Православный календарь 10 Ноября (28 Октября ст.ст.)
Ноябрь 9th 2010 -
Православный календарь 10 Ноября (28 Октября ст.ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Мц. Параскевы, нареченной Пятница (III).
Мчч. Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249-250).
Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX).
Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266).
Прп. Иова, игумена Почаевского (1651).
Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
Новосщмч. свящ. Михаила (Лекторского) (1921).
Св. Арсения Каппадокийского (1924).
Прп. Нестора некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Св. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853).
Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III).
Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363).
Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI).
Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VI) (Груз.).
Свт. Фирмалиана, еп. Кесарии Каппадокийской, и прп. Малхиона, пресв.
Св. Февронии, дщери имп. Ираклия.
Прав. Параскевы, девы Пириминской, Пинежской.
Новомчч. Ангелия, Мануила, Георгия и Николая, Критских (Греч.).
Свт. Афанасия I, патр. Константинопольского (Греч.).
Покров Божией Матери (Греч.).
иконы: Димитрий Ростовский
Иов Почаевский
Арсений Сербский
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Мц. Параскевы. Тропарь, глас 4.
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ мужескую крепость приймши,/ женскую же немощь отвергши,/ диавола победи и мучителя посрами,/ вопиющи и глаголющи:/ приидйте, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./ Тоя молитвами, Христе Бойсе,/ спаси души наша.
Ин тропарь святыя великомученицы Параскевы, глас 8.
Иже веруя и мужеством душевным, тезоименитне,/ диавола посрамила еси/ и мучительское прещение и раны доблественне победила еси,/ мученице Параскево, вопия:/ мечем сосецайте и огнем сожизайте тело мое,/ яко да, радуюся, прииду Жениху моему Христу Богу./ Егоже моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 3.
Всесвятое и непорочное мучение принесши,/ яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу,/ Ангельское ликостояние возвеселила еси/ и победила еси демонския козни./ Сего ради тя честно верою чтим,/ мученице Параскево многострадальная.
Мчч. Терентия и Неониллы и чад их. Тропарь, глас 4.
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощный дерзости,/ тех молитвами/спаси души наша.
Слава, тропарь Стефана, глас 5.
Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/ посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/ и преложися к Богу, чудотворец показася,/ в вечней славе со Ангелы ликуя,/ с ними же моли помиловати души нагла.
Кондак Стефана, глас 4.
Насадил еси добродетелей рай/ и напоил еси токами слез твоих,/ яко жизни, всеславне, древо получив,/ спаси молитвами твоими от тли стадо твое,/ избави от обстояний тепле чтущих тя, Стефане,/ тя бо предстателя величайша, мудре,/ вси верою и любовию стяжахом.
Кондак, мучеников, глас 4.
Мученическая честная память прийде днесь, веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и подружии его./ Тепле убо стецемся, да приймем исцеление,/ сии бо благодать приемше от Духа Святаго/ исцеляти недуги и болезни душ наших.
Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Тропарь, глас 8.
Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4.
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу/ и спасет правоверием души наша.
Свт. Арсения, архиеп. Сербского. Тропарь, глас 8.
Милости наставниче и благоутробия сокровище, / еже всем отверзл еси, / правоверия учителю и архиереев Божественное удобрение, / отче наш, иерарше Арсение, / нищих был еси заступник: / тем моли Христа Бога, / просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
Кондак, глас 2.
В пищи словес твоих, Богоносе Арсение,/ разумно чада твоя питая,/ языком хваля, устнами же пение принося, вещанием зовый:/ Христе, Ты еси Свет неизреченный.
Прп. Иова, игумена Почаевского. Тропарь, глас 4.
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподоблялся,/ Божественныя же ревности обою приобщался,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинный веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобие отче наш,/ моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 4.
Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.
Св. Арсения Каппадокийского. Тропарь, глас 3.
