заключить всю свободу Бога и человека, все бесконечное богатство Божией премудрости — в любые, даже самые благочестивые «дважды-два-четыре».
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.
О разделении сатаны в себе
Однажды Господь «изгнал беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить». А фарисеи, вместо того, чтобы прославить Исцелителя, и порадоваться за исцеленного, сказали: «он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского». Откуда такая мысль? Лишь бы отмахнуться от истины? Или — кто упорно враждует против истины, тот неизбежно начинает верить только в силу бесов?
А Господь далее показывает, что в этих словах не Ему укор, но приговор самому темному царству. Он показывает, что и во лжи может быть прославление истины, и тем большее прославление, чем бессовестнее ложь. Он говорит: даже если вы правы, даже если Я «силою веельзевула изгоняю бесов», то значит «сатана разделился сам в себе». Ну а если так, то «как устоит царство его»?
Как часто мы наблюдаем смертельную борьбу зла со злом же. Страсти борются за человека. Гневливость разрушает блудные союзы. Тщеславие не дает воли чревоугодию. А иногда низкие страсти в прах сокрушают гордость. Кажется, победил ту или иную страсть, а на самом деле просто хозяин у тебя переменился, а ты так и остался рабом.
А в общественной жизни идет борьба тирании с анархией. Только порадуешься, что свергнута жестокая тирания, как наступает такой разгул анархии, что с тоской вспоминаешь прежние времена. А едва кто-то начнет восстанавливать порядок, сразу такие реки крови потекут, что подумаешь: ну его, этот порядок!
Но все же радостно вспомнить мгновенье, когда, например, многолетняя страсть вдруг отпустила, и оказалось, что она не всесильна. Или — самый первый глоток свободы. Или — чувство радости, когда узнаешь, что появился человек, бросивший вызов анархии и распаду. Во всем этом залог того, что зло не устоит, потому что оно всегда разделяется само в себе и восстает само на себя.
Ну а по-настоящему противостоять злу может лишь то, что имеет силу соединять. Причем, соединять даже разделенное по природе. Апостол Христов в Духе Христовом пишет: «мы были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2, 7). И тут же: «вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу».
Материнская нежность, соединенная с отцовским мудрым и властным назиданием, — вот сила, способная поистине «перстом Божиим» окончательно побеждать бесов.
Проповедь протоиерея Александра Глебова
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы слышали сегодня отрывок из 5, заключительной главы Первого послания апостола Павла к фессалоникийцам, где апостол краткими предложениями как бы тезисно призывает нас к приобретению определенного внутреннего состояния. Он пишет: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте терпеливы ко всем... Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите… Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте».
Вот давайте попытаемся понять, что стоит хотя бы за некоторыми из этих кратких пожеланий.
«Вразумляйте бесчинных». «Бесчинные» — это в данном контексте не те, кто буянит, или скандалит, нарушает естественные нормы человеческого общежития, нарушают его чин, почему они и называются бесчинными. Нет. здесь «бесчинные» – это бездельники, которые забросили все свои дела и стали ожидать скорого пришествия Христова.
Вообще, Первое послание к фессалоникийцам – это первое по времени написания книга Нового Завета. из всего корпуса новозаветных писаний, в который входят 4 Евангелия, книга Деяний апостольских, апостольские послания, Апокалипсис – именно Первое послание к Фессалоникийцам было написано раньше всех, приблизительно в 50 или 51 году. А самая последняя книга Нового Завета – это Евангелие от Иоанна.
Причиной написания апостолом Павлом Первого послания к фессалоникийцам, или даже не послания, а письма христианам города Фессалоники послужило то, что им было присуще ожидание очень скорого Второго Пришествия Христова. Они считали, что Господь вот-вот придет, и очень смущались тем обстоятельством, что некоторые люди, в первую очередь их родные и близкие, судьба которых им была небезразлична, умерли и не дождались Второго Пришествия Христа, не встретились с Ним. И апостолу Павлу приходится разъяснять, он пишет: «Не хочу же оставить вас, братия в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Этот текст многим из нас хорошо знаком, поскольку он читается при заупокойных службах, на отпеваниях. И апостол здесь утешает, он говорит, что не надо скорбеть об умерших, что якобы они умерли, и значит, лишатся встречи со Христом. Нет. При Втором Пришествии они будут воскрешены, как Христос умер и воскрес, и уже вместе с живущими они, воскресшие, будут свидетелями Второго Пришествия.
Интересно, как изменилось сознание людей. Для нас встреча со Христом понимается как в первую очередь собственная физическая смерть, а для христиан первого века – это то, что должно произойти при их земной жизни. Они очень беспокоились, если кто-то умрет, не дождавшись Второго Пришествия.
Вообще, эта вера в скорое Второе Пришествие Христа, была свойственна не только фессалоникийцам, но и всему христианскому сознанию первого века. В том числе и апостолам, и апостолу Павлу в частности. Ведь заканчивается сегодняшний отрывок Послания словами: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
То есть он говорит о Втором Пришествии тоже как о том, что должно будет скоро произойти. Он разделяет эту точку зрения, что Господь скоро придет. Но разделяя это убеждение, он тем не менее наставляет фессалоникийцев, чтобы ожидание Господа не служило поводом к бесчинию, к безделию, когда люди сворачивали все свои дела, говорили, что со дня на день наступит конец света и поэтому какой смысл работать, надо сидеть и готовиться к встрече со Христом. И вот таких людей, как говорит апостол, надо вразумлять.