Житие богоугодное добре скончав / сосуд честен Утешителя явился еси, Богоносне Арсение, / чудес благодать приим, всем подаеши скорое вспоможение, / отче преподобне, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(1 Фес. 2, 1-8; Лк. 11, 9-13). Господь убеждает к молитве обетованием услышания, поясняя его сердоболием естественного отца, благосклонного к прошениям детей своих. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня, вместо хлеба, и змеи, вместо рыбы. Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея — и не дает просимого. Отец и мать изливают перед Богом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Господь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее, только не по понятию просящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой умирает сын. Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание, а делание наперекор, или предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовление к другой жизни, не может быть сомнения, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут. Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей».
Проповеди на каждый день
О том, кто — антихрист
(Лк. 12, 48-59) (2 Фес. 2, 1-12)
Апостол Павел советовал «не спешить колебаться умом», и не «смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает» второе пришествие Христово. Сам же Господь во время Своей земной жизни, напротив, укорял людей за то, что они «лице земли и неба распознавать» умеют, а «времени сего» распознать не смогли.
Но ведь пришествие Христа в мир было совершившимся фактом, и не видеть этого было нельзя. Второе пришествие будет еще более очевидным. Тут уж совсем будет не до гаданий. Но прежде должно будет закончиться духовное расслоение, которому Сам Господь положил начало: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: три против двух, и два против трех; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери». Пока все в тайне: и «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3, 16), и «тайна беззакония». Пока и за маской веры может крыться совершенное беззаконие, и за маской безверия — жизнь, достойная подражания. Когда же все до предела наберет силу, тогда Господь, наконец, возьмет «от среды» всех, кто по Его воле сдерживал разлитие зла.
И тогда — «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Причем, это, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением». «Вы укоряли христиан, почему нет чудес? — Правильно укоряли. Вот вам чудеса во множестве, когда только пожелаете. Вы справедливо спрашивали, где Бог, и почему Его нельзя видеть? — Вот, теперь видите, и всегда, когда захотите, сможете видеть».
И тогда все сыны погибели, все, которые так и «не приняли любви истины для своего спасения», — увидят, вокруг кого им собираться.
Ну а сыны спасения увидят, откуда бежать, чтобы не попасть на суд, где «будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду», и чтобы не быть рядом с тем, «которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего».
Ну а пока наша задача — разглядеть, кто тот таинственный «соперник», от которого надо успеть освободиться, «чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу». А то мы все не от того, от кого надо, хотим избавиться. Чуть кто нарушит наш покой, наступит на ногу, сразу кричим: «антихрист»! Чуть Господь стеснит наш путь, чтобы помочь спастись, мы сразу: «последние времена»!
А на самом деле «антихрист», это — всякий день, проведенный в покое и расслаблении. Потому что подрывает и веру, и силу, и мудрость, и все меньше оставляет надежды, что сможем «распознать» и достойно пройти сквозь действительно последние грядущие времена.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.
О чем просить
Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Но «всякий» как раз мог бы привести много примеров, когда его прошения исполнены не были. Апостол Иаков объясняет: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3). И в Евангелии есть указания, какие прошения похвальны и будут непременно удовлетворены. "Положим, — говорит Господь, — что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги пришел ко мне, и мне нечего предложить ему». Он пришел не потому, что ночью вдруг захотел есть. Ему надо исполнить священный, заповеданный Богом закон гостеприимства. И он будет стоять и просить, не смущаясь ни отказами, ни укоризненными словами. И если его просьбу не исполнят сразу, то все равно исполнят «по неотступности его» (Лк.11,5-8).
И другой пример. Евангелист Лука рассказывает про вдову, как она, загнанная в угол своими обидчиками, просила защиты у судьи, который так прямо и говорил о себе: «я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь» (Лк. 18, 3-7). Но так уж она достала его своими отчаянными просьбами, что и этот бессовестный человек пошел ей навстречу, только бы отвязалась. И Господь заканчивает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их»?
Апостолы Христовы именно день и ночь вопияли к Богу. Но чтобы их молитвы были услышаны, — они еще и постоянно испытывали свои сердца, чтобы в них не было «ни заблуждения, ни нечистых помыслов, ни лукавства», «ни слов ласкательства», «ни видов корысти», ни искания «славы человеческой».