Как и сегодня надо вразумлять многих наших собратьев по вере, мистически настроенных, живущих какими-то апокалиптическими ожиданиями, придающими губительное значение цифрам, вместо того, чтобы трудиться во славу Божию и стараться исполнять то, к чему призывает Господь.
«Поддерживайте слабых». Что за слабые? Ну имеются в виду слабые не физически, которые без посторонней помощи не могут передвигаться, хотя и это тоже, таких тоже надо поддерживать. Но в первую очередь здесь речь идет о людях, неокрепших в вере, о суеверных, которые еще не оставили своих языческих привычек и обычаев. Что, к сожалению, сегодня, через 2000 лет после написания этих слов, не менее актуально.
И в наших храмах сегодня еще много людей и суеверных, и обрядоверных, с откровенно языческими взглядами на церковную жизнь. И когда на нас так смотришь, слушаешь, взрослые и вроде бы здоровые люди начинают спорить о том, какая икона чудотворнее или какая вода святее, там, в зависимости от дня ее освящения, и многие другие рецедивы язычества, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Да и на церковные таинства и на обряды часто смотрят просто как на какие-то магические действия.
Следующий призыв апостола нуждается в более детальном пояснении: «Всегда радуйтесь». А как можно радоваться всегда? Ведь у радости должны быть свои причины. А если у человека без всякого повода на лице постоянно улыбка, то это скорее настораживает, чем является свидетельством того, что этот человек достиг духовного совершенства, к которому призывает апостол Павел. Поэтому и говорят в народе: Смех без причины – не самый лучший признак. Но апостол Павел имеет в виду не эмоциональную радость, не радость, как следствие чего-то приятного для нас. потому что когда исчезнут причины, вызвавшие в нас радостное состояние, то не будет и радости.
Апостол говорит о состоянии человеческого духа, который через свою близость с Богом, через воздействие на него Божественной благодати обретает внутреннюю радость. Радость, вызванную не внешними факторами, а присутствием Бога в жизни человека.
От этой внутренней радости люди не прыгают до потолка и не хохочут, но и никакие внешние препятствия и испытания не способны их лишить той радости, которую дал им Бог. Кстати, история христианских мучеников – это как раз пример того, как люди даже под страхом смерти, даже претерпевая страшные физические страдания не отказывались от Христа. И ведь не случайно. А именно потому что присутствие Христа в их жизни наполняло их жизнь таким содержанием и таким состоянием и радостью, что они отказывались ее терять, невзирая ни на уговоры, ни на пытки, ни на саму смерть.
Далее: «Непрестанно молитесь», — говорит апостол. Опять вопрос: как может молиться человек непрестанно? Ведь каждый из нас в течение жизни, в течение суток с кем-то работает, с кем-то общается, спит, ест, решает проблемы, сосредотачивается на каком-то деле и поэтому не может одновременно молиться.
Но молитва это не только общение с Богом. Молитва – это еще и предстояние перед Богом, это памятование о Боге. И вот эту память о Боге надо сохранять всегда, даже когда занимаешься абсолютно мирскими делами, надо помнить, что тебе делать можно, а что тебе делать нельзя. Непрестанная молитва – это жизнь человека, как бы в тех границах, за которые Господь не рекомендует человеку выходить. Каждый из нас, конечно, волен ходить куда угодно, и мы часто далеко уходим на территорию греха, где правит дьявол, где нет Бога.
И здесь, конечно, уже не до молитвы, не до общения с Богом. на территории греха у нас уже другой собеседник. Все вышеперечисленные призывы апостола Павла они в равной степени относятся как к христианам древней фессалоникийской церкви, так и к нам с вами. Да, за эти 2000 лет мир изменился до неузнаваемости, а человек остался таким же. и поэтому и средства для исцеления души человеческой предлагаются те же самые, которые содержатся в Священном Писании, в Евангелиях, в Апостольских посланиях. То, что ученики Господа видели, слышали, записали, и то, что мы называем словом Божиим. Аминь.
Этот день в Русской истории
1480 — завершение Стояния на Угре. Падение татаро-монгольского ига.
1837 — открытие движения по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом.
Родились
1820 — Павел Обухов (ум. 1869), русский металлург, создатель Обуховского завода, изобретатель пушек.
1821 — Фёдор Михайлович Достоевский, русский писатель.
1848 — Зиновий Петрович Рожественский, командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой, проигравший Цусимское сражение, вице-адмирал.
Скончались
1434 — Максим Московский, святой Русской церкви, юродивый.
1885 — Дмитрий Егорович Мин (р. 1819), врач и поэт.
1919 — Павел Чистяков (р. 1832), живописец.
1946 — Николай Бурденко (р. 1876), нейрохирург.
1960 — Николай Зубов (р. 1885), океанолог, полярный исследователь, инженер-контр-адмирал.
1972 — Ве́ра Миха́йловна И́нбер (р. 1890), русская советская поэтесса и прозаик.
1983 — Арно Бабаджанян