Господь обращается к тем, кто считает Его своим Отцом. Если сын попросит хлеба, неужели отец даст камень? Если попросит рыбы, неужели даст змею? Если попросит яйцо, неужели даст скорпиона? Ну, а если сын попросит змею или скорпиона, не зная, какой яд кроется в них? Если попросит камень, думая, что это и есть хлеб?..
Кого называют отцом, тому доверяют. Даже человек способен «нежно обходится с детьми своими». Даже слуга Божий имеет дерзновение говорить: «мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши».
«Тем более Отец Небесный». Поэтому будем просить с сыновним доверием, и не забывать благодарить за все исполненные просьбы. А еще больше — благодарить за просьбы неисполненные. Потому что именно тут, может быть, сильнее всего сказывается Его любовь, которая «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5), не ищет славы и похвал, а ищет только истинной пользы и совершенного блага своему возлюбленному.
События в русской истории
1913 — на процессе в Киевском окружном суде по обвинению в ритуальном убийстве приказчика кирпичного завода Менделя Бейлиса присяжные вынесли оправдательный приговор.
1917 — В России попытка Керенского совершить контрпереворот закончилась неудачей (события завершатся 12 ноября).
1917 — В Советской России принято постановление «О рабочей милиции». С 1962 отмечается как профессиональный праздник.
1917 — Опубликован декрет о печати, по которому запрещаются контрреволюционые издания.
1917 — Военно-революционный комитет образовал Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, которое приступает к формированию первых красногвардейских авиаотрядов для борьбы с войсками Керенского — Краснова под Петроградом.
1927 — Всемирный конгресс друзей СССР в Москве.
1933 — Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
1941 — началось контрнаступление советских войск под Тихвином.
1942 — германские войска по соглашению с адмиралом Франсуа Дарланом вошли в Вишистскую Францию.
1945 — СССР признал Временное демократическое правительство Албании.
1961 — Сталинград переименовывается в Волгоград, о прежнем названии города — Царицын — уже почти никто не помнит, а второе останется в истории в связи со Сталинградской битвой.
1968 — в сторону Луны осуществляется запуск автоматической станции «Зонд-6».
1970 — Советский Союз запускает научную космическую станцию «Луна-17», которая через неделю прилунится в районе Моря Дождей. На поверхность спутника Земли выедет первое самоходное устройство «Луноход-1», которое будет управляться с Земли и путешествовать по лунной поверхности 11 месяцев. 1993 — в Киеве возле Софийского собора во время столкновения толпы с милицией задерживаются руководители религиозного объединения «Белое братство» Юрий Кривоногов и его жена Мария Цвигун, называющая себя «пребывающим на Земле Живым Богом Марией Дэви Христос».
Родились
1867 — Николай Дмитриевич Телешов, писатель и мемуарист.
1888 — Андрей Николаевич Туполев, авиаконструктор.
1889 — Юрьев, Борис Николаевич, советский учёный в области аэродинамики, академик АН СССР, генерал-лейтенант инженерной службы.
1894 — Георгий Иванов, русский поэт (с 1922 в эмиграции).
1895 — Терентий Семёнович Мальцев, полевод, создатель принципиально новой агротехники. Дважды Герой Социалистического Труда.
1919 — Михаил Тимофеевич Калашников, советский конструктор-оружейник.
1924 — Михаил Фёдорович Решетнёв, генеральный конструктор и генеральный директор НПО ПМ, академик, руководитель разработок ИСЗ «Молния», «Горизонт», «Экспресс» и десятков других космических систем.
1930 — Игорь Иванович Виноградов, критик.
1935 — Игорь Дмитриевич Новиков, советский астроном, занимающийся разработкой теории чёрных дыр.
1946 — Александр Вячеславович Токарев, российский художник, автор серий картин «Человек-Оркестр», «Человек-Театр», «Человек-ZOO» и многочастных философских произведений — полиптихов.
1949 — Александр Николаевич Попов, писатель.
Скончались
1838 — Иван Петрович Котляревский (р. 1769), украинский писатель, основоположник современной украинской литературы.
1842 — Алексей Васильевич Кольцов (р. 1809), русский поэт.
1863 — Гавриил Степанович Батеньков (р. 1793), декабрист, философ, поэт и критик. Участник Отечественной войны 1812 года.
1982 — Леонид Ильич Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1964 года.